Постановление №03-07/17-2019 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 03-07/17-2019 от 28 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу № 03-07/17-2019

об административном правонарушении

 

28 февраля 2019 года                                                                                   г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) Чернова Венера Валерьевна, рассмотрев протокол № 03-07/17-2019 от 28 января 2019 года и материалы административного дела № 03-07/17-2019, возбужденного в отношении ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ООО «МКК «Магазин Денег» С по факту нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе», выразившегося в размещении и распространении рекламы «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС» на троллейбусах МП «ТТ» города Йошкар-Олы без указания наименования лица, оказывающего финансовую услугу (решение Марийского УФАС России от 09.11.2018 по делу № 03-21/41-2018), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя С М,

 

установила:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении № 03-07/17-2019 в отношении С по факту нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе», выразившегося в размещении и распространении рекламы «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС» на троллейбусах МП «ТТ» города Йошкар-Олы без указания наименования лица, оказывающего финансовую услугу, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении № 03-07/17-2019 от 28 января 2019 года составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России Журавлевой Н.В. в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствии представителя С Макаренко Ю.В., действующей на основании доверенности от 14.06.2017. В адрес директора ООО «Микрокредитная компания «Магазин Денег» 25.12.2018 направлено уведомление о составлении протокола за исходящим № 03-11/9939, данное почтовое отправление было получено ООО «Микрокредитная компания «Магазин Денег» 28.12.2018, о чем свидетельствует почтовое уведомление. Кроме того, 10.01.2019 вх.№109 С были представлены документы в соответствии с уведомлением о составлении протокола, что подтверждает его уведомление о дате, времени, месте составления протокола.

Копия протокола с указанием даты, времени и места рассмотрения дела                           № 03-07/17-2019 (исх.№03-07/515 от 28.01.2019) направлена заказным письмом с уведомлением о вручении по юридическому адресу ООО «Микрокредитная компания «Магазин Денег», а также по адресу места регистрации С Протокол получен 16.02.2019, о чем свидетельствует информация имеющаяся на сайте почты России в разделе сервиса почтовых отправлений.

На момент рассмотрения дела № 03-07/17-2019 С был надлежащим образом уведомлен о дате, месте, времени рассмотрения дела. Определение об отложении рассмотрения дела от 11.02.2019 (исх.№03-07/1000 от 13.02.2019) было направлено по адресу места регистрации лица, привлекаемого к административной ответственности, а также по юридическому адресу ООО «Микрокредитная компания «Магазин Денег». Определение было получено С, о чем свидетельствует факт представления информации по вопросам, изложенным в определении об отложении.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) был проведен мониторинг наружной рекламы, в результате которого установлен факт размещения рекламы «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС» на троллейбусах города Йошкар-Олы.

По факту размещения указанной рекламы Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/41-2018 по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон о рекламе).

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи размещения на транспортных средствах, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются услуги по выдаче денежных средств под залог автомобиля.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В рекламе указано на оказание услуги «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС».

При рассмотрении материалов установлено, что предоставление денежных средств под залог автомобиля осуществляется ООО «МКК «Магазин денег» на основании утвержденных Правил предоставления, пользования и возврата микрозаймов с обеспечением ООО «МКК «Магазин денег» от 05.02.2018, Общих условий договора микрозайма с обеспечением от 05.02.2018.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

При рассмотрении материалов установлено, что в нижней части рекламы размещается также информация об условиях предоставления займов, о лице, оказывающем услугу и иная информация. Указанная информация приведена мелким шрифтом, и содержит следующие сведения: «Общество с ограниченной ответственностью «Микрокредитная компания «Магазин Денег»; ИНН 1215209808, КПП 121501001; ОГРН 1161215054835; Рег.номер свидетельства:001603388007809, дата включения в реестр 07.06.2016, является членом Саморегулируемой организации Союза микрофинансовых организаций «Единство», действует на основании Федерального закона № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федерального закона №353 «О потребительском кредите (займе)». Займ предоставляется гражданам РФ в возрасте от 18 лет, обладающих полной дееспособностью, имеющих постоянную регистрацию на территории РФ, имеющих в собственности транспортное средство. Без справок о доходе и поручителей. Срок рассмотрения – 1 день. Срок погашения займа – от 1 до 365 дней. Сумма займа – от 1000 до 500000 руб. Процентная ставка от 60 до 84 % годовых или от 0,16 до 0,23% в день. Расчет процентов за пользование займом производится каждый день по фиксированной ставке на фактический остаток задолженности по возврату основной суммы займа. Юр. адрес: 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул.Красноармейская, д.42, помещение 1, сайт http://adaryer.ru/».

В рекламе информация о лице, оказывающем финансовые услуги, приведена мелким шрифтом.

Согласно письму ГБУ РМЭ «Республиканская офтальмологическая больница имени Г.И. Григорьева» от 09.06.2018 №321 следует, что текст рекламы «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС» является читаемым с расстояния 80-90 метров. Вместе с тем, текст, расположенный внизу рекламы, является читаемым с расстояния не более двух метров.

Рассматриваемая реклама размещалась на наружной стороне поверхности задних стекол троллейбусов, осуществляющих движение в пределах города Йошкар-Олы.

Троллейбус является транспортным средством, предназначенным для перевозки пассажиров, осуществляет стоянку только для посадки и высадки пассажиров на остановках города Йошкар-Олы, в остальное время троллейбус движется.

Поскольку реклама, а именно текст «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС» воспринимается с расстояния 90 метров, а троллейбус является транспортным средством, которое движется, у потребителя отсутствует возможность восприятия текста рекламы, который расположен внизу рекламного модуля и приведен мелким шрифтом.

Кроме того, у потребителей, воспринимающих рекламу при нахождении троллейбуса на остановах общественного транспорта также отсутствует возможность восприятия текста рекламы, приведенного мелким шрифтом.

Так, согласно пояснениям МП «ТТ», реклама размещалась на транспортных средствах на высоте 2 метров.

Из представленных фотоматериалов следует, что в большинстве случаев реклама размещалась с правой стороны задних стекол троллейбуса. При этом троллейбус при осуществлении посадки и высадки пассажиров на остановках общественного транспорта стоит боком к потенциальным пассажирам, возможность прочитать текст рекламы, расположенной на задних стеклах троллейбуса, отсутствует.

Следовательно, для того, чтобы прочесть текст рекламы, расположенный в нижней части рекламы мелким шрифтом, потребителю необходимо выйти на проезжую часть, что создаст угрозу безопасности движения.

В соответствии с пунктом 9.10 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Согласно пояснениям МП «ТТ», водители транспортных средств, движущихся за троллейбусом, обязаны соблюдать дистанцию в 3 м. При нахождении на регулируемом перекрестке расстояние (дистанция) может быть сокращено.

Таким образом, даже для пассажиров и водителей транспортных средств, движущихся за троллейбусом, с учетом длины транспортных средств и требующейся дистанции при движении, текст рекламы, приведенный мелким шрифтом, является нечитаемым.

При этом на троллейбусах города Йошкар-Олы размещалась реклама иного содержания в отличие от представленной в заключении ООО «Юридическое агентство «Магнат». Так, в рекламном модуле, оценку которому дало ООО «Юридическое агентство «Магнат», текст условий оказания финансовых услуг, в том числе информация о лице, предоставляющем услуги, приведены более крупным шрифтом по сравнению с размещенной рекламой, указанный текст занимает около ¼ рекламного модуля.

Информация, приведенная мелким шрифтом в размещенной рекламе, в том числе о лице, оказывающем финансовую услугу, является нечитаемой при движении транспортного средства. Кроме того, для лиц, воспринимающих рекламу с расстояния более 2 метров, нечитаемыми являются сведения, указанные внизу рекламного модуля, в том числе информация о лице, оказывающем финансовую услугу.

Вместе с тем, полнота восприятия рекламы потребителем, в том числе сведений, обязательных к указанию в рекламе в силу закона, не должна быть поставлена в зависимость от поведения потребителя, его местонахождения.

На основании изложенного, с учетом места и способа размещения рекламы «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС», сведения о лице, оказывающем финансовую услугу, расположенные нижней части и приведенные мелким шрифтом, являются недоступными для восприятия потребителей.

Таким образом, данная реклама нарушает часть 1 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствуют сведения о лице, оказывающем финансовую услугу.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения материалов установлено, что реклама размещалась на основании договора от 12.04.2018 №0178, заключенного между МП «ТТ» и ООО «Микрокредитная компания «Магазин Денег».

Таким образом, рекламодателем является ООО «Микрокредитная компания «Магазин Денег», рекламораспространителем – МП «ТТ».

Ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо – руководителя, работника организации, совершившее административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и иные.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

На момент размещения рассматриваемой рекламы на троллейбусах и на момент заключения договора на размещение рекламы директором общества являлся С., который не принял необходимых и достаточных мер по предотвращению нарушения законодательства о рекламе.

Антимонопольным органом установлено, что С.  при должной внимательности и осмотрительности при размещении рекламы мог предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства о рекламе, имел возможность выполнить возложенную на него обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предпринял всех зависящих от нее мер по соблюдению действующего законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган на основе собранных по делу доказательств приходит к выводу, что вина С  в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе установлена.

Событие административного правонарушения – нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в распространении ненадлежащей финансовых услуг без указания лица, оказывающего данную услугу.

Место, время совершения и событие административного правонарушения:

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола.

Время совершения административного правонарушения: 13.04.2018-12.07.2018 –период распространения рекламы «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС» на троллейбусах МП «ТТ» города Йошкар-Олы.

Состав административного правонарушения, совершенного С и предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют:

- объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;

- объективная сторона — действия С, направленные на доведение рекламы до потребителей с нарушением части 1 статьи 28 Закона о рекламе;

- субъект правонарушения – С.,

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у С, имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения С Имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Дополнительно должностным лицом был исследован вопрос о малозначительности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Кроме того, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совер­шенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соот­носиться с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, адми­нистративные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия С содержат нарушение законодательства о рекламе и свидетельствуют о пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей по соблюдению норм в сфере законодательства о рекламе.

Совершенное С правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС Рос­сии пришло к выводу о том, что совершенное С правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

При назначении наказания Марийское УФАС России учитывает тот факт, что С ранее был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ (постановление Марийского УФАС России №03-07/102-2018 (штраф оплачен 15.11.2018).

На основании изложенного, должностное лицо считает возможным назначить С административное наказание по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде штрафа 4 000 (четырех тысяч) рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.33, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

 

ПостановилА:

 

Привлечь С к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКАТО 88401000000

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола

БИК банка 048860001, счет получателя 40101810922020016001

код бюджетной классификации 161 1 16 26000 01 6000 140

УИН 16142022800001550609

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны