Решение б/н Решение по делу № 02-11/11-14 от 18 августа 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-11/11-14

 

г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения оглашена 04 августа 2014 года.

  • решения в полном объеме изготовлен 18 августа 2014 года.

Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе, рассмотрев дело, возбужденное в отношении администрации муниципального образования «Медведевское городское поселение» (ул. Советская, 22, п. Медведево, 425200) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в издании Постановления №117 от 30 апреля 2013 года «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в присутствии представителей Заявителя: директора ООО «Рион» В.И. Диркача, Кузнецовой С.В., действующей на основании доверенности №3 от 23.06.3014, представителей Ответчика: главы администрации муниципального образования «Медведевское городское поселение»

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл 13.03.2014 вх. 1652 поступило обращение ООО «Рион», содержащее информацию об определении постановлением администрации муниципального образования «Медведевское городское поселение» прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, которое, по мнению заявителя, создает препятствие осуществлению предпринимательской деятельности и нарушает статью 15 Закона о защите конкуренции.

Приказом Марийского УФАС России от 25.04.2014 №131 принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией муниципального образования «Медведевское городское поселение» части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в издании Постановления №117 от 30 апреля 2013 года «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

Постановлением администрации МО «Медведевское городское поселение» Республики Марий Эл №117 от 30 апреля 2013 года (далее – Постановление) определены прилегающие территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

На территории, которые в соответствии с названным постановлением отнесены к прилегающим к образовательным учреждениям, находится объект общественного питания, принадлежащий ООО «Рион».

18.06.2013 в ООО «Рион» (руководителю магазина «Владимир» пгт. Медведево, площадь Гагарина, д.2 А) от администрации МО «Медведевское городское поселение» поступило уведомление о необходимости прекращения деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в связи с принятием Постановления №117 от 30 апреля 2013 года «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».

Согласно пункту 2 указанного Постановления в Медведевском городском поселении определена прилегающая территория, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции расстояние в 50 метров по радиусу от центрального входа организаций культуры, детских, образовательных и медицинских организаций, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений до центрального входа объектов общественного питания с наличием производственных цехов по приготовлению горячих блюд.

В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления в Медведевском городском поселении определена прилегающая территория, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции расстояние в 300 метров по радиусу от центрального входа организаций культуры, детских, образовательных и медицинских организаций, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений до центрального входа объектов общественного питания без наличия производственных цехов по приготовлению горячих блюд, на территории которых планируется розничная продажа алкогольной продукции.

Таким образом, право осуществления розничной продажи алкогольной продукции для предприятий общественного питания дифференцировано в зависимости от наличия цехов по приготовлению горячих блюд.

Понятие предприятия общественного питания раскрывается в "ГОСТ Р 50647-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Термины и определения" (далее – Стандарт).

Названный стандарт распространяется на услуги и продукцию общественного питания и устанавливает термины и определения основных понятий в этой области.

Требования Стандарта являются общими и предназначены для применения всеми предприятиями питания независимо от их вида, размера, мощности и ассортимента изготовляемой продукции.

Общественное питание (индустрия питания) в соответствии со Стандартом представляет собой самостоятельную отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

Предприятие общественного питания (предприятие питания) – это объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

Продукция общественного питания (индустрии питания) - совокупность кулинарной продукции, хлебобулочных, кондитерских изделий и напитков.

К предприятиям общественного питания относятся, в том числе, кафе, бары, кофейни, рестораны, закусочные и т.д.

Таким образом, из совокупности приведенных положений следует, что предприятием общественного питания является хозяйствующий субъект, организующий питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов на соответствующем объекте, предназначенном для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров.

Определение предприятия общественного питания не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия производственных цехов по приготовлению горячих блюд.

Таким образом, хозяйствующие субъекты, соответствующие вышеприведенным условиям, действуют на одном товарном рынке оказания услуг общественного питания. При условии осуществления деятельности розничной продажи алкогольной продукции такие хозяйствующие субъекты являются конкурентами в границах конкретного рынка в независимости от наличия либо отсутствия производственных цехов по приготовлению горячих блюд.

Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции установлены в статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее – Закон №171-ФЗ), согласно пункту 1 которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции в том числе в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона №171-ФЗ, к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а именно Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425, утвердившим, в том числе, Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее – Правила).

Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления относится определение границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (далее - дополнительная территория).

Названными правилами не предусмотрена возможность органов местного самоуправления устанавливать различные пределы границы прилегающих территорий для хозяйствующих субъектов в зависимости от наличия производственных мощностей.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Таким образом, право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции предоставлено органам государственной власти субъекта Российской Федерации, у органов местного самоуправления такие полномочия отсутствуют.

Постановление администрации муниципального образования «Медведевское городское поселение» №117 от 30 апреля 2013 года «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» создает неравные условия для осуществления деятельности розничной реализации алкогольной продукции организациями общественного питания ввиду установления ограничения реализации алкогольной продукции в пределах конкретных территорий муниципального образования в зависимости от наличия либо отсутствия производственных цехов по приготовлению горячих блюд.

При изложенных обстоятельствах конкурентами являются все организации общественного питания на территории муниципального образования «Медведевское городское поселение» Республики Марий Эл.

При этом ограничения для осуществления предпринимательской деятельности устанавливаются администрацией муниципального образования «Медведевское городское поселение» на рынке розничной продажи алкогольной продукции.

Географическими границами рынка являются границы муниципального образования «Медведевское городское поселение», так как рассматриваемый муниципальный правовой акт, подлежит обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При этом к признакам ограничения конкуренции можно отнести возможное сокращение числа хозяйствующих субъектов – предприятий общественного питания, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке розничной продажи алкогольной продукции в границах муниципального образования «Медведевское городское поселение».

Руководствуясь статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях администрации муниципального образования «Медведевское городское поселение» нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении ограничения реализации алкогольной продукции в пределах конкретных территорий муниципального образования в зависимости от наличия либо отсутствия производственных цехов по приготовлению горячих блюд в Постановлении №117 от 30 апреля 2013 года «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Выдать администрации муниципального образования «Медведевское городское поселение» предписание о внесении изменений в Постановление №117 от 30 апреля 2013 года «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».

3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны