Постановление б/н Постановление по делу № 03-07/108-2017 от 13 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

по делу № 03-07/108-2017 об

административном правонарушении

 

«23» августа 2017 года                                                                                      г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, рассмотрев протокол от «08» августа 2017 года и материалы дела № 03-07/108-2017 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица  - в отношении общества с ограниченной ответственностью «Эконом» (ИНН 1660275966, ОГРН 1161690125816, юридический адрес: 420140, г. Казань, ул. Ю. Фучика, д. 155, оф. 5) по факту нарушения пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в продаже товаров с символикой, сходной до степени смешения с товарным знаком «RUSSIA 2018» по свидетельству № 471195, зарегистрированному Международной федерацией футбольных ассоциаций (решение Марийского УФАС России от 24.05.2017 по делу №03-24/03-2017), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствии представителя ООО «Эконом», надлежащим образом уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения дела,

 

УстановилА:

 

Решением Комиссии Марийского УФАС России от 24.05.2017 по делу №03-24/03-2017 в действиях ООО «Эконом» признан факт нарушения пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.

Марийским УФАС России возбуждено дело № 03-07/108-2017 в отношении        ООО «Эконом» по факту нарушения части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

20.07.2017 исх. № 03-07/5622 ООО «Эконом» по юридическому адресу и адресу фактического осуществления деятельности направлено уведомление о составлении протокола с указанием даты, времени, места. Также по юридическому и фактическому адресу общества направлены телеграммы от 04.08.2017 № 57, № 59.

Протокол об административном правонарушении от 08 августа 2017 года составлен специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ в отсутствии представителя ООО «Эконом».

Копия протокола № 03-07/108-2017 об административном правонарушении                         от 08.08.2017 исх. № 03-07/6157 с указанием даты, времени, места рассмотрения дела об административном правонарушении направлена по юридическому адресу общества, а также по адресу фактического осуществления деятельности. Кроме того, по указанным адресам направлены телеграммы с указанием даты, времени, места рассмотрения дела об административном правонарушении № 243, 245.

Таким образом, на момент рассмотрения дела № 03-07/108-2017 об административном правонарушении лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Протоколом установлено следующее.

Марийским УФАС России в ходе совместной проверки с Прокуратурой г. Йошкар-Олы установлен факт продажи обществом с ограниченной ответственностью «Эконом», осуществляющим деятельность в магазинах «Конфискат», «Мега сити», дорожных сумок с символикой «RUSSIA 2018».

По результатам рассмотрения материалов в отношении ООО «Эконом» на основании приказа Марийского УФАС России от 20.02.2017 № 31 возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в продаже товаров с символикой, сходной до степени смешения с товарным знаком «RUSSIA 2018» по свидетельству № 471195, зарегистрированному FIFA.

Марийское УФАС России пришло к выводу о нарушении пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Эконом» по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 138 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) результатом интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе товарные знаки и знаки обслуживания.

В соответствии с частью 1 статьи 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладатель), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначение в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован.

При этом, исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован.

Использование средства индивидуализации (в том числе использование способами, предусмотренными ГК РФ), если оно осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ и другими законами (часть 1 статьи 1229 ГК РФ). Под незаконным использованием товарного знака признается любое действие, нарушающее права владельца товарного знака, в том числе предложение к продаже, продажа и иное в ведение в хозяйственный оборот товара, маркированного товарным знаком.

Согласно части 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Таким образом, нарушением исключительного права владельца товарного знака признается использование не только тождественного товарного знака, но исходного с ним до степени смешения обозначения.

В соответствии со статьей 1515 ГК РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Пунктом 7 статьи 1252 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными указанным Кодексом, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.

В силу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением недобросовестной конкуренции (часть 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018, Кубка конфедераций FIFA 2017 и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки магазинов «Конфискат» и «МегаСити», предпринимательскую деятельность в которых осуществляет ООО «Эконом», расположенных в г. Йошкар-Оле по адресам: ул. Красноармейская, д. 43 и Ленинский проспект, д. 26а соответственно, установлено, что по указанным адресам осуществляется продажа дорожных сумок с символикой «RUSSIA 2018» следующего содержания:

DSCN4521

что подтверждается актами осмотра от 16.01.2017 и 18.01.2017

Страна производства товара указана на ценнике, прикрепленном к товару – Китай, стоимость составляет 200,00 рублей. Товарные накладные, а также иные документы, регулирующие поставку и продажу данного товара, отсутствуют.

FIFA имеет зарегистрированный товарный знак «RUSSIA 2018» по свидетельству № 471195 от 20.09.2012 с защитой до 09.12.2020 в отношении товаров класса 18 международной классификации товаров и услуг, к которым относятся в том числе дорожные сумки. Указанным документом подтверждается регистрация и приоритет в использовании словесно-графического обозначения «RUSSIA 2018» за FIFA. По мнению правообладателя, обозначение, нанесенное на товары, является сходным до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком «RUSSIA 2018».

Вместе с тем, FIFA не имеет заключенных с ООО «Эконом» договоров, предоставляющих право использования товарного знака правообладателя. Правообладатель не выражал и никаким иным образом не предоставлял ООО «Эконом» разрешение на использование принадлежащего ему товарного знака.

Кроме того, ООО «Эконом» не представлен лицензионный договор, зарегистрированный в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, или иные документы, которые подтверждали бы факт легального использования и ввода в гражданский оборот на территории Российской Федерации предлагаемой к продаже продукции, маркированной товарными знаками FIFA, с согласия правообладателя товарных знаков либо уполномоченной организации FIFA.

Антимонопольным органом установлен и зафиксирован факт продажи рассматриваемого товара протоколами осмотра принадлежащих ООО «Эконом» помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16.01.2017 и 18.01.2017 с приложением фототаблиц, подтверждающих расположение указанных товаров на витрине торговых объектов «Конфискат» и «Мегасити», предпринимательскую деятельность в которых осуществляет ООО «Эконом», маркировку товаров идентичными ценниками, магнитными датчиками, штрихкодами и надписями: «Сумка дорожная. 000001070949. @СС-200. 200.00 р.».

В силу положений статьи 1479 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Использование части товарного знака, сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком «RUSSIA 2018», может создавать у потребителей неверное впечатление о наличии связей или особых отношений между лицом, являющимся правообладателем и ООО «Эконом», следовательно, данные действия направлены на получение преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, что противоречит требованиям добросовестной конкуренции.

Таким образом, установленный факт продажи дорожных сумок с использованием символики «RUSSIA 2018» ООО «Эконом» является нарушением пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции в связи с тем, что размещенное на товаре обозначение является сходным до степени смешения с товарным знаком № 471195, «дорожные сумки» относятся к товарной группе «сумки», соответственно являются однородными с товарами, в отношении которых зарегистрирован рассматриваемый товарный знак, рассматриваемое обозначение размещено на товарах с целью привлечения потребителей, поскольку у последних возникает представление, что товары, реализуемые ООО «Эконом», имеют отношение к товарам, реализуемым правообладателем или с его согласия.

На основании изложенного, антимонопольным органом установлено, что действия ООО «Эконом» по продаже товаров с символикой, сходной до степени смешения с товарным знаком «RUSSIA 2018» по свидетельству № 471195, зарегистрированному Международной федерацией футбольных ассоциаций, нарушают пункт 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 данной статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, однако не совершило указанных действий.

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Юридическое лицо может быть признано невиновным в совершении админи­стративного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

Антимонопольным органом установлено, что ООО «Эконом» при должной внимательности и осмотрительности при размещении рекламы могло предвидеть последствия - возможность нарушения антимонопольного законодательства, имело возможность выполнить возложенную на него обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предприняло всех зависящих от него мер по его соблюдению.

В ходе рассмотрения дела, объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «Эконом» своих обязанностей, в том числе по соблюдению действующего антимонопольного законодательства, не установлено.

Таким образом, должностное лицо Марийского УФАС России, оценив представленные по делу доказательства в их взаимной связи и совокупности, считает, что ООО «Эконом» не приняло всех зависящих от него мер при наличии необходимой степени заботливости и осмотрительности, которые требовались от участника правоотношений по соблюдению требований антимонопольного законодательства, а, следовательно, в его действиях имеется вина в совершении административного правонарушения.

Антимонопольный орган, на основе собранных по делу доказательств, приходит к выводу, что вина ООО «Эконом» в нарушении антимонопольного законодательства установлена.

Место совершения административного правонарушения: ул. Красноармейская, д. 43 и Ленинский проспект, д. 26а, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл.

Время совершения административного правонарушения: данное правонарушение является длящимся и по правилам части 2 статьи 4.5 КоАП РФ временем его совершения является дата вынесения приказа Марийского УФАС России от 20.02.2017 № 31 о возбуждении дела № 03-24/03-2017 о нарушении антимонопольного законодательства.

Состав административного правонарушения, совершенного ООО «Эконом», образуют:

- объект административного правонарушения - отношения в сфере предпринимательской деятельности, которые складываются в связи с являющейся необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности конкуренцией между хозяйствующими субъектами;

- объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33. КоАП РФ, состоит в недобросовестной конкуренции, а именно в продаже товаров с символикой, сходной до степени смешения с товарным знаком «RUSSIA 2018» по свидетельству № 471195, зарегистрированному Международной федерацией футбольных ассоциаций;

- субъект правонарушения – ООО «Эконом»;

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у ООО «Эконом» имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного пра­вонарушения и факт его совершения ООО «Эконом». Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) не установлено.

Дополнительно должностным лицом Марийского УФАС России исследован во­прос о малозначительности.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

 По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия ООО «Эконом» свидетельствуют о пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению норм в сфере антимонопольного законодательства.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное ООО «Эконом» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 данной статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

По смыслу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с данным Кодексом.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

На основании изложенного, должностное лицо, считает возможным назначить ООО «Эконом» административное наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции части 1 статьи 14.33 КоАП РФ в сумме 100 000 (сто тысяч) рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 2.10, 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.33, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, п. 1 ст. 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

постановила:

 

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Эконом» (ИНН 1660275966, ОГРН 1161690125816, юридический адрес: 420140, г. Казань, ул. Ю. Фучика, д. 155, оф. 5) к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787

КПП 121501001

ОКТМО 88701000

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – Отделение — НБ Республика Марий Эл

БИК банка 048860001

счет получателя 40101810100000010001

код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

УИН 0319882342082400000910645

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренный частью 1 статьи 20.25 данного Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны