Решение № № 02-10/18-17 решение по делу № 02-10/18-17 от 29 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/18-17

 

г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть объявлена 26 марта 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29 марта 2018 года.

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

рассмотрев дело, возбужденное в отношении администрации городского округа «Город Волжск» и открытого акционерного общества «Комбинат благоустройства» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении контрактов на выполнение работ по ремонту дорожного полотна проезжей части участков автомобильных дорог улиц городского округа «Город Волжск», на выполнение работ по ямочному ремонту городских дорог асфальтобетонной смесью, а также на оказание услуг по ручной уборке придорожной полосы, тротуаров, площадей, лестниц, газонов, пожарных гидрантов, посадочных площадок автобусных остановок без проведения конкурентных процедур,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/18-17.

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) от 12.09.2017 № 149 проведена плановая выездная проверка в отношении администрации городского округа «Город Волжск» на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.

По результатам проведенной внеплановой выездной проверки в действиях вышеуказанного лица установлены признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Приказом Марийского УФАС России от 07.12.2017 № 190 возбуждено дело в отношении администрации городского округа «Город Волжск» (далее – администрация ГО «Город Волжск», администрация) и открытого акционерного общества «Комбинат благоустройства» (далее – ОАО «КБ», общество) по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении контрактов на выполнение работ по ремонту дорожного полотна проезжей части участков автомобильных дорог улиц ГО «Город Волжск», на выполнение работ по ямочному ремонту городских дорог асфальтобетонной смесью, а также на оказание услуг по ручной уборке придорожной полосы, тротуаров, площадей, лестниц, газонов, пожарных гидрантов, посадочных площадок автобусных остановок без проведения конкурентных процедур.

При рассмотрении дела представитель администрации поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, в том числе пояснил, что контракты на выполнение работ по ямочному ремонту дорожного полотна в 2015, 2016, 2017 заключены в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с ОАО «КБ». Работы выполнялись с различными сроками исполнения, делились по территориальности и, кроме того, подрядчиком применялось давальческое сырье (асфальтобетонная смесь), получаемая от администрации, которая в свою очередь получена от акционерного общества «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее - АО «МЦБК») на основании благотворительности.

Кроме того, представитель администрации указал, что согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 25.04.2017 № РП/27902/17, одноименность товаров не препятствует закупке у единственного поставщика. Таким образом, контракты по одноименным видам работ, услуг и поставке товаров не противоречат законодательству, так как заказчиком барьер совокупного годового объема закупок строго выдерживается и не превышает его.

Представитель ОАО «КБ» пояснил, что общество не согласно с выявленными признаками нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, оценив спорные сделки, можно сделать вывод, что их целью является производство различных видов работ, не связанных между собой, на различных объектах и в различных районах населенного пункта. Очевидно, что работы по ремонту дороги с различным покрытием в разных районах населенного пункта с учетом множества различных факторов (градостроительной застройки), различий покрытий дорог) не могут быть признаны идентичными. Результат по разным договорам не может быть достигнут с применением одинакового подхода. При этом результаты выполнения работ не взаимосвязаны и не являются взаимозаменяемыми.

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев материалы дела и выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о нарушении администрацией городского округа «Город Волжск» и открытого акционерного общества «Комбинат благоустройства» статьи 16 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

Решением Собрания депутатов ГО «Город Волжск» № 541 от 22.06.2009 утверждено Положение об администрации ГО «Город Волжск» (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 1.1. Положения администрация ГО «Город Волжск» является исполнительно-распорядительный органом местного самоуправления городского округа, наделенным Уставом городского округа «Город Волжск» полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Марий Эл.

В силу главы 4 Положения администрация обладает, в том числе полномочиями по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и другими полномочиями в соответствии с федеральными законами, законами Республики Марий Эл, Уставом городского округа «Город Волжск».

1) В период с 10.03.2015 по 11.10.2017 между администрацией и ОАО «КБ», учредителем которого является администрация, заключены контракты на выполнение работ по ремонту дорожного полотна проезжей части участков автомобильных дорог улиц ГО «Город Волжск» и на выполнение работ по ямочному ремонту городских дорог асфальтобетонной смесью на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (Приложение № 1).

Марийским УФАС России установлено, что письмами от 03.06.2015 исх. № 2581, 15.06.2015 исх. № 2754, 20.08.2015 исх. № 3866, 25.08.1015 № 3917, 07.04.2016 исх. № 1439, 20.04.2016 исх. № 1660, 30.05.2016 исх. № 2291, 02.08.2016 исх. № 3341, 31.08.2016 исх. № 3814, 13.09.2016 исх. № 4030 администрация обращалась в ОАО «МЦБК» с просьбой оказания благотворительной помощи в виде предоставления асфальтобетона ОАО «КБ» для производства ямочного ремонта улично-дорожной сети ГО «Город Волжск».

Письмами от 18.04.2016 исх. № 251, от 02.06.2016 исх. № 298, от 02.09.2016 исх. № 477 ОАО «КБ» также обращалось в РАО «МЦБК» с просьбой отпустить асфальт в качестве благотворительной помощи для производства ямочного ремонта улично-дорожной сети городского округа «Город Волжск» согласно письмам администрации.

Согласно пояснениям общества, в 2017 году объем благотворительной помощи составил - 364,5 тонны асфальтобетонной смеси на общую сумму 1 419,4 тыс.руб., в 2016 году - 369,24 тонны асфальтобетонной смеси на общую сумму 1 437,7 тыс.руб.

В подтверждение вышеуказанной информации АО «МЦБК» представлены:

1) за 2016 год: товарные накладные от 22.04.2016, от 25.04.2016, от 26.04.2016, от 27.04.2016, от 28.04.2016, от 29.04.2016, от 30.04.2016, от 04.05.2016, от 06.05.2016, от 11.05.2016, от 12.05.2016, от 16.05.2016, от 19.05.2016, от 20.05.2016, от 03.06.2016, от 09.06.2016, от 10.06.2016, от 15.06.2016, от 16.06.2016, от 17.06.2016, от 27.06.2016, от 28.06.2016, от 29.06.2016, от 10.09.2016, от 12.09.2016, от 14.09.2016.

2) за 2017 год товарные накладные от 07.06.2017, от 09.06.2017, от 16.06.2017, от 21.06.2017, от 22.06.2017, от 23.06.2017, от 26.06.2017, от 28.06.2017, от 29.06.2017, от 30.06.2017, от 04.07.2017, от 12.07.2017, от 13.07.2017, от 14.07.2017, от 17.07.2017, от 20.07.2017, от 25.07.2017, от 26.07.2017, от 31.07.2017, от 01.08.2017, от 03.08.2017, от 07.08.2017, от 09.08.2017, от 15.08.2017, от 10.08.2017, от 15.08.2017, от 22.08.2017, от 23.08.2017, от 24.08.2017, от 25.08.2017, от 30.08.2017.

Вместе с тем, из вышеуказанных накладных следует, что грузополучателем является АО «Комбинат благоустройства», а не администрация. Вышеуказанное обстоятельство подтверждается, в том числе ответом от 19.02.2018 №891, из которого следует, что между администрацией и АО «МЦБК» какие-либо документы в письменной форме не заключались.

Объем производства асфальтобетонной смеси АО «МЦБК» в 2015 году составляет 1617,19 тонн (на сумму 5 543 897,91 руб.); в 2016 году составляет 1941,25 тонн (на общую сумму 5 847 252,96 руб.); в 2017 году 1649,23 тонн (на общую сумму 5 348 574,08 руб.).

Кроме того, Марийским УФАС России установлено, что администрацией в период с 2015 по 2018 годы конкурентные процедуры на право заключения контрактов на право выполнения работ по ямочному ремонту городских дорог асфальтобетонной смесью не проводились.

Вместе с тем, установлено, что в период с 2014 по 2018 годы администрация проводила конкурентные процедуры на выполнение работ по ремонту дорожного полотна проезжей части участков автомобильных дорог улиц ГО «Город Волжск» (номера извещений на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) № 0108300011414000007 (извещение от 28.02.2014; улицы ул. Гагарина, ул. Грибоедова, ул. Совхозная), № 0108300011414000008 (извещение от 28.02.2014, дорога к пристани, ул. Чкалова), № 0108300011414000027 (извещение от 25.04.2014; ул. Орджоникидзе), № 0108300011414000023 (извещение от 21.04.2014, ямочный ремонт на территории городского округа «Город Волжск»), № 108300011414000026 (извещение от 25.04.2014; ул.К.Либкнехта, ул. Федина с обустройством тротуара), № 0108300011414000033 (извещение от 20.05.2014, ул.К.Либкнехта), № 0108300011414000032 (извещение от 20.05.2014, ул. ул. Кузьмина), № 0108300011414000034 (извещение от 20.05.2014, ремонт на территории городского округа «Город Волжск»), № 0108300011416000031 (извещение от 29.06.2016; ул. Щербакова, ул. Дружбы, ул. Коммунистическая, ул. Вавилова), № 0108300011416000038 (извещение от 31.08.2016; ул. 2-ая Новая, д.57), № 0108300011417000012 (извещение от 16.05.2017, ул. Прохорова от д.122 до д.40, ул. Фрунзе, устройство стоянки для а/машин у дома №16 по ул. Чапаева), № 0108300011417000022 (извещение от 19.06.2017; ул. Ленина, ул. Кузьмина), № 0108300011417000035 (извещение от 22.08.2017, ул. Советская, ул. Зеленая), № 0108300011417000042 (извещение от 25.09.2017; ул. Орлова, ул. Фрунзе у дома 40А), по результатам которых победителями становились АО «Марий Эл Дорстрой», ЗАО «Дорсервис», ООО «Асфальто-бетонный завод», ООО «ТНСтрой», ООО «Жилищная управляющая компания», ООО «Приволжскдорстрой».

Следовательно, необходимость проведения конкурентных процедур очевидна для администрации.

 

2) Администрацией ГО «Город Волжск» проведен электронный аукцион на оказание услуг по содержанию, ручной уборке придорожной полосы, тротуаров, площадей, лестниц, газонов, пожарных гидрантов, посадочных площадок автобусных остановок, парка и скверов городского округа «Город Волжск» в 2016 году (извещение на официальном сайте 0108300011415000077 от 08.12.2015).

На участие в электронном аукционе было подано две заявки ИП Окашевой Е.В. и общества с ограниченной ответственностью «Алмаз Волжск». Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 31.12.2015 администрацией было принято решение об отклонении заявки общества на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и признать победителем электронного аукциона ИП Окашеву Е.В.

По результатам электронного аукциона 22.01.2016 между администрацией и ИП Окашевой Е.И. (победителем электронного аукциона) заключен муниципальный контракт № 0108300011415000077-0161703-01 на оказание услуг по содержанию, ручной уборке придорожной полосы, тротуаров, площадей, лестниц, газонов, пожарных гидрантов, посадочных площадок автобусных остановок, скверов городского округа «Город Волжск» в 2016 году. В соответствии с пунктом 2.1 названного контракта цена контракта составляет 5 185 585 (пять миллионов сто восемьдесят пять тысяч пятьсот восемьдесят пять) рублей 29 копеек. Пунктом 11.1 контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2016.

01.09.2016 между администрацией и индивидуальным предпринимателем заключено соглашение о расторжении вышеуказанного муниципального контракта на основании части 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Из письменных пояснений индивидуального предпринимателя от 17.12.2017 (вх. № 15090 от 22.12.2017) следует, что на момент заключения соглашения от 01.09.2016 о расторжении вышеназванного муниципального контракта со стороны администрации имелась задолженность по оплате оказанных услуг за период с июня по август 2016 года в сумме 1 215 000 рублей. На момент заключения соглашения о расторжении от 0.09.2016 ИП Окашева Е.И. была заинтересована в исполнении названного муниципального контракта в полном объеме при исполнении обязательств со стороны администрации по оплате выполненных работ.

Из письменных пояснений администрации от 28.12.2017 № 6507 (вх. № 15332 от 28.12.2017) следует, что в процессе проведения работ по ручной уборке, в связи с тяжелой финансовой обстановкой, острым дефицитом бюджета, у администрации перед индивидуальным предпринимателем возникла задолженность, в результате чего ИП Окашева Е.И. не могла оплачивать заработную плату своим работникам, что влияло на качество исполнения обязательств по контракту. После переговоров обеими сторонами было принято решение о заключении соглашения о расторжении муниципального контракта.

Кроме того, Марийским УФАС России установлено, что на 2015 год администрацией также проводилась конкурентная процедура на оказание услуг по содержанию, ручной уборке придорожной полосы, тротуаров, площадей, лестниц, газонов, пожарных гидрантов, посадочных площадок автобусных остановок, парков и скверов в 2015 году (извещение на официальном сайте № 0108300011414000101 от 12.12.2014), по результатам которого победителем признано ООО «Алмаз Волжск».

На 2017 год администрацией была проведена конкурентная процедура на оказание услуг по механизированной и ручной уборке дорог городского округа «Город Волжск» в 2017 году (извещение на официальном сайте № 0108300011416000059 от 13.12.2016), победителем в которой стала единственная заявка, поданная ОАО «КБ».

На 2018 год администрацией проведена конкурентная процедура на оказание услуг по механизированной и ручной уборке дорог, содержанию очистке и обслуживанию дорог и объектов коммунального хозяйства (извещение на официальном сайте № 0108300011417000078 от 30.11.2017), победителем в которой также стало ОАО «КБ» (единственная заявка).

Следовательно, необходимость проведения конкурентных процедур очевидна для администрации.

Между тем, в период с 22.09.2016 по 01.12.2016 между администрацией и ОАО «КБ» заключено 13 муниципальных контрактов на оказание услуг по ручной уборке придорожной полосы, тротуаров, площадей, лестниц, газонов, пожарных гидрантов, посадочных площадок автобусных остановок (Приложение № 2) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

По мнению Комиссии Марийского УФАС России, вышеуказанные действия нарушают статью 16 Закона о защите конкуренции на основании следующего.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Признаки ограничения конкуренции установлены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. В частности к ним относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону о защите конкуренции и Закону о контрактной системе, возложена на обе стороны договора.

Следовательно, заключение договора, являющегося согласованием воли сторон о всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения. При этом заключение договора в обход закона предполагает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях ограничения конкуренции (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании названного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Согласно части 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (часть 17 статьи 22 Закона о контрактной системе).

В силу части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 3.5.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

По содержанию пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки.

Пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих 100 000 рублей, в том числе по одному и тому же товару (работе, услуге) у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день).

Вместе с тем, по своему содержанию пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки.

В письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 № Д28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Таким образом, искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до ста тысяч рублей каждая, в целях избежания конкурентных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур.

Как следует из материалов дела, администрация и ОАО «КБ» в период с 2015 по 2017 годы в течение небольшого промежутка времени заключили контракты:

1) на выполнение работ по ремонту дорожного полотна проезжей части участков автомобильных дорог улиц ГО «Город Волжск» и на выполнение работ по ямочному ремонту городских дорог асфальтобетонной смесью (Приложение №1).

2) на выполнение работ по ремонту дорожного полотна проезжей части участков автомобильных дорог улиц ГО «Город Волжск» и на выполнение работ по ямочному ремонту городских дорог асфальтобетонной смесью (Приложение №2).

В результате заключения между администрацией и ОАО «КБ» как с единственным исполнителем, поставщиком, вышеназванный хозяйствующий субъект получил доступ к выполнению работ без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контракта, тем самым общество было поставлено в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

При этом, заключение соглашения, а также наличие факта ограничения конкуренции подтверждается следующими обстоятельствами.

1. Заключение вышеуказанных контрактов выгодно как администрации, так и ОАО «КБ», поскольку указанные лица являются аффилированными лицами, то есть лицами, способными оказывать влияние на деятельность друг друга.

Согласно представленным документам единственным учредителем ОАО «КБ» является администрация.

2. Заключение нескольких контрактов в течение небольшого промежутка времени (Приложения №№1, 2).

3. Заключение контрактов на суммы близкие к лимиту, установленному пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

4. Фактически контракты, приведенные в Приложениях №№ 1, 2 образуют единые сделки, искусственно раздробленные и оформленные самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного специальным законом, с целью уйти от соблюдения процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

На момент подписания контрактов у администрации имелась необходимость в выполнении работ по ремонту дорожного полотна проезжей части участков автомобильных дорог улиц ГО «Город Волжск», на выполнение работ по ямочному ремонту городских дорог асфальтобетонной смесью на общую сумму:

а) в 2015 году - 1 278 736 рублей,

б) в 2016 году – 1 323 732 рубля,

в) в 2017 году – 1 324 908,1 рублей, что превышает предельно допустимый размер выполнения работ, при размещении которого его стороны вправе заключить гражданско-правовой договор без проведения процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Вышеуказанное обстоятельство подтверждается, в том числе справкой о лимитах бюджетных обязательств на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

На момент подписания контрактов у администрации имелась необходимость в оказании услуг по ручной уборке придорожной полосы, тротуаров, площадей, лестниц, газонов, пожарных гидрантов, посадочных площадок автобусных остановок на общую сумму 1 096 945 рублей, что превышает предельно допустимый размер выполнения работ, при размещении которого его стороны вправе заключить гражданско-правовой договор без проведения процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

При этом, Комиссией Марийского УФАС России не могут приняты доводы администрации, изложенные в ответе от 16.01.2018 №182:

а) контракты на выполнение работ по ямочному ремонту городских дорог асфальтобетонной не образуют единую сделку, поскольку работы выполнялись с различными сроками, делились по территориальности.

б) контракты на выполнение работ по ямочному ремонту городских дорог асфальтобетонной не образуют единую сделку, поскольку при работах использовалось давальческое сырье.

в) одноименность не препятствует закупке у единственного поставщика, что подтверждается письмом ФАС России от 25.04.2017 №РП/27902/17.

Из Приложения №1 наглядно видно, что контракты преимущественно заключались в апреле, июне, июле, сентябре.

В частности, 06.04.2015 года было заключено 4 контракта со сроком исполнения до 15.06.2015 года, 22.06.2015 – 6 контрактов со сроком исполнения до 15.08.2015, 19.04.2016 – 6 контрактов со сроком исполнения до 30.06.2015, 02.06.2016 - 5 контрактов со сроком исполнения до 30.06.2015, 04.07.2017 – 3 контракта со сроком исполнения до 30.06.2015.

При этом, местоположение автомобильных дорог свидетельствует о возможности заключения единого контракта. В качестве примера можно привести контракты, заключенные в период с 01.06.2017 по 23.06.2017, 04.07.2017, с 04.08.2017 по 08.08.2017, по которым единые сроки выполнения работ, а также незначительная удаленность автомобильных дорог (Приложение № 3), что свидетельствует об экономической целесообразности объединении работ в рамках единого контракта.

Довод относительного давальческого сырья также не может быть принят во внимание, поскольку законодательство о контрактной системе не выделяет особый порядок заключения контрактов с давальческим сырьем, то есть указанный договор может быть заключен с любым хозяйствующим субъектом.

Относительно заключения контрактов на оказание услуг по ручной уборке придорожной полосы, тротуаров, площадей, лестниц, газонов, пожарных гидрантов, посадочных площадок автобусных остановок, то нецелесообразность дробления контрактов, подтверждается заключением ранее единого контракта. При этом, учитывая, что контракты заключались в период с сентября по декабрь 2017 года, у администрации имелась реальная возможность проведения конкурентных процедур в сентябре 2017 для заключения в последующем контрактов на октябрь-декабрь 2017 года.

Относительно ссылки ответчиков на письмо ФАС России от 25.04.2017 № РП/27902/17, в котором указано, что для закупок у единственного поставщика установлены ограничения по сумме контракта и годовому объему таких закупок. Иных ограничений, в том числе по количеству контрактов и одноименности закупаемых товаров, работ, услуг, не установлено.

Однако, необходимо отметить, что указанная позиция ФАС России исходит из добросовестности участников рынка и не рассматривается ситуация, когда заказчиком и хозяйствующим субъектом в целях избежания конкурентных процедур заключаются в небольшой промежуток времени несколько контрактов на сумму до 100 тысяч рублей.

5. Необходимость проведения конкурентных процедур в отношении спорных контрактов очевидна как для администрации, так и для ОАО «КБ».

ОАО «КБ» является профессиональным участником контрактной системы. В ходе проведения мониторинга официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru/ установлено, что общество участвовало в 31 конкурентной процедуре, из которых в 24 конкурентной процедуре общество выиграло. Кроме того, основным заказчиком общества является администрация городского округа «Город Волжск».

6. В рамках рассмотрения настоящего дела, Марийским УФАС России были направлены запросы в адрес хозяйствующих субъектов для уточнения позиции о нарушении их прав и интересов заключением контрактов без проведения конкурентных процедур.

Из ответов хозяйствующих субъектов (АО СПК «Марагропромдорстрой», СК «Регион», АО «Марий Эл Дорстрой», МУП «Город», ООО «СК Вертикаль»), которые выполняют работы по ремонту дорожного полотна проезжей части участков автомобильных дорог, по ямочному ремонту городских дорог асфальтобетонной смесью, а также оказывают услуги по ручной уборке придорожной полосы, тротуаров, площадей, лестниц, газонов, пожарных гидрантов, посадочных площадок автобусных остановок на территории Республики Марий Эл следует, что заключение спорных контрактов без проведения конкурентных процедур приводит к ограничению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, в том числе и интересов обществ.

Кроме того, вышеуказанный рынок является открытым и любой участник, который специализируется на данных видах деятельности, вправе принимать участие в конкурентных процедурах.

Таким образом, заключение вышеназванных контрактов без проведения конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта (пункт 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право выполнения ремонтно-реставрационных работ.

Из-за несоблюдения процедуры закупок нарушены права третьих лиц - участников закупки, с которыми государственный контракт не заключен, вследствие предоставления преимущества обществу.

Для квалификации действий, статьей 16 Закона о защите конкуренции не требуется проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов, достаточно определить временные, продуктовые и географические границы товарного рынка.

Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.7 названного Порядка, а именно проводится обзор рынка.

Антимонопольным органом исследована конкурентная среда на рынке выполнения работ по ремонту дорожного полотна проезжей части участков автомобильных дорог и на выполнение работ по ямочному ремонту городских дорог асфальтобетонной смесью и на рынке оказания услуг по содержанию, ручной уборке придорожной полосы, тротуаров, площадей, лестниц, газонов, пожарных гидрантов, посадочных площадок автобусных остановок, парка и скверов, что подтверждается краткими отчетами от 07.12.2017 и от 22.01.2018, которые полностью соответствует требованиям пунктов 10.8, 11.3 указанного Порядка и приобщен к материалам настоящего дела.

В них определены временной интервал исследования товарных рынков, продуктовые границы товарных рынков, географические границы товарных рынков.

На основании вышеизложенного, Комиссия Марийского УФАС по рассмотрению дела № 02-10/18-17 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о наличии в действиях администрации ГО «Город Волжск», ОАО «КБ» нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении контрактов на выполнение работ по ремонту дорожного полотна проезжей части участков автомобильных дорог улиц ГО «Город Волжск», на выполнение работ по ямочному ремонту городских дорог асфальтобетонной смесью, а также на оказание услуг по ручной уборке придорожной полосы, тротуаров, площадей, лестниц, газонов, пожарных гидрантов, посадочных площадок автобусных остановок без проведения конкурентных процедур.

Основания для выдачи предписания в связи с исполнением сторонами обязательств по контрактам на выполнение работ по ремонту дорожного полотна проезжей части участков автомобильных дорог улиц городского округа «Город Волжск», на выполнение работ по ямочному ремонту городских дорог асфальтобетонной смесью, а также на оказание услуг по ручной уборке придорожной полосы, тротуаров, площадей, лестниц, газонов, пожарных гидрантов, посадочных площадок автобусных остановок, заключенных между администрацией ГО «Город Волжск» и ОАО «Комбинат благоустройства» отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях администрации городского округа «Город Волжск» и открытого акционерного общества «Комбинат благоустройства» нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении контрактов на выполнение работ по ремонту дорожного полотна проезжей части участков автомобильных дорог улиц ГО «Город Волжск», на выполнение работ по ямочному ремонту городских дорог асфальтобетонной смесью, а также на оказание услуг по ручной уборке придорожной полосы, тротуаров, площадей, лестниц, газонов, пожарных гидрантов, посадочных площадок автобусных остановок, без проведения конкурентных процедур.

2. Предписание о прекращение нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лица, допустившего нарушение.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны