Решение б/н Решение по делу № 02-11/01-14 от 27 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 02-11/01 -14

 

27 июня 2014 года г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

рассмотрев дело, возбужденное по признакам по признакам нарушения Министерством лесного хозяйства Республики Марий Эл (Ленинский проспект, 24б, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000, ИНН 1215117610) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося установлении не предусмотренных законом требований к ООО «ЦД-ГРУПП» при осуществлении санитарно-оздоровительных мероприятий, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «ЦД-ГРУПП», содержащее информацию о нарушении Министерством лесного хозяйства Республики Марий Эл антимонопольного законодательства, в части создания дискриминационных условий путем применения повышенного коэффициента аукционной цены к объему лесных насаждений, подлежащих рубке в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий.

Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл действует на основании положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 декабря 2006 г. № 296. В соответствии с возложенными полномочиями Министерством в том числе осуществляется предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации договоры являются основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей.

Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

На основании частей 1, 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.

В силу статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).

Договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) (часть 1 статьи 78 Лесного кодекса РФ).

По смыслу изложенного ставки платы за единицу объема лесных ресурсов служат основанием для установления начальной цены размера арендной платы, вместе с тем, окончательный размер арендной платы лесного участка, находящегося в государственной собственности, определяется в ходе проведения аукциона в рамках конкурентной борьбы его участников.

Исходя из имеющихся в ведении антимонопольного органа документов, следует, что между Министерством лесного хозяйства РМЭ (далее – Министерство, Арендодатель) и ООО «ЦД-ГРУПП» (далее – Общество, Арендатор) 18 декабря 2012 года заключен договор аренды лесного участка №1, согласно которому на основании протокола результатов аукциона №4 от 05 декабря 2012 (номер извещения на официальном сайте www.torgi.gov.ru №260912/1143420/01 от 27.09.2012, лот №1) Обществу передан в аренду лесной участок площадью 15062,71 га, местоположение: Республика Марий Эл, Моркинкский район, ГКУ РМЭ «Моркинское лесничество», Тайганурское участковое лесничество, квартал 1-56, квартал 57 за исключением выдела 29а, квартала 58-63, квартал 64, за исключением выдела 12, квартала 65-77, номер учетной записи в государственном лесном реестре 1798-2012-03.

Пунктами 12.9, 12.13, 12.22 договора предусмотрена обязанность арендатора за свой счет осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесами на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов в порядке, определенном нормативными правовыми актами, регламентами, правилами и инструкциями, регламентирующими проведение лесозащитных и оздоровительных мероприятий в лесах.

Пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В соответствии с частью 2 статьи 55 ЛК РФ указанные меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с Руководством планирование санитарно-оздоровительных мероприятий (в том числе - сплошных санитарных рубок) производится в виде годового плана и поквартальных планов-корректировок к лесохозяйственному регламенту (пункт 12); после утверждения планов-корректировок к лесохозяйственному регламенту вносятся изменения в проекты освоения лесов (пункт 14); лицами, использующими леса на основании договора аренды, сведения о видах и объемах СОМ, планируемых к проведению, отражаются в подаваемой ежегодно лесной декларации (пункт 15).

Таким образом, осуществление санитарно-оздоровительных, противопожарных мероприятий, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке является публично-правовой обязанностью лесопользователя.

Частью 11 статьи 1, частью 1 стать и 94 ЛК РФ установлено, что использование лесов является платным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее – Постановление) утверждены в том числе, минимальные ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Примечанием №10 к таблице 1 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 установлено, что при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных пожарами, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на соответствующие понижающие коэффициенты. Примечанием 1 к таблице установлено, что данные ставки и коэффициенты к ним используются для определения минимального размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Таким образом, размер арендной платы за заготовку поврежденной древесины определен уполномоченным государственным органом, при этом применение каких-либо повышающих коэффициентов, названное постановление не предусматривает.

Вместе с тем, из доводов ООО «ЦД-ГРУП» следует, что Министерство лесного хозяйства направило обществу дополнительное соглашение, которым определен размер дополнительного объема заготовки древесины по выборочным санитарным рубкам 5931 куб.м. и сплошным санитарным рубкам 2006 куб.м., при этом размер платы на 2013 год за указанный объем составляет 929665,05 рублей.

Указанная стоимость определена на основании минимальных ставок, понижающих коэффициентов, установленных Постановлением. Вместе с тем сумма арендной платы увеличена в 8,8 раз. Из пояснений Министерства лесного хозяйства РМЭ следует, что указанный коэффициент определен исходя из увеличения начальной цены в ходе проведения аукциона на право заключения договора аренды лесного участка.

При этом, ни заключенным договором аренды лесного участка, ни аукционной документацией не определено условие о применении коэффициента аукционной цены к стоимости единицы объема лесных ресурсов в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий. Следовательно, сторонами не согласована цена поврежденной древесины, в связи с чем применению подлежат ставки, установленные Правительством РФ.

Норма, позволяющая Министерству лесного хозяйства РМЭ применять к стоимости древесины, заготавливаемой в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий отсутствует.

Исходя из изложенного, Министерством лесного хозяйства РМЭ незаконно применен коэффициент 8,8 к минимальным ставкам поврежденной древесины.

Указанное требование создает препятствие ООО «ЦД – ГРУПП» осуществлять возложенную на него обязанность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий.

Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, в действиях Министерства лесного хозяйства РМЭ имеется нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством.

Руководствуясь частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 25 мая 2012 № 339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации", Комиссия

 

р е ш и л а:

 

1. Признать в действиях Министерства лесного хозяйства РМЭ нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная

Связанные организации

Связанные организации не указаны