Решение б/н Решение по делу № 02-10/13-17 от 11 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/13-17

 

г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть объявлена 08 декабря 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 11 декабря 2017 года.

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

рассмотрев дело в отношении Комитета ветеринарии Республики Марий Эл по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в неосуществлении мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Республики Марий Эл, в частности в неосуществлении действий, направленных на определение специализированной организации по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Республики Марий Эл в соответствии с действующим законодательством конкуренции»,

в присутствии ответчика, Комитета ветеринарии Республики Марий Эл -

в отсутствие иных лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) поступило обращение Горномарийской межрайонной прокуратуры от 12.05.2017 № 02-10-2017 (вх. № 5477 от 16.05.2017) о ненедлежащей работе органов местного самоуправления по отлову и содержанию безнадзорных животных для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По результатам рассмотрения обращения Марийским УФАС России в действиях Комитета ветеринарии Республики Марий Эл установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Комитету ветеринарии Республики Марий Эл (далее – Комитет, Комитет ветеринарии) выдано предупреждение № 02-29/07-17 от 15.08.2017 о необходимости в тридцатидневный срок с момента получения предупреждения прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно совершить действия, направленные на определение специализированной организации по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Республики Марий Эл в соответствии с действующим законодательством.

Вместе с тем, Комитетом ветеринарии в установленные сроки не представлены подтверждающие документы о совершении действий, направленных на исполнение вышеназванного предупреждения.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (части 7, 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Приказом Марийского УФАС России от 27.09.2017 № 156 возбуждено дело в отношении Комитета ветеринарии Республики Марий Эл по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в неосуществлении мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Республики Марий Эл, в частности в неосуществлении действий, направленных на определение специализированной организации по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Республики Марий Эл в соответствии с действующим законодательством.

Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 утвержден порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.7 названного Порядка, а именно проводится обзор рынка.

Антимонопольным органом исследована конкурентная среда на рынке оказания услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных, что подтверждается кратким отчетом от 27.09.2017, который полностью соответствует требованиям пунктов 10.7, 11.3 указанного Порядка и приобщен к материалам настоящего дела.

В нем определены временной интервал исследования товарного рынка (с 2016 года по дату составления краткого отчета), продуктовые границы товарного рынка (оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных), географические границы товарного рынка (межрегиональный рынок в границах территории Поволжского Федерального округа Российской Федерации), проведена оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

При рассмотрении дела представитель Комитета ветеринарии Республики Марий Эл пояснил, что вопросы отлова и содержания безнадзорных животных регулируется Законом Республики Марий Эл от 24.09.2015 № 43-З и постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13.10.2015 № 550. Органы местного самоуправления в целях осуществления государственных полномочий вправе самостоятельно организовывать деятельность по отлову и содержанию безнадзорных животных, в том числе заключать договоры со сторонними физическими или юридическими лицами либо создавать собственные специализированные организации. Контрольные мероприятия в отношении органов местного самоуправления по вопросам осуществления отлова и содержания безнадзорных животных по итогам 2017 года будут проводиться в первом квартале 2018 года. Соответственно по состоянию на 24.10.2017 Комитетом меры в отношении органов местного самоуправления по вопросам осуществления отлова и содержания безнадзорных животных по итогам 2017 года не применялись. В связи с малым сроком исполнения государственных полномочий Комитет на рассмотрение Правительства Республики Марий Эл не вносил предложения о прекращении осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления одного или нескольких муниципальных образований в Республике Марий Эл.

Из письменных пояснений МУ «Администрация МО «Горномарийский МР» от 02.10.2017 № 01-17/3430 (вх. № 10918 от 05.10.2017) следует, что в настоящее время на территории Горномарийского района отлов безнадзорных животных не осуществляется ввиду того, что хозяйствующие субъекты, которым предлагается заключить договоры на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Горномарийского района, отказываются от заключения подобных договоров по причине расхождений сторон в согласовании условий договора, в частности сроков оплаты предполагаемых услуг.

Из письменных пояснений администрации МО «ГО «Город Козьмодемьянск» от 04.10.2017 № 2561 (вх. № 10932 от 06.10.2017) следует, что в 2017 году отлов безнадзорных животных на территории городского округа не проводился из-за отсутствия необходимого количества средств и специализированной организации в Республике Марий Эл. Администрацией неоднократно направлялись письма в Комитет ветеринарии Республики Марий Эл о выделении необходимого количества средств и определения специализированной организации для заключения договора на отлов безнадзорных животных.

Из обращения Горномарийской межрайонной прокуратуры от 12.05.2017 № 02-10-2017 (вх. № 5477 от 16.05.2017) следует, что специализированными организациями на территории Республики Марий Эл по отлову и содержанию безнадзорных животных являются МУП «Город» МО «Город Йошкар-Ола» и МП «Трест БПРХ».

Из письменных пояснений МП «Трест БПРХ» от 27.10.2017 № 321 (вх. № 13256 от 27.10.2017) следует, что предприятие не осуществляет отлов безнадзорных животных на территории муниципальных районов Республики Марий Эл. Названная деятельность осуществляется предприятием по разовым муниципальным контрактам только на территории городского округа «Город Йошкар-Ола». Цена контракта рассчитана на основании утвержденного норматива расходов на отлов и содержание одного безнадзорного животного в размере 977,40 руб., что не соответствует фактическим затратам для осуществления деятельности по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Из письменных пояснений МУП «Город» МО «Город Йошкар-Ола» от 27.10.2017 (вх. № 13259) следует, что деятельность по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Республики Марий Эл предприятие в настоящее время не осуществляет. Договоры с вышеуказанными администрациями не заключаются по причины расхождений сторон в согласовании условий договора, в частности сроков оплаты предполагаемых услуг.

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев материалы дела и выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о нарушении Комитетом ветеринарии Республики Марий Эл части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

Согласно подпункту 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Следовательно, вопросы организации отлова и содержания безнадзорных животных отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13.10.2015 № 550 утвержден порядок отлова и содержания безнадзорных животных в Республике Марий Эл (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка Комитет ветеринарии Республики Марий Эл является уполномоченным органом исполнительной власти по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Республики Марий Эл.

При этом, Комиссия Марийского УФАС России не может согласиться с доводами ответчика со ссылкой на Закон Республики Марий Эл от 25.09.2015 № 43-З «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Марий Эл по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных» (далее - Закон от 25.09.2015 № 43-З) по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Закона от 25.09.2015 № 43-З Республика Марий Эл действительно передает органам местного самоуправления для осуществления государственные полномочия по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Вместе с тем, ответчиком не принят во внимание тот факт, что указанный Закон от 25.09.2015 № 43-З не снимает с Комитета ветеринарии Республики Марий Эл полномочий органа исполнительной власти по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Республики Марий Эл.

В частности, в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона от 25.09.2015 № 43-З Уполномоченный орган государственной власти Республики Марий Эл обязан:

1) обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий;

2) осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий, а также за использованием ими предоставленных на эти цели финансовых средств;

3) давать разъяснения органам местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона от 25.09.2015 № 43-З в случае наступления одного или нескольких оснований, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, уполномоченный орган государственной власти Республики Марий Эл вносит на рассмотрение Правительства Республики Марий Эл предложение о прекращении осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления одного или нескольких муниципальных образований в Республике Марий Эл и проект соответствующего закона Республики Марий Эл.

Согласно части 2 статьи 8 Закона от 25.09.2015 № 43-З осуществление государственных полномочий может быть прекращено законом Республики Марий Эл в отношении органов местного самоуправления одного или нескольких муниципальных образований по следующим основаниям:

- в случае выявления фактов нарушений органами местного самоуправления требований настоящего Закона;

- в случае неосуществления, ненадлежащего осуществления или невозможности осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий;

- в случае нецелесообразности осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения дела установлено, что контрольные мероприятия по итогам 2016-2017 годов в отношении органов местного самоуправления по вопросам осуществления отлова и содержания безнадзорных животных не проводились, предложения о прекращении осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления одного или нескольких муниципальных образований в Республике Марий Эл на рассмотрение Правительства Республики Марий Эл не вносились.

При этом, Комиссия Марийского УФАС России не может согласиться с доводом ответчика со ссылкой на незначительный срок исполнения полномочий, поскольку полномочия Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13.10.2015 № 550 были возложены с 13.10.2015 г., то есть срок исполнения обязанностей на момент вынесения решения составляет более 2 лет.

Кроме того, в рамках рассмотрения дела установлено, что вопрос отбора организации на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных, в том числе связан с недостаточным выделением финансовых средств на проведение мероприятий по отлову безнадзорных животных. В частности, хозяйствующие субъекты, зарегистрированные на территории Республики Марий Эл, отказываются заключать названные контракты ввиду несоответствия вышеуказанного утвержденного норматива расходов фактическим затратам для осуществления деятельности по отлову и содержанию безнадзорных животных и оплатой оказанных услуг только после их выполнения без предварительного авансирования.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28.09.2015 № 520 утвержден норматив расходов на отлов и содержание одного безнадзорного животного в размере 977,4 рублей.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16.12.2015 № 706 утвержден порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Марий Эл из республиканского бюджета Республики Марий Эл на осуществление государственных полномочий Республики Марий Эл по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. В соответствии с пунктом 5 названного Порядка уполномоченный орган ежемесячно, не позднее 25 числа, представляет в Комитет реестры потребности средств на финансирование государственных полномочий Республики Марий Эл по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных по форме согласно приложению к названному Порядку с приложением копии акта отлова безнадзорных животных. Пунктом 6 названного Порядка предусмотрено, что субвенции перечисляются Комитетом в бюджеты муниципальных образований на основании реестров потребности средств, указанных в пункте 5 названного Порядка.

Следовательно, оплата услуг хозяйствующему субъекту за оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных оплачивается после оказанной услуги при предъявлении акта отлова безнадзорных животных.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 08.11.2017 № 424 внесены изменения в Постановление Правительства Республики Марий Эл от 16.12.2015 № 706 в абзаце втором пункта 5 слова «с приложением копии акта отлова безнадзорных животных» исключены, в том числе приложение к порядку изложено в новой редакции.

Таким образом, только в период рассмотрения настоящего дела были внесены изменения в порядок оплаты услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Более того, в рамках рассмотрения дела установлено, что выделяемые субвенции не покрывают всех потребностей органов местного самоуправления.

В частности, в проекте республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2017 год и плановый период 2018 – 2019 годов муниципальному образованию «Городской округ «Город Козьмодемьянск» предусмотрена субвенция на осуществление переданных полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных бюджетам муниципальных районов и городских округов:

 

Наименование показателя

2017 год

2018 год

2019 год

Сумма, тыс. руб.

22,5

22,5

22,5

Количество безнадзорных животных, планируемых к отлову, голов

23

23

23

 

Вместе с тем, согласно письму Администрации от 25.07.2016 № 1601 планируемое количество безнадзорных животных, подлежащих отлову в 2017, 2018 и 2019 годах составляет – 200, 220, 250 соответственно. При этом, согласно письму от 04.07.2016 № 1423 в 2016 году отлов безнадзорных животных не производился ввиду недостаточности средств, выделенных на данные цели из республиканского бюджета (4,9 тыс. руб.).

При этом, Комиссия Марийского УФАС России не может согласиться с доводом Комитета относительно того, что органы местного самоуправления в целях исполнения возложенных полномочий вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства.

В частности, согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В силу части 4 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что бездействие Комитета ветеринарии Республики Марий Эл приводит к ненадлежащей работе органов местного самоуправления по отлову и содержанию безнадзорных животных и как следствие к ограничению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлены признаки ограничения конкуренции, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В частности, в рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что хозяйствующие субъекты отказываются заключать контракты ввиду несоответствия вышеуказанного утвержденного норматива расходов фактическим затратам для осуществления деятельности по отлову и содержанию безнадзорных животных и оплатой оказанных услуг только после их выполнения без предварительного авансирования.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что бездействие Комитета, выраженное в непринятии соответствующих мер по организации отлова и содержанию безнадзорных животных на территориях муниципальных образований Республики Марий Эл, привело к тому, что на территории Республики Марий Эл рынок отлова и содержания безнадзорных животных недостаточно сформирован.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Комитета ветеринарии Республики Марий Эл нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неосуществлении мер по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Республики Марий Эл, в том числе в неосуществлении надлежащего контроля за органами местного самоуправления и в не определении специализированной организации по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Республики Марий Эл в соответствии с действующим законодательством.

По результатам рассмотрения материалов дела Комиссия Марийского УФАС России, учитывая отсутствие доказательств прекращения Комитетом ветеринарии Республики Марий Эл нарушения антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», считает необходимым выдать Комитету ветеринарии Республики Марий Эл обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Комитета ветеринарии Республики Марий Эл нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неосуществлении мер по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Республики Марий Эл, в том числе в неосуществлении надлежащего контроля за органами местного самоуправления и в не определении специализированной организации по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Республики Марий Эл в соответствии с действующим законодательством.

2. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лица, допустившего нарушение.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны