Постановление б/н Постановление по делу № 03-07/122-2017 от 13 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

по делу № 03-07/122-2017

об административном правонарушении

 

26 октября 2017 года                                                                                              г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России), рассмотрев протокол № 03-07/122-2017 от 13 сентября 2017 года и материалы административного дела № 03-07/122-2017, возбужденного в отношении ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» (юридический адрес: ул. Луксум, д. 1, с. Помары, Волжский район, РМЭ, 425032; ИНН 1201001013, ОГРН 1021202254391) по факту нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, выразившегося в препятствовании перетоку электрической энергии к объектам энергоснабжения на участке, расположенного по адресу: ул. Луксум, д. 2, с. Помары, Волжский район, РМЭ, путем прекращения подачи электрической энергии к объектам энергоснабжения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в присутствии и.о. руководителя учреждения (приказ № 163-лс)

 

установила:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении № 03-07/122-2017 в отношении ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» по факту нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, выразившегося в препятствовании перетоку электрической энергии к объектам энергоснабжения на участке, расположенного по адресу: ул. Луксум, д. 2, с. Помары, Волжский район, РМЭ, путем прекращения подачи электрической энергии к объектам энергоснабжения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

В адрес лица, привлекаемого к административной ответственности и потерпевшего 24.08.2017 исх. № 03-07/6604 было направлено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о дате, времени и месте составления протокола. На составлении протокола присутствовала лично. ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» надлежащим образом уведомлено о дате, времени, месте составления протокола, во исполнение указанного определения письмом от 30.08.2017 № 126 представлены документы и сведения.

Протокол об административном правонарушении № 03-07/122-2017 от             13.09.2017 составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Копия протокола № 03-07/122-2017 (исх. № 03-07/7004 от 13.09.2017), в котором указана дата (27.09.2017), время (13:30) и место рассмотрения административного дела вручена, и направлена по юридическому адресу учреждения. Копия данного протокола согласно уведомлению органа почтовой связи получена ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» 20.09.2017.

Определением от 27.09.2017 по делу № 03-07/122-2017 дело об административном правонарушении отложено на 06.10.2017 в связи с необходимостью получения дополнительных документов. Кроме того, определением от 27.09.2017 в качестве свидетеля вызван начальник ПО «Йошкар-Олинские электрические сети» филиала «Мариэнерго» Волжский РЭС ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

В письменных пояснениях сообщил, что КТП № 179П принадлежит ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество», в связи с чем в силу действующего законодательства обязанность по восстановлению ее работоспособности возложена на учреждение.

В связи с необходимостью исследования КТП № 179П с участием представителей ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество», ПО «Йошкар-Олинские электрические сети» филиала «Мариэнерго» Волжский РЭС ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и потерпевшей определением от 06.10.2017 по делу № 03-07/122-2017 дело об административном правонарушении отложено на 13.10.2017.

Определением от 13.10.2017 по делу № 03-07/122-2017 дело об административном правонарушении отложено на 26.10.2017 в связи с необходимостью совершения действий для подключения электроэнергии потерпевшему. О дате, времени, месте рассмотрения дела об административном правонарушении ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» и уведомлены, что подтверждается соответствующей распиской лиц.

Таким образом, лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени, месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

В Марийское УФАС России в порядке переадресации из Приволжского Управления Ростехнадзора поступило заявление вх. № 7854 от 26.06.2017 на незаконное ограничение электроснабжения в жилом доме, расположенном по адресу: ул. Луксум, д. 2, с. Помары, Волжский район, РМЭ.

Под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (статья 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике)).

ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» по смыслу положений Закона об электроэнергетике является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства (КТП №179П), с помощью которых осуществляется процесс энергоснабжения жилых домов, в том числе жилого дома по адресу: ул. Луксум, д. 2, с. Помары, Волжский район, РМЭ.

Так, согласно акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей № 1 от 07.02.2014, подписанному между лесничеством и, а также иными лицами, проживающими в жилых домах по ул. Луксум, с. Помары, Волжский р-н, РМЭ, жилой дом № 2 по указанному адресу технологически присоединен к электросетевому оборудованию ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество».

Марийским УФАС России установлено, что в период с мая 2017 года по настоящее время отсутствует электроснабжение в жилом доме, расположенном по адресу: ул. Луксум, д. 2, с. Помары, Волжский р-н, РМЭ.

Однако абзацем 1 пункта 2 статьи 546 ГК РФ установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

В соответствии с пунктом 3 статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Согласно части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетики сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 №861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Как следует из материалов дела, отключение электроэнергии объекта Деляновой Г.В. в период с мая 2017 года по настоящее время осуществлено ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» по причине неисправности трансформаторной подстанции № 179П, однако надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие данный факт, в соответствии с требованиями, установленными главой IV Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442) со стороны учреждения не представлены.

Вместе с тем, в соответствии с вышеуказанными нормативными актами право инициировать введение полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителю принадлежит гарантирующему поставщику в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

  Пунктом 4 Правил № 442 установлены основания ограничения режима потребления электрической энергии.

  Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), обслуживающий потребителя и получивший от него заявление, указывающее на обстоятельства, установленные в п. 4 Правил № 442, обязан в течение 1 рабочего дня передать заявление в адрес сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в соответствующей точке (точках) поставки такого потребителя.

  ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» не является гарантирующим поставщиком электроэнергии в том объеме прав и обязанностей, которые установлены для данного субъекта гражданских правоотношений, согласно Закона об электроэнергетике. Соответственно, учреждение не наделено полномочиями прекращать энергоснабжение объектов, технологически присоединенных к сетям учреждения, даже в случае выявления несанкционированного подключения к электрическим сетям.

  Таким образом, бездействие ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» по ненадлежащему содержанию трансформаторной подстанции № 179П привело к ограничению поставки электрической энергии на объекты, технологически присоединенные к сетям учреждения, что привело к нарушению предусмотренных законодательством процедур для прекращения подачи энергии, и противоречат требованиям  пункта 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 №861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг».

При этом, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении электроснабжение жилого дома по адресу: ул. Луксум, д. 2, с. Помары, Волжский р-н, РМЭ не восстановлено.

Административная ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения: ул. Луксум, д. 2, с. Помары, Волжский р-н, РМЭ.

Время совершения административного правонарушения: 12.04.2017 – дата отключения электроэнергии в указанном жилом доме.

Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из приведенной нормы следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.

В данном случае доказательств, свидетельствующих о принятии ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» мер по исполнению публично-правовых обязательств, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется.

На основании изложенного следует, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество». Имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) не установлено.

Должностным лицом дополнительно исследован вопрос о применении в отношении ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» статьи 2.9 КоАП РФ и признании совершенного правонарушения малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного админи­стративного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные ре­шить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершив­шее административное правонарушение, от административной ответственности и огра­ничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соот­носиться с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, адми­нистративные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество», выразившиеся в препятствовании перетоку электрической энергии к объектам энергоснабжения на участке, расположенного по адресу: ул. Луксум, д. 2, с. Помары, Волжский район, РМЭ, путем прекращения подачи электрической энергии к объектам энергоснабжения, являются нарушением законодательства об электроэнергетике и свидетельствуют о пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к административной ответственности к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению норм в сфере законодательства об электроэнергетике.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со статьей 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для юридических лиц в размере, не превышающем одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Санкция части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностным лицом Марийского УФАС России не установлены обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность.

Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение. Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Между тем в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей обеспечение индивидуального, учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

Конституционный Суд РФ придерживается позиции о том, что публично-правовая ответственность дифференцируется в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. При этом дифференциация такой ответственности предопределяется конституционными принципами соразмерности и справедливости, которые в равной мере относятся как к физическим, так и к юридическим лицам.

Применение же в отношении юридического лица административного штрафа, без учета указанных принципов не исключает превращения такого штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что противоречит общеправовому принципу справедливости.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

На основании приведенных выше правовых позиций Конституционного Суда РФ и положений КоАП РФ, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, принятия мер ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» по обследованию КТП, совершения действий, направленных на возобновление электрической энергии, должностное лицо Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что административный штраф в размере 100 000 рублей не соответствует характеру совершенного предприятием административного правонарушения и влечет избыточное ограничение его прав, в связи с чем может быть снижен ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, должностное лицо Марийского УФАС России считает достаточным назначить ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 4.1, 4.2, 4.3, 9.21, 23.48, ст. 29.9, 29.10, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

Постановила:

 

Привлечь ГКУ РМЭ «Алексеевское лесничество» (юридический адрес: ул. Луксум, д. 1, с. Помары, Волжский район, РМЭ, 425032; ИНН 1201001013, ОГРН 1021202254391) к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787

КПП 121501001

ОКТМО 88701000

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – Отделение — НБ Республика Марий Эл

БИК банка 048860001

счет получателя 40101810100000010001

УИН 16142102600000985411

код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

 

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны