Решение б/н 02-12/08-16 от 29 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере проведения торгов по делу № 02-12/08-16

 

 

11 февраля 2016 года                                                                                        г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере проведения торгов в составе:

– заместитель руководителя — начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

– специалист первого разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов,

в присутствии представителей:

организатора открытого конкурса – муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г. Йошкар-Олы» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (далее – МУП «Водоканал», заказчик):

. (доверенность № 4 от 05.02.2016),

 (доверенность № 58 от 16.11.2015),

. (доверенность № 5 от 05.02.2016),

заявителя – публичного акционерного общества «Российская государственная страховая компания» в лице филиала публичного акционерного общества «Российская государственная страховая компания» в Республике Марий Эл (далее – ПАО «Росгосстрах» Марий Эл):

 (доверенность № 45 от 12.01.2016),

 (доверенность № 21 от 31.12.2015),

заинтересованного лица – страхового акционерного общества «ВСК» в лице филиала страхового акционерного общества «ВСК» в Республике Марий Эл (далее САО «ВСК» Марий Эл):

 (доверенность № 0096 – Д от 16.01.2016),

рассмотрев жалобу ПАО «Россгострах» Марий Эл на действия организатора открытого конкурса и конкурсной комиссии МУП «Водоканал» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) сотрудников МУП «Водоканал» (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы по адресу http://zakupki.gov.ru 31503131419 от 22.12.2015),

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступила жалоба ПАО «Росгосстрах» Марий Эл на действия заказчика и конкурсной комиссии МУП «Водоканал» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) сотрудников МУП «Водоканал» (номер извещения на официальном сайте в единой информационной системе по адресу http://zakupki.gov.ru 31503131419 от 22.12.2015). 

Согласно поступившей жалобе, критерий оценки заявок на участие в открытом конкурсе: «Предоставление дополнительных услуг и расширений программы страхования в рамках технического задания» (пункт 2.3. критериев оценки заявок конкурсной документации) заказчиком не раскрыт, так как не содержит конкретного перечня дополнительных услуг, необходимых заказчику, что противоречит принципу информационной открытости закупки. Кроме того, конкурсная комиссия нарушила порядок оценки и сопоставления заявок, что привело к неверному определению победителя открытого конкурса.

В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Марийское УФАС России приняло жалобу к рассмотрению.

 

На заседании Комиссии Марийского УФАС России представитель организатора конкурса просил признать жалобу необоснованной, представил письменные пояснения (исх. № 164 от 04.02.2016, № 209 от 11.02.2016).

Проанализировав представленные документы и пояснения, Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.

22.12.2015 МУП «Водоканал» опубликовало на официальном сайте извещение и конкурсную документацию открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) сотрудников МУП «Водоканал».

Начальная (максимальная) цена договора: 3300000 руб.

Дата и время окончания подачи заявок на участие в конкурсе: 18.01.2016 10:00.

Дата и время рассмотрения заявок: 19.01.2016 10:00.

Подведение итогов: 20.01.2016 10:00.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 18.01.2016 № б/н до окончания срока подачи конкурсных заявок поступили 4 (четыре) заявки: АО «СОГАЗ» в лице филиала АО «СОГАЗ» в Республике Марий Эл (далее - АО «СОГАЗ») - порядковый номер <...> , САО «ВСК» - порядковый номер <...> , ПАО «Росгосстрах» - порядковый номер <...> и ООО «АльфаСтрахование» – порядковый номер <...> .

Конкурсная комиссия, рассмотрев представленные заявки, приняла решение о допуске всех заявок к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с протоколом по оценке и сопоставлению конкурсных заявок от 26.01.2016 № 418 победителем открытого конкурса признана заявка № 2 САО «ВСК». Второе место присвоено заявке № 3 ПАО «Росгосстрах».

1.Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок, а также порядок их оценки и сопоставления.

В соответствии с указанными требованиями Закона о закупках в информационной карте открытого конкурса (часть 2 конкурсной документации) заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок:

  1. Цена договора (значимость критерия 30 %);
  2. Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (далее – «Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса») (значимость критерия 70 %).

При оценке заявок по критерию «Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса» каждой заявке присваивается значение от 0 до 100 баллов в соответствии с установленными показателями.

Так, одним из показателей является предоставление участниками закупки дополнительных услуг и расширений программы страхования в рамках технического задания документации (пункт 2.3. критериев и порядка оценки заявок на участие в конкурсе) (далее – критерий 2.3.). В соответствии с указанным критерием, за каждую дополнительную услугу начисляется 2 балла (в зависимости от соответствия потребностям заказчика). Максимальный балл 40.

Как следует из пояснений заказчика, озвученных в ходе рассмотрения жалобы, на момент разработки конкурсной документации и дальнейшего размещения на официальном сайте, организатором указанного открытого конкурса не были определены дополнительные услуги, необходимые МУП «Водоканал».

Между тем, все участники проводимой процедуры закупки, не обладая полной информацией о потребностях заказчика в тех или иных дополнительных услугах, в составе конкурсной заявки представили перечень возможных дополнительных услуг.

При рассмотрении жалобы представитель заказчика пояснил, что Конкурсная комиссия при оценке по критерию 2.3. определяла необходимые дополнительные услуги исходя из потребностей организатора конкурса и ориентируясь на предложения участников конкурса непосредственно на стадии оценки и сопоставления заявок.

Так, из представленных участниками закупки дополнительных услуг Конкурсной комиссией были самостоятельно (с учетом потребностей заказчика) отобраны и оценены следующие дополнительные услуги:

  1. выдача застрахованным лицам необходимой медицинской документации;
  2. обеспечение изделиями медицинского назначения;
  3. сахарный диабет I и II типа и его осложнения.

В соответствии с протоколом заседания комиссии по закупкам товаров, работ, услуг для нужд МУП «Водоканал» по оценке и сопоставлению конкурсных заявок № 418 от 26.01.2016 за предоставление дополнительных услуг участнику закупки АО «СОГАЗ» присвоено – 6 баллов, САО «ВСК» - 4 балла, ПАО «Росгосстрах» - 4 балла, ООО «АльфаСтрахование» – 2 балла.

Иные дополнительные услуги, представленные участниками конкурса, не оценивались конкурсной комиссией, так как потребность заказчика в данных дополнительных услугах отсутствует.

Таким образом, комиссия отобрала дополнительные услуги и присвоила за них баллы по собственному усмотрению, что в свою очередь привело к неоднозначному выставлению окончательных баллов по указанному критерию.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках определены основополагающие принципы закупки товаров, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупках товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться, в том числе принципом информационной открытости закупки. Указанный принцип предполагает доступность для потенциальных участников информации о закупке. Следовательно, критерии и порядок оценки заявок должны быть раскрыты в документации таким образом, чтобы оценка предложенных участниками закупки условий исполнения контракта не зависела от субъективного мнения комиссии заказчика, а могла быть самостоятельно рассчитана любым лицом, у которого в распоряжении имеется конкурсная документация и заявки участников закупки, на основании критериев оценки и порядка оценки заявок.

Однако из вышеуказанного следует, что критерий 2.3. не раскрыт заказчиком, так как не содержит конкретного перечня дополнительных услуг, в связи с чем, оценка по данному критерию не может считаться объективной. Формирование критерия оценки заявок подобным образом противоречит принципу информационной открытости закупки и не отвечает смыслу Закона о закупках. Следовательно, в действиях МУП «Водоканал» имеется нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В данной части жалоба ПАО «Росгосстрах» Марий Эл обоснована.

2. Также показателем по критерию «Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса» является предоставление сведений о наличии договоров, обеспечивающих оказание застрахованным лицам широкого спектра услуг в той или иной области медицины (пункт 2.4. критериев и порядка оценки заявок на участие в конкурсе) (далее – критерий 2.4.). За наличие договора с одним из медицинских учреждений Республики Марий Эл начисляется 1 балл (в зависимости от соответствия специализации и месторасположения медицинского учреждения потребностям заказчика). Максимальный балл – 10.

В соответствии с протоколом заседания комиссии по закупкам товаров, работ, услуг для нужд МУП «Водоканал» по оценке и сопоставлению конкурсных заявок № 418 от 26.01.2016 участниками закупки с порядковыми номерами 2 (САО «ВСК»), 3 (ПАО «Росгосстрах») и 4 (ООО «АльфаСтрахование) по критерию 2.4. выставлен максимальный балл – 10.

Мнение подателя жалобы о том, что по названному критерию заявка ПАО «Росгосстрах» Марий Эл должна была получить большее количество баллов, так как обществом представлено более 10 договоров с медицинскими учреждениями,  является ошибочным, поскольку непосредственно в конкурсной документации установлен максимальный балл по критерию 2.4. – 10 баллов. Следовательно, заявки участников открытого конкурса не могли получить балл выше максимального.

3.В подпункте 15 пункта 8.5 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «Водоканал» (в редакции от 02.02.2015, далее – Положение о закупках) установлено, что конкурсная документация должна содержать в том числе информацию о формах, порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 конкурсной документации проводимого открытого конкурса любой претендент вправе направить заказчику запрос разъяснений положений конкурсной документации в письменной форме или в форме электронного документа в срок не позднее чем 5 рабочих дней до дня окончания подачи конкурсных заявок. Заказчик в течение 2 дней со дня поступления запроса на разъяснения положений конкурсной документации направляет по электронной почте разъяснения положений конкурсной документации претенденту, направившему запрос, а также размещает копию таких разъяснений (без указания наименования или адреса претендента, от которого был получен запрос на разъяснения) в единой информационной системе и на официальном сайте МУП «Водоканал».

Между тем, в конкурсной документации отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, что нарушает положения подпункта 15 пункта 8.5 Положения о закупках.

В связи с тем, что 03.02.2016 между муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» г. Йошкар-Олы» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» и страховым акционерным обществом «ВСК» в лице филиала страхового акционерного общества «ВСК» в Республике Марий Эл заключен договор № 1614G1200001/163, необходимость выдачи обязательного для исполнения предписания отсутствует.

                

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

решила:

 

1. Признать жалобу публичного акционерного общества «Российская государственная страховая компания» в лице филиала публичного акционерного общества «Российская государственная страховая компания» в Республике Марий Эл обоснованной.

2. Признать в действиях муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г. Йошкар-Олы» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подпункта 15 пункта 8.5 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г. Йошкар-Олы» муниципального образования «Город Йошкар-Ола».

3. Обратиться с иском в суд о признании открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию сотрудников МУП «Водоканал», и заключенного по его результатам договора, недействительными.

 

Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере проведения торгов может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны