Постановление №03-07/09-2018 постановление №03-07/09-2018 от 6 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу № 03-07/09-2018

об административном правонарушении

 

06 февраля 2018 года г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) , рассмотрев протокол № 03-07/09-2018 от 26 января 2018 года и материалы административного дела № 03-07/09-2018, возбужденного в отношении кредитного потребительского кооператива «Агро Займ» (ИНН 1215151643, ОГРН 1101215006090; юридический адрес: ул.Красноармейская, д.42, пом.1, г.Йошкар-Ола, РМЭ, 424036) по факту нарушения требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) выразившиемуся в распространения рекламы «Агро Займ. Выдаем займы всем* Принимаем личные сбережения» на здании по адресу Оршанский район, пгт.Оршанка, ул.Советская, д.126, Республика Марий Эл (решение Марийского УФАС России от 28.12.2017 по делу № 03-21/59-2017), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

в отсутствии представителя КПК «Агро Займ» надлежащим образом извещённого о дате, месте, времени рассмотрения дела,


 

 

установила:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении № 03-07/09-2018 в отношении КПК «Агро Займ» по факту нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы «Агро Займ. Выдаем займы всем* Принимаем личные сбережения» на здании по адресу Оршанский район, пгт.Оршанка, ул.Советская, д.126, Республика Марий Эл, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении № 03-07/09-2018 от 25 января 2018 года составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России Журавлевой Н.В. в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Протокол составлен в отсутствии представителя КПК «Агро Займ», при этом КПК «Агро Займ» было надлежащим образом извещено о дате и времени составления протокола об административном правонарушении. Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 28.12.2017 исх.№03-07/9776 направлено по юридическому адресу КПК «Агро Займ», получено 30.12.2017, о чем свидетельствует почтовое уведомление.

Копия протокола с указанием даты, времени и места рассмотрения дела № 03-07/09-2018 (исх.№03-07/497 от 26.01.2018) направлена заказным письмом с уведомлением о вручении по юридическому адресу КПК «Агро Займ». Указанное почтовое отправление получено 30.01.2018, о чем свидетельствует почтовое уведомление.

Таким образом, на момент рассмотрения дела № 03-07/09-2018 КПК «Агро Займ» было надлежащим образом уведомлено о дате, месте времени рассмотрения дела.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

Протоколом установлено следующее.

Марийским УФАС России возбуждено дело №03-21/59-2017 о нарушении законодательства о рекламе в отношении КПК «Агро Займ». Основанием для возбуждения дела явилось поступившее в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл обращение от 08.09.2017 вх. №186-Н, от 25.09.2017 вх.№191-Н о размещении недостоверной рекламы КПК «Агрозайм» в пгт. Оршанка. Заявитель в обращении указал, что указанная в рекламе информация «Выдаем займы всем» является недостоверной, поскольку фактически кооператив выдает займы, предъявляя определенные требования к заемщикам: возрастной ценз, требования к гражданам, находящимся в перечне Росфинмониторинга, требования к категориям, относящимся к недееспособным.

Решением Комиссии Марийского УФАС России от 28.12.2018 по делу №03-21/59-2017 реклама «Агро Займ. Выдаем займы всем* Принимаем личные сбережения» на здании по адресу Оршанский район, пгт.Оршанка, ул.Советская, д.126, Республика Марий Эл признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, адресована неопределенному кругу лиц.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания рекламной информации следует, что объектом рекламирования является кооператив «АгроЗайм», услуги по выдаче займов и принятию личных сбережений.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с определением, данным в Федеральном законе от 18.07.2009 №190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее –Закон о кредитной кооперации), кредитный потребительский кооператив (далее - кредитный кооператив) - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

Кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством: 1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном указанным Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива; 2) размещения денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей (часть 1 статьи 3 Закона о кредитной кооперации).

Кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании: 1) договоров займа, заключаемых с юридическими лицами; 2) договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами в порядке, предусмотренном Законом о кредитной кооперации.

В рассматриваемой рекламе потребителям сообщается о выдаче «Займов всем».

Разделом 3 Устава КПК «Агро Займ» предусмотрены условия и порядок членства в кооперативе. Членами кооператива могут быть физические лица, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица.

Решением заседания правления КПК «Агро Займ» от 05.10.2017 установлены Общие условия предоставления, пользования и возврата потребительских займов из Фонда финансовой взаимопомощи КПК «Агро Займ». Так, кооперативом установлены следующие требования к пайщику: для получения займа необходимо вступить в кооператив в порядке, определенном Уставом кооператива. Для вступления в кооператив физическое лицо должно достичь шестнадцатилетнего возраста. Воспользоваться займом пайщик сможет после достижения восемнадцати лет. Кроме того, для получения займа пайщик должен иметь постоянную регистрацию в пределах субъекта РФ, в котором находится кооператив.

Таким образом, информация в рекламе «Займы всем» является недостоверной, поскольку не сопровождается существующими ограничениями (например, возрастные, наличие прописки физического лица в определенном регионе), а, следовательно, реклама содержит недостоверные сведения относительно условий, при которых финансовая услуга может быть предоставлена потребителю.

В рекламе потребителям сообщается, что «вступительного взноса нет».

В силу пункта 4.1 Устава КПК «Агро Займ» кооператив создается по принципу специализированного института финансовой взаимопомощи, консолидирующего на добровольной основе паенакопления и привлеченные денежные средства для организации финансовой взаимопомощи.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кредитной кооперации взносы члена кредитного кооператива (пайщика) - предусмотренные законом и уставом кредитного кооператива денежные средства, вносимые членом кредитного кооператива (пайщиком) в кредитный кооператив для осуществления деятельности и покрытия расходов кредитного кооператива, а также для иных целей в порядке, который определен уставом кредитного кооператива. Законом предусмотрено установление кооперативом нескольких видов взносов, например: членский взнос - денежные средства, вносимые членом кредитного кооператива (пайщиком) на покрытие расходов кредитного кооператива и на иные цели в порядке, который определен уставом кредитного кооператива; вступительный взнос - денежные средства, вносимые в случае, если это предусмотрено уставом кредитного кооператива, при вступлении в кредитный кооператив на покрытие расходов, связанных со вступлением в кредитный кооператив, в размере и порядке, которые определены его уставом; дополнительный взнос - членский взнос, вносимый в случае необходимости покрытия убытков кредитного кооператива в соответствии с пунктом 4 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации; паевой взнос - денежные средства, переданные членом кредитного кооператива (пайщиком) в собственность кредитного кооператива для осуществления кредитным кооперативом деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом и уставом кредитного кооператива, и для формирования паенакопления (пая) члена кредитного кооператива (пайщика); обязательный паевой взнос - паевой взнос, предусмотренный уставом кредитного кооператива и вносимый членом кредитного кооператива (пайщиком) в кредитный кооператив в обязательном порядке; добровольный паевой взнос - паевой взнос, добровольно вносимый членом кредитного кооператива (пайщиком) в кредитный кооператив помимо обязательного паевого взноса в случае, если возможность и порядок его внесения предусмотрены уставом кредитного кооператива.

Согласно пункту 11.3 Устава КПК «Агро Займ» в кооперативе установлены обязательные и добровольные паевые взносы. Обязательный паевой взнос определяет минимальную долю участия члена кооператива в паевом фонде кооператива и минимальную долю субсидиарной ответственности по обязательствам кооператива. Размер обязательного паевого взноса составляет 50,00 рублей. Кроме того, Уставом кооператива установлено, что членом кооператива выплачиваются паевые взносы, которые направляются на покрытие расходов кооператива по организации и обеспечению финансовой взаимопомощи пайщиков и на иные цели.

Уставом КПКГ «Агро Займ» предусмотрено, что в кооперативе создается фонд финансовой взаимопомощи, который является источником выдачи займов, предоставляемых членам кооператива (пункт 13.1). Фонд финансовой взаимопомощи формируется за счет части имущества членов кооператива, в том числе из привлеченных личных сбережений от членов кредитного кооператива, а также за счет иных не запрещенных законом источников.

Однако, в спорной рекламе отсутствует указание на необходимость уплаты паевого взноса для получения займа, отсутствует информация об ответственности членов кооператива по его обязательствам, что влечет искажение смысла информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, может создавать у потребителей впечатление, что заемщик не несет никаких расходов, связанных со вступлением в кооператив.

Реклама направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, при этом существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Так что отсутствие в ней существенной части информации приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей.

Не доведение информации в рекламе об условиях членства в кооперативе, при указании привлекательной для потребителей информации «вступительного взноса нет» свидетельствует об отсутствии существенной информации в рекламе.

На основании изложенного, Марийское УФАС России пришло к выводу о том, что рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Марийским УФАС России установлено, что рассматриваемая реклама размещается на фасаде здания по адресу Оршанский район, пгт.Оршанка, ул.Советская, д.126, Республика Марий Эл. При этом деятельность по указанному адресу на момент поступления обращения гражданина и на момент возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе осуществляет КПК «Агро Займ» (ИНН 1215151643) на основании договора субаренды от 01.07.2016, заключенного с ИП Симонян А.А. Иных лиц с наименованием «Агро Займ» по указанному адресу не установлено.

Кроме того, при установлении лица, в интересах которого осуществляется размещение рассматриваемой рекламы Марийское УФАС России учитывает, что учредителями КПК «Агро Займ» (ИНН 1215151643) и ликвидированного КПК «АгроЗайм» (ИНН 1215151690) являются одни и те же лица. КПК «Агро Займ» обратилось к субарендатору помещения по адресу ИП Симонян А.А. для перезаключения договора аренды на срок с 01.06.2016 года по 31 декабря 2016 года «в связи с реорганизацией». Договор субаренды №3 от 01.06.2016, заключенный между КПК «Агро Займ» и ИП Симонян А.А. фактически действовал с 01.07.2016 по настоящее время.

Таким образом, КПК «Агро Займ» длительное время осуществляло деятельность по приему личных сбережений и выдаче займов по адресу Оршанский район, пгт.Оршанка, ул.Советская, д.126, Республика Марий Эл.

Также номер телефона 8 800-250-75-88, указанный в качестве контактного в рекламе, принадлежит и используется КПК «Агро Займ» с 19.02.2015 (ответ ПАО «МТС» от 04.12.2017 вх.№14540).

Доводы КПК «Агро Займ» о том, что рассматриваемая реклама размещена в интересах ликвидированного кооператива КПК «АгроЗайм», поскольку в рекламе имеются сведения об ИНН, ОГРН кооператива, являются несостоятельными, поскольку указанная информация размещена способом недоступным для восприятия (рекламный баннер размещен на уровне второго этажа здания, информация об ИНН, ОГРН организации приведена мелким шрифтом), при восприятии информации об ИНН, ОГРН организации потребителем, она не соотносится с конкретным юридическим лицом, а напротив, воспринимается как реклама КПК с наименованием «АгроЗайм», расположенного по адресу размещения рекламной информации.

Следовательно, реклама размещается в интересах КПК «Агро Займ», привлекает внимание потребителей к кооперативу.

Фактически нарушение, выразившееся в неуказании в рекламе всех существенных условий оказания финансовой услуги и иных условий, при которых финансовая услуга может быть предоставлена потребителю, допущено КПК «Агро Займ».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований статьи 5 Закона о рекламе возложена на рекламодателя.

Ответственность за нарушение требований статьи 5 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Антимонопольным органом установлено, что КПК «Агро Займ» при должной внимательности и осмотрительности при размещении рекламы могло предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства о рекламе, имело возможность выполнить возложенную на него обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган на основе собранных по делу доказательств приходит к выводу, что вина КПК «Агро Займ» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе установлена.

Событие административного правонарушения – нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении рекламы «Агро Займ. Выдаем займы всем* Принимаем личные сбережения» на здании по адресу Оршанский район, пгт.Оршанка, ул.Советская, д.126, Республика Марий Эл.

Место совершения административного правонарушения: пгт.Оршанка Республики Марий Эл.

Время совершения административного правонарушения: сентябрь-ноябрь 2017 года – время, в течении которого фиксировался факт размещения рекламы «Агро Займ. Выдаем займы всем* Принимаем личные сбережения» на здании по адресу Оршанский район, пгт.Оршанка, ул.Советская, д.126, Республика Марий Эл.

Состав административного правонарушения, совершенного КПК «Агро Займ» и предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют:

- объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;

- объективная сторона — действия КПК «Агро Займ», направленные на доведение рекламы до потребителей с нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе;

- субъект правонарушения – КПК «Агро Займ»,

- субъективна сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у КПК «Агро Займ», имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения КПК «Агро Займ». Имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Дополнительно при рассмотрении дела должностным лицом исследовался вопрос о применении малозначительности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым обще­ственным отношениям.

Кроме того, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совер­шенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соот­носиться с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, адми­нистративные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия КПК «Агро Займ» содержат нарушение законодательства о рекламе и свидетельствуют о пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей по соблюдению норм в сфере законодательства о рекламе.

Совершенное КПК «Агро Займ» правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС Рос­сии пришло к выводу о том, что совершенное КПК «Агро Займ» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Все вышеуказанные обстоятельства учитываются в совокупности при назначении наказания за административное правонарушение.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение административного правонарушения (кооператив был привлечен к административной ответственности в виде предупреждения по делу №03-07/91-2017 от 02.08.2017).

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является добровольное устранение допущенного нарушения КПК «Агро Займ» в ходе рассмотрения дела №03-21/59-2017.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Применение мер административной ответственности преследует цели предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция), а также стимулирования правомерного поведения хозяйствующих субъектов и иных лиц.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение. Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Между тем в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей обеспечение индивидуального, учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

Конституционный Суд РФ придерживается позиции о том, что публично-правовая ответственность дифференцируется в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. При этом дифференциация такой ответственности предопределяется конституционными принципами соразмерности и справедливости, которые в равной мере относятся как к физическим, так и к юридическим лицам.

Применение же в отношении юридического лица административного штрафа, без учета указанных принципов не исключает превращения такого штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что противоречит общеправовому принципу справедливости.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

На основании приведенных выше правовых позиций Конституционного Суда РФ и положений КоАП РФ, и учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, а именно характер совершенного правонарушения, добровольное устранение лицом, привлекаемым к административной ответственности, выявленного нарушения, должностное лицо Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что административный штраф в минимальном размере санкции части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в размере 100 000 рублей не соответствует характеру совершенного кооперативом административного правонарушения и влечет избыточное ограничение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, в связи с чем может быть снижен ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, до 50 000 (пятидесяти) тысяч рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.33, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

 

ПостановилА:

 

Привлечь кредитный потребительский кооператив «Агро Займ» (ИНН 1215151643, ОГРН 1101215006090; юридический адрес: ул.Красноармейская, д.42, пом.1, г.Йошкар-Ола, РМЭ, 424036) к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКАТО 88401000000

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола

БИК банка 048860001, счет получателя 40101810100000010001

код бюджетной классификации 161 1 16 26000 01 6000 140

УИН 16142020800001104507

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя

Связанные организации

Связанные организации не указаны