Решение б/н Решение по делу № 02-11/14-14 от 26 декабря 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу о нарушении антимонопольного законодательства
№ 02-11/14 -14
- декабря 2014 г. г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть объявлена 17 декабря 2014 года.
Текст решения в полном объеме изготовлен 26 декабря 2014 года.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
рассмотрев дело, возбужденное по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Волжский муниципальный район» (ул. Советская, 29, г. Волжск, РМЭ, 425000, ИНН 1201001408) подпункта «в» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской Федерации», части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в направлении хозяйствующим субъектам письма от 17 февраля 2014 года № 458 о необходимости увеличения продаж алкогольной продукции местных товаропроизводителей и заключения договора с ООО «Республиканский оптовый рынок алкогольной продукции»,
в присутствии представителя ответчика
руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступило заявление ОАО «Уржумский спиртоводочный завод», содержащее доводы о нарушении Администрацией муниципального образования «Волжский муниципальный район» (далее по тексту – Администрация МО «Волжский муниципальный район», администрация района, ответчик) антимонопольного законодательства.
Заявитель указал, что органом местного самоуправления в адрес руководителей местных торговых предприятий направлены планы реализации алкогольной продукции местных товаропроизводителей на 2014 год, изложенные в письме от 17 февраля 2014 года №458. Для исполнения данного плана продажи алкогольной продукции необходимо приобретать товар исключительно в организации оптовой торговли ООО «Республиканский оптовый рынок алкогольной продукции».
Ответчик, администрация МО «Волжский муниципальный район», в письменных пояснениях указал, что основанием для проведения совещания с руководителями торговых предприятий 04 февраля 2014 года послужило невыполнение прогнозного показателя по реализации водки и ликероводочной продукции за январь 2014 года. Администрация направила письмо от 17 февраля 2014 года № 458 руководителям торговых предприятий, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на территории Волжского муниципального района и являющихся декларантами по району, план реализации алкогольной продукции на 2014 год 6,51 тыс. дал. При этом ответчик отмечает, что произошла техническая ошибка вместо слова «план» должно быть указано «прогноз».
Администрация района рекомендовала торговым предприятиям, реализующим алкогольную продукцию на территории района, с целью обезопасить себя от реализации нелегальной алкогольной продукции заключить договоры с организациями оптовой торговли, осуществляющими добровольную сертификацию.
При рассмотрении дела Комиссией Марийского УФАС России установлены следующие обстоятельства.
Согласно протоколу совещания у главы администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл от 04.02.2014 по результатам совещания приняты решения, в частности, рекомендовать руководителям торговых предприятий, реализующих алкогольную продукцию на территории Волжского муниципального района, в 2014 году принять меры по увеличению розничной продажи алкогольной продукции местного производства путем расширения ассортиментного перечня, размещения продукции на витринах на уровне глаз и довести удельный вес алкогольной продукции местного производства в общем объеме до 80 %; заключить договоры на поставку алкогольной продукции с организациями оптовой торговли, осуществляющими добровольную сертификацию алкогольной продукции, завозимой из-за пределов республики.
17 февраля 2014 года Администрация МО «Волжский муниципальный район» направила письмо исх. №458 в адрес руководителей местных торговых предприятий, осуществляющих реализацию алкогольной продукции, к которому был приложен указанный протокол. Кроме того, в письме изложен план реализации алкогольной продукции местных товаропроизводителей на 2014 год, в том числе по месяцам: Волжское райпо - 4,6 тыс. дал., ООО «Союз» - 0,1 тыс дал., ООО «Онар» - 0,8 тыс. дал., ООО «Светлана» - 0,7 тыс. дал., ООО «Мега Макс» - 0,1 тыс. дал., ООО «Визит» - 0,06 тыс. дал., ООО «Продинвест» - 0,05 тыс. дал., ООО «Тюльпан» - 0,05 тыс. дал, ООО «Принцип» - 0,02 тыс. дал., ООО «Каравай» - 0,03 тыс. дал., ООО «Каравай» - 0,03 тыс. дал. Администрация просит принять меры для исполнения указанного плана. Также в письме сообщается, что с 01.03.2014 единственной организацией оптовой торговли, реализующей алкогольную продукцию местного производства, является ООО «Республиканский оптовый рынок алкогольной продукции». Администрация просит заключить договоры на поставку с данной организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Для квалификации действий органа местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не требуется доказывать факт наступления неблагоприятных последствий, достаточно наличия угрозы их наступления.
Согласно подпункту «в» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЭ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров, а хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность.
Администрация района согласно пункту 34 Устава муниципального образования «Волжский муниципальный район» входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования «Волжский муниципальный район» и является исполнительно-распорядительным органом.
В соответствии пунктом 18 части 1 статьи 7, пунктом 9 части 1 статьи 36 Устава муниципального образования администрация района осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе создает условие для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Таким образом, администрация района не наделена полномочиями по установлению плана реализации алкогольной продукции местных производителей и не вправе определять единственную организацию оптовой торговли, реализующую алкогольную продукцию местного производства.
Вместе с тем, администрацией МО «Волжский муниципальный район» в адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами, в частности, алкогольной продукции, было направлено письмо от 17.02.2014 № 458 с просьбами о принятии мер для исполнения плана реализации алкогольной продукции местных производителей и о заключении договоров поставки с единственной организацией, реализующей алкогольную продукцию местного производства. К письмам приложен протокол совещания от 04.02.2014 об увеличении объемов продаж алкогольной продукции местных товаропроизводителей.
Являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, администрация района наделена полномочиями по решению вопросов местного значения. В связи с указанным статусом требование администрации воспринимаются либо могут восприниматься как обязательные для исполнения указания.
В рамках рассмотрения дела сделаны запросы хозяйствующим субъектам, получившим от администрации указанное письмо.
ООО «Тюльпан» письмом от 05.05.2014 вх.3384 ответило, что письмо не является нормативным документом и не обязывает предприятие к каким-либо действиям по его исполнению, вместе с тем, исполняя вышеназванное письмо, общество было бы поставлено в неравные условия осуществления предпринимательской деятельности.
ООО «Онар» в письме от 23.04.2014 вх. 3037 сообщило, что по результатам данного письма были приняты меры по увеличению реализация алкогольной продукции местного производства, соотношение реализации алкогольной продукции российской и местного производства составило 61 %.
В письме ООО «Визит» от 06.05.2014 вх. 3473 указало, что возобновлены отношения с ООО «Республиканский оптовый рынок алкогольной продукции». Реализация Ново-Фокинской винно-водочной продукции с 1 января 2014 года составила 23,2 тыс. декалитров. Прекращены поставки с оптовым рынком алкогольной продукции «Винный погребок», ООО «Развитие» в связи с тем, что возобновились поставки продукции Ново-Фокинского ликероводочного завода.
ООО «Мега Макс» письмом от 25.04.2014 вх. 3168 сообщило, что по результатам названного письма была снижена процентная ставка наценки на продукцию Новофокинского ЛВЗ, что повлекло к уменьшению прибыли организации. Уменьшен ассортимент ввозимой водки, что также мешает конкуренции с другими магазинами. Также общество отмечает, что рядом стоящий магазин федеральной сети «Магнит» не имеет в продаже алкогольную продукцию местного производителя и для указанной организации не устанавливаются планы реализации.
Анализ информации, поступившей от хозяйствующих субъектов, которым администрацией МУ «Волжский муниципальный район» было направлено письмо от 17 февраля 2014 года № 458, свидетельствует о том, изложенные требования были восприняты хозяйствующими субъектами как обязательные для исполнения указания. Данные субъекты были поставлены в неравные условия осуществления предпринимательской деятельности по сравнению с другими участниками рынка. Правила реализации алкогольной продукции были поставлены в зависимость от условий не отнесенным к общим требованиям обращения товаров на рынке.
Действия администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» могли повлечь последствия в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции на рынке реализации алкогольной продукции.
Таким образом, в действиях Администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» имеется нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в направлении хозяйствующим субъектам письма от 17.02.2014 № 458 о необходимости увеличения продаж алкогольной продукции местных товаропроизводителей и заключения договора поставки алкогольной продукции с ООО «Республиканский оптовый рынок алкогольной продукции»
По результатам рассмотрения материалов дела Комиссия Марийского УФАС России, учитывая отсутствие доказательств прекращения органом местного самоуправления, нарушений антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Закона о защите конкуренции, считает необходимым выдать администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
р е ш и л а:
1. Признать в действиях Администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» нарушение подпункта «в» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской Федерации», части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в направлении хозяйствующим субъектам письма от 17.02.2014 № 458 о необходимости увеличения продаж алкогольной продукции местных товаропроизводителей и заключения договора поставки алкогольной продукции с ООО «Республиканский оптовый рынок алкогольной продукции».
2. Выдать Администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.