Решение б/н Решение по делу № 02-10/10-16 от 27 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/10-16

 

г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть объявлена 23 декабря 2016 года.

Текст решения в полном объеме изготовлен 27 декабря 2016 года.

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

рассмотрев дело, возбужденное в отношении государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Моркинская центральная районная больница» (адрес: ул. Лесная, д. 5, пгт. Морки, Моркинский район, Республика Марий Эл, 425122, ИНН 1208002457, КПП 120801001, ОГРН 1021200648699) по признакам нарушения пункта 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении договора о передаче нежилого помещения в безвозмездное пользование от 15.06.2016 № б/н без проведения конкурса или аукциона,

в отсутствие представителя заявителя, Прокуратуры Моркинского района Республики Марий Эл, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/10-16,

в присутствии представителя ответчика, государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Моркинская центральная районная больница» -

в отсутствие индивидуального предпринимателя , надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела № 02-10/10-16 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 07.11.2016 № 104 возбуждено дело в отношении государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Моркинская центральная районная больница» по признакам нарушения пункта 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении договора о передаче нежилого помещения в безвозмездное пользование от 15.06.2016 № б/н без проведения конкурса или аукциона.

При рассмотрении дела представитель государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Моркинская центральная районная больница» пояснил, что договор на возмещение коммунальных, эксплуатационных услуг от 15.06.2016 между государственным бюджетным учреждением Республики Марий Эл «Моркинская центральная районная больница» (далее – ГБУ РМЭ «Моркинская ЦРБ») и индивидуальным предпринимателем заключен без проведения конкурса или аукциона.

 

Комиссией Марийского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Марий Эл от 23.12.2011 № 1466 утвержден Устав ГБУ РМЭ «Моркинская ЦРБ» (далее – Устав). Согласно Уставу ГБУ РМЭ «Моркинская ЦРБ» находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Республики Марий Эл.

В силу пункта 1.2 Устава полномочия Учредителя Учреждения осуществляет Министерство здравоохранения Республики Марий Эл, координирующее и регулирующее деятельность в сфере здравоохранения; полномочия собственника имущества – Министерство государственного имущества Республики Марий Эл.

Согласно пункту 3.2 Устава учреждение обязано владеть, пользоваться и распоряжаться находящимся у него на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности и назначением имущества, а также в соответствии с заданиями собственника.

Пунктом 5.2 Устава предусмотрено, что имущество Учреждения является собственностью Республики Марий Эл и закрепляется за ним на праве оперативного управления решением Правительства Республики Марий Эл или Министерства государственного имущества Республики Марий Эл.

15.06.2016 между ГБУ РМЭ «Моркинская ЦРБ» и ИП заключен договор на возмещение коммунальных, эксплуатационных услуг № б/н.

Согласно пункту 1.1. вышеуказанного договора предметом договора является возмещение коммунальных, эксплуатационных услуг при возмездном пользовании имуществом государственной собственности - нежилым помещением общей площадью 29,8 кв.м. на первом этаже Поликлиники ГБУ РМЭ «Моркинская ЦРБ» по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район, пгт. Морки, ул. Лесная, д. 5 (далее – имущество). Пунктом 2 указанного договора предусмотрены стоимость и порядок расчетов, согласно которым фактический объем электрической энергии, водоснабжения и канализации, потребленной за расчетный период определяется на основании показаний приборов учета, установленных у потребителя. Оплата за возмещение коммунальных, эксплуатационных услуг потребителем производится ежеквартально не позднее 20 числа следующего за расчетным периодом на основании счетов, счетов-фактур, актов и расчетных ведомостей, выставляемых получателю коммунальными, эксплуатационными организациями. Названный договор вступает в силу с 15.06.2016 и действует по 31.12.2016, а в части расчетов до полного их исполнения сторонами.

Вышеуказанное передаваемое имущество закреплено за ГБУ РМЭ «Моркинская ЦРБ» на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права № 12-12-03/009/2009-059 от 14.12.2015).

Пунктом 5.3 Устава установлено, что Учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, а также особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным, находящимся на праве оперативного управления имуществом, Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено федеральным законом.

30.12.2015 (исх. № 8269) Министерство здравоохранения Республики Марий Эл согласовало ГБУ РМЭ «Моркинская ЦРБ» предоставление в аренду индивидуальному предпринимателю для открытия торговой точки по продаже продуктов питания и открытия офиса по кредитованию населения части помещения тамбура Поликлиники (позиция 1.1 общей площадью 27,7 кв.м., и позиция 1.2 общей площадью 13,0 кв.м.), расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район, пгт. Морки, ул. Лесная, д. 5, Литер А.

Министерство государственного имущества Республики Марий Эл согласие на предоставление в аренду вышеуказанного имущества не представило (письмо от 31.12.2016 № 12-5938).

Документы, подтверждающие проведение конкурса или аукциона в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции при предоставлении вышеуказанного помещения в пользование ИП , а также договор аренды вышеназванного помещения у ГБУ РМЭ «Моркинская ЦРБ» отсутствуют.

Вместе с тем, сумма платы за пользование имуществом, сроки для внесения платы положениями договора не определены.

Таким образом, ГБУ РМЭ «Моркинская ЦРБ» предоставило ИП в безвозмездное пользование имущество, находящееся на праве оперативного управления, без проведения конкурса или аукциона.

Согласно статье 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления осуществляется в порядке, предусмотренном частью 1 названной статьи.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеназванные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, передача государственным бюджетным учреждением части помещения конкретному хозяйствующему субъекту могла быть осуществлена исключительно путем проведения конкурса или аукциона.

Рынок услуг, связанный с торговлей продовольственными продуктами на территории Республики Марий Эл не является закрытым и ограниченным.

Так, на рынке услуг, связанных с торговлей продовольственными продуктами на территории Республики Марий Эл действуют следующие хозяйствующие субъекты: общество с ограниченной ответственностью «Престиж» (ИНН 1208005377, адрес: ул. Степанова, д. 6, пгт. Морки, Моркинский район, Республика Марий Эл, 425120), общество с ограниченной ответственностью «Парус» (ИНН 1208005360, адрес: ул. Строителей, д. 2а, пгт. Морки, Моркинский район, Республика Марий Эл, 425120), общество с ограниченной ответственностью «Родник» (ИНН 1208006910, адрес: ул. Дружбы, д. 9, пгт. Морки, Моркинский район, Республика Марий Эл, 425120), общество с ограниченной ответственностью «Радужное» (ИНН 1208005610, адрес: ул. Трудовые Резервы, д. 18, пгт. Морки, Моркинский район, Республика Марий Эл, 425120), общество с ограниченной ответственностью «Восточный» (ИНН 1208007832, адрес: ул. Мира, д. 20а, пгт. Морки, Моркинский район, Республика Марий Эл, 425120) и другие (письмо территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл от 16.12.2016 № АЦ-12-11/89-ТС).

Передача части помещения в пользование конкретному хозяйствующему субъекту без проведения конкурса или аукциона ставит ИП  в более выгодные условия по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке реализации продовольственных товаров.

Заключение между ГБУ РМЭ «Моркинская ЦРБ» и ИП  договора на возмещение коммунальных, эксплуатационных услуг от 15.06.2016, согласно которому ИП  передано нежилое помещение площадью 29,8 кв.м. на первом этаже Поликлиники ГБУ РМЭ «Моркинская ЦРБ», нарушает положения пункта 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

10.08.2016 договор на возмещение коммунальных, эксплуатационных услуг от 15.06.2016 расторгнут (дополнительное соглашение № б/н).

Вместе с тем, актом сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2016 по 10.10.2016 между ГБУ РМЭ «Моркинская ЦРБ» и ИП ., счетом № БУ000075 от 10.08.2016, счет-фактурой № БУ000078 от 10.08.2016 подтверждается возмещение коммунальных, эксплуатационных услуг по договору от 15.06.2016 на сумму 1 587,30 рублей.

В период с 15.06.2016 по 10.08.2016 договор на возмещение коммунальных, эксплуатационных услуг от 15.06.2016 № б/н действовал и исполнялся сторонами, что подтверждает нарушение пункта 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Марийского УФАС России на основании вышеизложенного и документальных доказательств, имеющихся в материалах дела, приходит к выводу о том, что действия государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Моркинская центральная районная больница», выразившиеся в заключении договора о передаче нежилого помещения в безвозмездное пользование от 15.06.2016 № б/н без проведения конкурса или аукциона, нарушили основной принцип Закона о защите конкуренции – развитие добросовестной конкуренции, фактически, лишив других участников возможности экономически обоснованного участия в конкурсе, аукционе и являются нарушением пункта 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к итоговому выводу о наличии в действиях государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Моркинская центральная районная больница» нарушения пункта 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора о передаче нежилого помещения в безвозмездное пользование от 15.06.2016 № б/н без проведения конкурса или аукциона.

  1. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Моркинская центральная районная больница» нарушение пункта 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора о передаче нежилого помещения в безвозмездное пользование от 15.06.2016 № б/н без проведения конкурса или аукциона.

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны