Постановление б/н Постановление и представление по делу №03-07/123-2017 от 13 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 03-07/123-2017

об административном правонарушении

 

12 сентября 2017 года                                                                                           г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России), рассмотрев протокол № 03-07/123-2017 от 21 августа 2017 года и материалы административного дела № 03-07/123-2017, возбужденного в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Альфа Пенза» (ул. Кижеватова, д.26, г. Пенза, Пензенская область, 440031, ИНН 5837061167, ОГРН 1145837002794, КПП 583701001) по факту нарушения части 1 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об особенностях государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в ограничении поставщикам продовольственных товаров доступа к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствии представителя ООО «Альфа Пенза», надлежащим образом извещенного о рассмотрении дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении                № 03-07/123-2017 в отношении ООО «Альфа Пенза» по факту нарушения части 1 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об особенностях государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в ограничении поставщикам продовольственных товаров доступа к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении № 03-07/123-2017 от 21 августа 2017 года составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Протокол составлен в отсутствии представителя ООО «Альфа Пенза». При этом общество надлежащим образом извещено о дате, времени и месте составления протокола, что подтверждается ходатайством ООО «Альфа Пенза» о продлении срока предоставлении документов, подписанном директором общества, на уведомление о составлении протокола от 28.04.2017 исх. № 03-07/340.

Копия протокола с указанием даты, времени и места рассмотрения дела                           № 03-07/123-2017 (исх. № 03-07/6580) направлена по месту регистрации юридического лица.

В связи с отсутствием на дату рассмотрения дела доказательств получения обществом протокола об административном правонарушении, в котором указаны дата, время и место рассмотрения дела № 03-07/123-2017, определением от 25.08.2017 (исх. № 03-07/6695) рассмотрение дела отложено. Согласно официальному сайту ФГУП «Почта России» указанное определение получено ООО «Альфа Пенза» 07.09.2017.

Протоколом установлено следующее.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике  Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) на основании протокола заседания Правительственной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков от 21.12.2016 № 3 и руководствуясь пунктом 11 части 1 статьи 23, статьей 24, частями 1 и 3 статьи 25 и пунктом 4 части 4 статьи 25.1 Федерального   закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «Альфа Пенза» проведена внеплановая документарная проверка в период с 17.02.2017 по 17.03.2017.

В соответствии с частью 8 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле) торговая сеть - это совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона о торговле обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения отнесено к одному из основных целей принятия упомянутого закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4 Закона о торговле антимонопольное регулирование отнесено к числу методов государственного регулирования торговой деятельности.

ООО Альфа Пенза» на территории Республики Марий Эл осуществляет реализацию продовольственных товаров в 29 торговых объектах. В соответствии с положениями части 8 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об особенностях государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» общество является торговой сетью.

Таким образом, к обществу подлежат применению запреты и требования, установленные Законом о торговле.

К числу таких требований отнесена и обязанность по обеспечению доступа к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (части 1 статьи 9 Закона о торговле). Данная обязанность предполагает размещение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, соответствующей информации именно в сети «Интернет».

Указанный подход обусловлен развитием информационных технологий и всеобщей компьютеризацией, а законодательные тенденции направлены на обеспечение создания прозрачного и доступного механизма доступа к информации о порядке выбора контрагентов торговыми сетями, в том числе с целью обеспечения такого доступа для организаций, территориально удаленных от хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети.

Иное толкование части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции нивелировало бы цели применения упомянутой нормы.

Под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). При этом под доступом к информации названный закон понимает возможность получения информации и ее использования (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

С учетом положений законодательства Российской Федерации об информации и информационных технологиях, а также требований Закона о торговле, обращение одного субъекта к другому за получением информации может быть направлено и выражено в различных формах. Обращение к информации может быть выражено не только в форме непосредственного направления обращения, предполагающего именно «письменный контакт», но и обращение к сведениям, размещенным на официальном сайте. Соответственно, обращение поставщика продовольственных товаров к официальному сайту торговой сети является способом запроса информации.

Законом о торговле не предусмотрено иного способа получения информации хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, кроме обращения к официальному сайту торговой сети.

Таким образом, исходя из целей применения Закона о торговле, непредставление информации по запросу может означать не только уклонение торговой сети от направления поставщику именно письменного ответа о способах и формах отбора (учитывая отсутствие соответствующего правового механизма), но и неисполнение обязанности, установленной частью 1 статьи 9 Закона о торговле, то есть не размещение обозначенной информации общедоступным для всех поставщиков способом в сети «Интернет».

Кроме того, требования части 1 статьи 9 Закона о торговли действуют объективно, что означает отсутствие зависимости между обращениями поставщиков в адрес торговых сетей с соответствующими запросами и обязанностью последних обеспечить доступ к такой информации в сети «Интернет».

С учетом законодательно установленной для торговых сетей обязанности по размещению информации в сети «Интернет», неисполнение такой обязанности свидетельствует о не предоставлении запрашиваемой информации.

Неисполнение же обязанности, установленной частью 1 статьи 9 Закона о торговле, означает не предоставление информации неопределенному кругу поставщиков.

Таким образом, запросом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора необходимо понимать обращение контрагентов именно к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В ходе проведения внеплановой документарной проверки Марийским УФАС России проведен мониторинг интернет ресурсов и установлено, что ООО «Альфа Пенза» не имеет официального сайта, а, следовательно, общество ограничило поставщикам продовольственных товаров доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, чем нарушило требования части 1 статьи 9 Закона о торговле.

В дальнейшем ООО «Альфа Пенза» представлены возражения на акт проверки (вх. № 5958 от 31.05.2017), из которых следует, что информация об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора размещена на сайте: krasnoeibeloe.ru.

Марийским УФАС России проведен мониторинг данного сайта и установлено, что на нем не размещаются все существенные условиях договора доставки. На сайте krasnoeibeloe.ru отсутствуют сведения о применении ООО «Альфа Пенза» фиксированных штрафных санкций к поставщикам продовольственных товаров при неисполнении условий договора.

Так, например, в пунктах 8.5, 9.5-9.10 договора поставки № 2 от 01.02.2016, заключенного между ООО «Альфа Пенза» и ООО «Приток Плюс», установлены штрафные санкции, которые определены в различных процентах. За предоставление поставщиком товара со сроком годности менее 50% штрафные санкции составляют в размере 10% от действительной суммы счет-фактуры и товарно-транспортной накладной, по которой произведена поставка продукции (п. 8.5). Если поставщиком не исполнен заказ либо товар поставлен не в полном объеме размер штрафных санкций составляет 5% от стоимости не поставленного товара (п. 9.5). В случае просрочки поставки товара по вине поставщика, ООО «Альфа Пенза» имеет право выставить ООО «Приток Плюс» штраф из расчета 0,1% от суммы каждой партии товара и за каждый день просрочки (п. 9.6) и иные.

Кроме того, на сайте: krasnoeibeloe.ru отсутствуют сведения о юридических лицах, которые осуществляют деятельность под наименованием указанной торговой сети, в том числе ООО «Альфа Пенза», что также не позволяет идентифицировать информацию общества об условиях отбора контрагентов и существенных условиях договора поставки.

Следовательно, ООО «Альфа Пенза» нарушены требования части 1 статьи 9 Закона о торговле, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи статьи 14.41 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо может быть признано невиновным в совершении админи­стративного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

Длительное бездействие ООО «Альфа Пенза» по размещению полной информации, предусмотренной частью 1 статьи 9 Закона о торговле, привело к ограничению данной информации для потенциальных поставщиков продовольственных товаров.

Марийское УФАС России установило, что общество не приняло необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства о торговле, хотя при должной внимательности и осмотрительности могло предвидеть последствия, имело возможность выполнить возложенную на общество обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства о торговле.

Антимонопольный орган на основе собранных по делу доказательств приходит к выводу о том, что вина ООО «Альфа Пенза» в нарушении законодательства Российской Федерации о торговле установлена.

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл.

Время совершения административного правонарушения: данное правонарушение является длящимся и временем его совершения является дата его выявления, а именно дата составления акта проверки № 147 от 17.03.2017.

Состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.41 КоАП РФ, совершенного ООО «Альфа Пенза», образуют:

- объект административного правонарушения - установленный и охраняемый порядок в области информационного обеспечения торговой деятельности в части отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора;

- объективная сторона — неисполнение ООО «Альфа Пенза» обязанности, установленной частью 1 статьи 9 Закона о торговле, что выразилось в недоведении до поставщиков товаров в сети «Интернет» информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора;

- субъект правонарушения – ООО «Альфа Пенза»;

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у ООО «Альфа Пенза» имелась возможность соблюдения законодательства о торговле, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ООО «Альфа Пенза». Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Дополнительно должностным лицом был исследован вопрос о малозначительности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного админи­стративного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные ре­шить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершив­шее административное правонарушение, от административной ответственности и огра­ничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соот­носиться с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, адми­нистративные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия ООО «Альфа Пенза» содержат нарушение законодательства о торговле и свидетельствуют о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих обязанностей по соблюдению норм в сфере законодательства о торговле.

Совершенное ООО «Альфа Пенза» правонарушение посягает на установленный и охраняемый нормативными актами порядок информационного обеспечения торговой деятельности, в части отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС Рос­сии пришло к выводу о том, что совершенное ООО «Альфа Пенза» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.41, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

постановила:

 

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Альфа Пенза» (ул. Кижеватова, д.26, г. Пенза, Пензенская область, 440031, ИНН 5837061167, ОГРН 1145837002794, КПП 583701001) к административной ответственности по части 1 статьи 14.41 КоАП РФ и назначить обществу наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ и в соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – Отделение — НБ Республика Марий Эл

БИК банка 048860001, код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

счет получателя 40101810100000010001,

УИН 0319882342091300000926306

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии со статьями 30.1 и 30.3 КоАП РФ постановление по делу может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя-

начальник отдела                                     

 

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 03-07/123-2017

 

«12» сентября 2017 года                г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России), рассмотрев дело об административном правонарушении  № 03-07/123-2017, возбужденное в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Альфа Пенза» (ул. Кижеватова, д.26, г. Пенза, Пензенская область, 440031, ИНН 5837061167, ОГРН 1145837002794, КПП 583701001) по факту нарушения части 1 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об особенностях государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в ограничении поставщикам доступа к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-07/123-2017 от 12.09.2017),

 

УСТАНОВИЛА:

 

ООО «Альфа Пенза» совершено административное правонарушение по части 1 статьи 14.41 КоАП РФ, которое выразилось в ограничении поставщикам доступа к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора в сети «Интернет».

Указанное нарушение совершено в связи с отсутствием в общем доступе в сети «Интернет» сведений об условиях отбора обществом контрагентов для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

 

РЕШИЛА:

 

  1. Обществу с ограниченной ответственностью «Альфа Пенза» (ул. Кижеватова, д.26, г. Пенза, Пензенская область, 440031, ИНН 5837061167, ОГРН 1145837002794, КПП 583701001) необходимо принять меры, направленные на надлежащее исполнение требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об особенностях государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
  2. Информацию о принятых мерах следует представить в Марийское УФАС России в течении 1 месяца с момента получения данного представления.

 

Невыполнение настоящего представления образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.5 КоАП РФ.

 

 

Заместитель руководителя-

начальник отдела                                                                                                

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны