Решение б/н Решение по делу № 02-11/07-14 от 8 апреля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-11/07-14

 

г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 марта 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 8 апреля 2014 года.

 

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства:

 

 

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Волжский муниципальный район» и обществом с ограниченной ответственностью «Бурводстрой» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора от 18 июля 2012 года №8 на проведение аварийно-восстановительных работ с бурением новой скважины и закольцовки водозаборов в с. Помары Волжского муниципального района без проведения конкурентных процедур,

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании приказа Марийского УФАС России от 25 апреля 2013 года №110 проведена плановая проверка в отношении Администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» по адресу: 425000, Республика Марий Эл, г.Волжск, ул. Советская, д.29, на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Администрация муниципального образования «Волжский муниципальный район» (далее – Администрация) является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Волжский муниципальный район», действует на основании Положения об администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район».

Администрация осуществляет свою деятельность на территории муниципального образования «Волжский муниципальный район», образуется и реорганизуется в соответствии с действующим законодательством.

Администрация является юридическим лицом, имеет круглую печать с изображением герба муниципального образования «Волжский муниципальный район» и своим наименованием, соответствующие штампы, бланки, расчетный и иные счета в учреждениях банков.

Между Администрацией и ООО «Бурводстрой» был заключен муниципальный контракт от 18.07.2012г. №8 на проведение аварийно-восстановительных работ с бурением новой скважины и закольцовки водозаборов в с. Помары Волжского муниципального района. Стоимость работ составляет 800 000(восемьсот тысяч) рублей 00 копеек.

В дальнейшем между вышеуказанными лицами было заключено дополнительное соглашение от 24.09.2012г. №1 к муниципальному контракту от 18.07.2012г. №8 в части изменения стоимости работ, которая с учетом данного дополнительного соглашения составила 889 224 рублей.

Муниципальный контракт и дополнительное соглашение к нему заключены без проведения торгов.

Из представленных документов следует, что Администрация приняла решение о заключении муниципального контракта без проведения торгов, руководствуясь пунктом 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавшего на момент заключения договора.

Согласно указанной норме Заказчик вправе заключить муниципальный контракт с единственным поставщиком, в случае если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. При этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федерального бюджетного учреждения), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации или нужд муниципального бюджетного учреждения). К уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта.

Из пояснений Администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» следует, что контракт заключен для ликвидации последствий непреодолимой силы, что подтверждается протоколом заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации Волжского муниципального района от 29.05.2012г. №8. Также Ответчик указал, что Федеральный закон от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусматривает долгую процедуру проведения поставщика, что категорически невозможно в сложившейся ситуации.

Исследуя указанные доводы, Комиссия приходит к следующему.

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (часть 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов).

Поскольку общая стоимость работ составила 889 224 рублей, положения указанной нормы применимы при таких обстоятельствах.

Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме не может превышать семь дней со дня окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе.

Днем проведения открытого аукциона в электронной форме является рабочий день, следующий после истечения двух дней со дня окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

В случае, установленном частью 2 статьи 41.5 настоящего Федерального закона, срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе не может превышать четыре дня со дня размещения на электронной площадке протокола проведения открытого аукциона.

Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме.

В соответствии с частью 4 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.

Таким образом, максимальный срок процедуры проведения аукциона с учетом приведенных положений составляет 40 дней.

Как следует из протокола внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Администрации от 29.05.2012г. №8, в результате аварии без питьевой воды остались 436 жилых домов с количеством жителей - 1756 человек, Помарская средняя общеобразовательная школа с количеством учащихся 410 человек, Помарский детский сад – 253 человек. Комиссией было принято решение рекомендовать МУП «Водоканал» в срок до 1 августа 2012 года завершить выполнение аварийных работ по восстановлению скважины и обеспечения населения питьевой водой.

Таким образом, 29 мая 2012 года, то есть за три месяца до предполагаемого срока завершения выполнения работ Администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» было известно о необходимости проведения работ по устранению на водозаборе. В связи с чем препятствия для проведения торгов отсутствовали.

Отсутствие бюджетных средств не является основанием непреодолимой силы.

Исходя из того, что о необходимости осуществления аварийных работ по водоснабжению стало известно 29.05.2012г., факт чрезвычайности ситуации не подтвержден, наличие непреодолимой силы также не установлено, соответственно, действия по заключению муниципального контракта от 18.07.2012г. №8 и дополнительного соглашения от 24.09.2012г. №1 к муниципальному контракту от 18.07.2012г. №8 не могут быть квалифицированы как соответствующие пункту 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Заключение договора проведение аварийно-восстановительных работ с нарушением требований Закона о размещении заказов исключило возможность иных хозяйственных субъектов, оказывающих аналогичные услуги, участвовать в размещении муниципального заказа, следовательно, действия по заключению вышеуказанного договора могли привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещены соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7); признаки ограничения конкуренции - сокращение числа сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17); соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18).

Заключение муниципального контракта с нарушением требований Закона о размещении заказов исключило возможность иных хозяйственных субъектов, оказывающих аналогичные услуги, участвовать в размещении муниципального заказа, следовательно, действия по заключению вышеуказанного договора могли привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции.

К целям законодательства о размещении заказов, определенных в статье 1 Закона о размещении заказов относится эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Действия Администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район», выразившиеся в принятии решения о размещении заказа у единственного поставщика противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, в действиях Администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» и ООО «Бурводстрой» имеется нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, Руководствуясь частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 25 мая 2012 № 339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации", Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать в действиях Администрация муниципального образования «Волжский муниципальный район» (ул. Советская, 29, г. Волжск, РМЭ, 425000) нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции», выразившееся в принятии решения о размещении заказа у единственного поставщика в нарушение норм законодательства о размещении заказов.

  2. Признать в действиях Администрация муниципального образования «Волжский муниципальный район» (ул. Советская, 29, г. Волжск, РМЭ, 425000) и общества с ограниченной ответственностью «Бурводстрой» (424006, Йошкар-Ола, ул. Ломоносова, 47, А, ИНН 1215065828) нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора от 18 июля 2012 года №8 на проведение аварийно-восстановительных работ с бурением новой скважины и закольцовки водозаборов в с. Помары Волжского и дополнительного соглашения от 24.09.2012г. №1 к муниципальному контракту от 18.07.2012г. №8 на общую сумму 889 224 рублей без проведения конкурентных процедур.

  3. Предписание не выдавать.

  4. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны