Решение б/н Решение 02-12/14-16 от 2 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Надпись: Заказчик:
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Йошкар-Ола»
ул. Я. Эшпая, д. 145, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000
факс: 720675

Организатор закупки:
Общество с ограниченной ответственностью «Газэнергоинформ»
пр. Добролюбова, д.16, к.2, литер А, бизнес-центр «Арена Холл», оф. 503

Заявитель:
Общество с ограниченной ответственностью «ТехОптТорг» 
Элеваторный проезд, д.4, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
факс: (8362) 458805

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

Комиссии по контролю в сфере проведения торгов по делу № 02-12/14-16

 

 

14 апреля 2016 года                                                                                   г. Йошкар-Ола

 

 

Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере проведения торгов в составе:

- заместитель руководителя — начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

– специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;

 – специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

в присутствии представителей:

заказчика – общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» (далее – ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола», заказчик):

 (доверенность № 14/16 от 31.12.2015);

организатора закупки – общества с ограниченной ответственностью «Газэнергоинформ» (далее – ООО «Газэнергоинформ», организатор закупки):

(доверенность № б/н от 15.02.2016);

в отсутствие представителей заявителя – общества с ограниченной ответственностью «ТехОптТорг» (далее – ООО «ТехОптТорг»), надлежащим образом уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения материалов дела, рассмотрев жалобу ООО «ТехОптТорг» на действия организатора закупки – ООО «Газэнергоинформ», при проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 31603471701 от 25.03.2016),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл до окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений поступила жалоба ООО «ТехОптТорг» (исх. № 24 от 04.04.2016, вх. № 4258 от 05.04.2016) на действия организатора закупки – ООО «Газэнергоинформ» при проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, извещение на официальном сайте http://zakupki.gov.ru № 31603471701.

Согласно поступившей жалобе в Положении о закупках товаров, работ, услуг ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» и документации о запросе предложений отсутствует исчерпывающий перечень случаев, при которых заказчик вправе отказаться от заключения договора, что противоречит принципам, установленным в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Также, из положений документации невозможно однозначно определить является ли основанием для отклонения заявки непредставление копии заявки через сайт торговой системы ООО «ГазНефтеторг.ру» (http://www.gazneftetorg.ru/), в связи с чем отклонение заявки, копия которой не размещена на сайте торговой системы, может носить субъективный характер. Кроме того, критерий оценки заявок «Наличие техники и оборудования» без указания количества и перечня техники и оборудования, достаточного для выполнения работ по договору, является не объективным.

В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Марийское УФАС России приняло жалобу к рассмотрению.

На заседании Комиссии Марийского УФАС России представители заказчика и организатора закупки просили признать жалобу необоснованной, поддержали письменные пояснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы.

Проанализировав представленные документы и пояснения, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы ООО «ТехОптТорг» на основании следующего.

Между ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» и ООО «Газэнергоинформ» заключен агентский договор № А/2015/158 от 31.12.2015, во исполнение которого функции организатора закупочных процедур осуществляет ООО «Газэнергоинформ».

В связи с чем, ООО «Газэнергоинформ» объявлен открытый запрос предложений на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, о чем на официальном сайте опубликовано извещение № 31603471701, а также документация о запросе предложений, проект договора, техническое задание.

Начальная (максимальная) цена договора: 6 641 751,54 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика): 05.04.2016 в 11:59.

1. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 1.3.2.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Йошкар-Ола», утвержденного внеочередным общим собранием участников ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» (протокол № 3 (17) от 25.12.2013) с изменениями, утвержденными решением совета директоров ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» (протокол № 8 (70) от 15.10.2015) (далее – Положение о закупках), организатор закупок осуществляет подготовку документов, необходимых для проведения закупки, в том числе извещения о закупке и документации о закупке.

В пункте 6.6.4. Положения о закупках указано, что по результатам рассмотрения и проверки информации об участниках запроса предложений организатор закупки вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений в следующих случаях:

- отсутствия в составе заявки на участие в запросе предложений документов, определенных документацией о запросе предложений, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике запроса предложений или о товарах (работах, услугах), на поставку (выполнение, оказание) которых размещается заказ;

- отсутствия обеспечения заявки на участие в запросе предложений, если в документации о запросе предложений установлено данное требование;

- наличия в таких заявках на участие в запросе предложений предложения о цене договора (товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки), превышающего начальную (максимальную) цену предмета запроса предложений (договора), установленную в документации о запросе предложений;

- несоответствия участника запроса предложений требованиям, указанным в п.1.7 настоящего Положения, в том числе в случае наличия сведений об участнике запроса предложений и (или) его соисполнителе (субподрядчике) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков;

- несоответствия заявки, поданной участником запроса предложений, требованиям документации о запросе предложений и настоящего Положения;

- несоответствия предмета заявки на участие в запросе предложений предмету закупки, указанному в документации о запросе предложений, в том числе по количественным показателям (несоответствие количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг).

Отклонение заявок на участие в запросе предложений по иным основаниям не допускается.

Из чего следует, что в данном пункте Положения о закупках указан исчерпывающий перечень оснований для отклонения заказчиком поступившей на участие в закупке заявки.

В Положении о закупке не указано на возможность заказчика отклонять заявку, соответствующую установленным Положением и документацией о закупке требованиям.

Однако в нарушение пункта 6.6.4 Положения о закупках в пункте 1.6.4. документации проводимого запроса предложений указано, что организатор закупки имеет право завершить процедуру проведения запроса предложений без заключения договора по его результатам. Кроме того, в пункте 2.6.1 документации указано, что заказчик вправе отказаться от проведения запроса предложений, а также завершить закупку без заключения договора по ее результатам в любое время.

Вместе с тем, в пунктах 6.2.1.11, 6.2.2.16 Положения о закупках заказчик также указывает, что имеет право не заключать договор по результатам запроса предложений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что отсутствие в Положении о закупках и документации проводимого запроса предложений исчерпывающего перечня случаев, при которых заказчик после определения победителя запроса предложений вправе не заключать договор, не соответствует принципам Закона о закупках, поскольку в конкретных случаях такой отказ при отсутствии регламентированных оснований может носить субъективный, дискриминационный характер.

2. В пункте 6.2.3. Положения о закупках указано, что в целях выявления степени соответствия заявок на участие в запросе предложений требованиям, установленным в документации о запросе предложений, их предварительного ранжирования по степени предпочтительности для заказчика организатор для каждой закупки разрабатывает критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, которые указываются в документации о запросе предложений.

Согласно положениям документации проводимого запроса предложений (пункт 3.30 информационной карты), оценка заявок на участие в закупке проводится по следующим критериям:

№ п/п

Наименование критерия

Весомость критерия в %

Лот1

 

 

1

Цена закупки

40 %

2

Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в натуральном выражении за последние 5 (пять) лет, предшествующие дате подачи Заявки

30 %

3

Наличие техники и оборудования

30 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с пунктом 3.31 информационной карты рейтинг заявок на участие в запросе предложений представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям с учетом значимости (веса) данных критериев.

Оценка (балл) по критерию «Наличие техники и оборудования» зависит от количественного значения техники и оборудования, которое будет использоваться участником для выполнения работ (оказания услуг), являющихся предметом запроса предложений, и рассчитывается по формуле:

 

Ki

Rki = ______ х 100

Kmax

где:

Rki – оценка (балл) Заявки i-го Участника по критерию «Наличие техники и оборудования»;

Kmax- максимальное среди всех заявок Участников количественное значение техники и оборудования, имеющегося у Участника, необходимого для выполнения работ (оказания услуг) по Договору (совокупно, в штуках);

Ki - количественное значение техники и оборудования, имеющегося у i-го Участника, необходимого для выполнения работ (оказания услуг) по Договору (совокупно, в штуках).

Список техники и оборудования с указанием минимально необходимого количества, которое должно использоваться при выполнении работ (оказании услуг) по договору, организатором закупки в документации не определен.

По смыслу пункта 3.31 информационной карты участник запроса предложений должен представить справку о материально-технических ресурсах (в виде таблицы), привлекаемых для выполнения работ (оказания услуг), являющихся предметом закупки, а также копии документов, подтверждающих право собственности и/или аренды на технику и оборудование.

Вместе с тем, из документации не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, какие материально-технические ресурсы участника запроса предложений являются необходимыми для выполнения работ, являющихся предметом проводимой процедуры закупки.

Таким образом, в связи с тем, что организатором закупки не установлены границы достаточности техники и оборудования, комиссия при оценке заявок по данному критерию будет самостоятельно определять необходимость использования того или иного оборудования для выполнения работ на объекте, что может привести к субъективной оценке по названному критерию.

Более того, формирование критерия подобным образом является некорректным и не позволяет объективно выявить лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться, в том числе, принципом информационной открытости. Указанный принцип предполагает доступность для потенциальных участников информации о закупке. Следовательно, критерии и порядок оценки заявок должны быть раскрыты в документации таким образом, чтобы оценка предложенных участниками закупки условий исполнения контракта не зависела от субъективного мнения членов комиссии заказчика, а могла быть самостоятельно рассчитана любым лицом, у которого в распоряжении имеется документация о запросе предложений и заявки участников закупки, на основании критериев и порядка оценки заявок.

Из вышеуказанного следует, что критерий «Наличие техники и оборудования» не раскрыт организатором закупки в полной мере, поскольку не содержит перечня материально-технических ресурсов, которые необходимы для выполнения работ (оказания услуг), являющихся предметом проводимого запроса предложений, в связи с чем оценка по названному критерию не может считаться объективной. Кроме того, формирование критерия оценки заявок подобным образом противоречит принципу информационной открытости закупки и не отвечает смыслу Закона о закупках. Следовательно, в действиях организатора закупки имеется нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Довод подателя жалобы о невозможности однозначно определить является ли основанием для отклонения заявки непредставление копии заявки через сайт торговой системы ООО «ГазНефтеторг.ру» (http://www.gazneftetorg.ru/), в связи с чем отклонение заявки, копия которой не размещена на сайте торговой системы, может носить субъективный характер, является несостоятельным на основании следующего.

В соответствии с пунктом 2.7.1.1. документации о запросе предложений участник подает подлинник заявки на участие в закупке в письменной форме, с копией на электронном носителе в соответствии с требованиями, указанными в документации. Кроме подлинника заявки на бумажном носителе, участник подает копию заявки в форме электронных документов через сайт торговой системы ООО «ГазНефтеторг.ру» (http://www.gazneftetorg.ru/).

Согласно пункту 2.9.1.3 документации в случае, если участник подал подлинник заявки в бумажном виде в порядке и сроки, установленные в документации, но не представил копию заявки в форме электронных документов через сайт торговой системы, такая заявка допускается к участию в процедуре рассмотрения заявок участников.

В пункте 2.9.2.3 документации, а также в пункте 6.6.4 Положения о закупках содержится исчерпывающий перечень оснований для отклонения заявки на участие в запросе предложений. Вместе с тем, в перечне указанных оснований отсутствует случай, при котором заявка отклоняется в связи с непредставлением копии заявки в форме электронных документов через сайт торговой системы.

Кроме того, из пояснений представителей организатора закупки, озвученных на заседании Комиссии Марийского УФАС России, также следует, что не размещение копии заявки через сайт торговой системы не является основанием для отклонения, однако, заявка участника может быть отклонена в случае наличия иных оснований для отклонения, предусмотренных документацией.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТехОптТорг» обоснованной.

2. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» нарушение части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «Газэнергоинформ» нарушение части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 6.6.4 Положения о закупках товаров, работ, услуг общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Йошкар-Ола».

4. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» обязательное для исполнения предписание.

 

Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере проведения торгов может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны