Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа от 15 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

№ 03-07/124-2017 об административном правонарушении

 

03 октября 2017 года                                                                                                 г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России), рассмотрев протокол № 03-07/124-2017 от 28 августа 2017 года и материалы административного дела № 03-07/124-2017, возбужденного в отношении ООО мясокомбинат «Звениговский» (юридический адрес: 425070, РМЭ, Звениговский район, п. Шелангер, ул. 60 лет Победы, д.2а, ИНН 1203005214, ОГРН 1041200000016, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 08.09.2009) по факту нарушения частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об особенностях государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в ограничении хозяйствующим субъектам доступа к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 2 статьи 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя общества (доверенность от 01.12.2016),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении                № 03-07/124-2017 в отношении ООО мясокомбинат «Звениговский» по факту нарушения частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об особенностях государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в ограничении хозяйствующим субъектам доступа к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, ответственность за которое предусмотрена частями 1 и  2 статьи 14.41 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении № 03-07/124-2017 от 28 августа 2017 года составлен специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствии представителя ООО мясокомбинат «Звениговский» Братухина И.Г., действующего на основании доверенности от 01.12.2016, при этом общество надлежащим образом извещено о дате, времени и месте составления протокола. Согласно уведомлению органа почтовой связи, уведомление о составлении протокола от 15.08.2017 исх. № 03-07/6309 получено обществом 19.08.2017.

Копия протокола с указанием даты, времени и места рассмотрения дела                           № 03-07/124-2017 (исх. № 03-07/6692 от 28.08.2017) вручена представителю по доверенности и направлена по месту регистрации юридического лица и согласно уведомлению органа почтовой связи получена обществом 01.09.2017.

При рассмотрении дела об административном правонарушении обществом заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела для предоставления дополнительных документальных доказательств. В связи с этим определением от 11.09.2017 по делу об административном правонарушении № 03-07/124-2017 рассмотрение дела назначено на 19.09.2017.

Определением от 19.09.2017 по делу № 03-07/124-2017 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 03.10.2017 в связи с необходимостью дополнительного выяснения обстоятельств дела. Указанное определение (исх. № 03-07/7230 от 20.09.2017) направлено по юридическому адресу общества и получено 27.09.2017 согласно сведениям официального сайта отслеживания почтовых отправлений.

Таким образом, на момент рассмотрения дела № 03-07/124-2017 ООО мясокомбинат «Звениговский» было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения.

 

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения отнесено к одному из основных целей принятия упомянутого закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4 Закона о торговле антимонопольное регулирование отнесено к числу методов государственного регулирования торговой деятельности.

В соответствии с частью 8 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле) торговая сеть - это совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

ООО мясокомбинат «Звениговский» на территории Республики Марий Эл осуществляет реализацию продовольственных товаров в 110 торговых объектах под наименованием «Звениговский». В соответствии с положениями части 8 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об особенностях государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» общество является торговой сетью.

Кроме того, ООО мясокомбинат «Звениговский» является производителем мясной продукции и осуществляет поставки продовольственных товаров в торговые сети на территории Республики Марий Эл (письмо общества вх. № 9054 от 04.08.2017).

Таким образом, к обществу подлежат применению запреты и требования, установленные Законом о торговле.

К числу таких требований отнесена, в том числе обязанность по обеспечению доступа к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о торговле хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о торговле хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством торговой сети, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Требования, установленные в соответствии с частями 1, 2 статьи 9 Закона о торговле предполагают размещение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, а также осуществляющего поставки товаров в торговые сети, соответствующей информации именно в сети «Интернет».

Указанный подход обусловлен развитием информационных технологий и всеобщей компьютеризацией, а законодательные тенденции направлены на обеспечение создания прозрачного и доступного механизма доступа к информации о порядке выбора контрагентов торговыми сетями, в том числе с целью обеспечения такого доступа для организаций, территориально удаленных от хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети.

Иное толкование частей 1, 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции нивелировало бы цели применения упомянутой нормы.

Под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). При этом под доступом к информации названный закон понимает возможность получения информации и ее использования (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

С учетом положений законодательства Российской Федерации об информации и информационных технологиях, а также требований Закона о торговле, обращение одного субъекта к другому за получением информации может быть направлено и выражено в различных формах. Обращение к информации может быть выражено не только в форме непосредственного направления обращения, предполагающего именно «письменный контакт», но и обращение к сведениям, размещенным на официальном сайте.

Законом о торговле не предусмотрено иного способа получения информации хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, кроме обращения к официальному сайту торговой сети. Также Законом о торговле не предусмотрено иного способа получения информации хозяйствующим субъектом, осуществляющим продажу продовольственных товаров посредством организации торговой сети, кроме обращения к официальному сайту поставщика продовольственных товаров.

Таким образом, исходя из целей применения Закона о торговле, непредставление информации по запросу может означать не только уклонение торговой сети от направления поставщику, либо поставщику от направления торговой сети письменного ответа о способах и формах отбора (учитывая отсутствие соответствующего правового механизма), но и неисполнение обязанности, установленной частями 1, 2 статьи 9 Закона о торговле, то есть не размещение обозначенной информации общедоступным для всех контрагентов способом в сети «Интернет».

Кроме того, требования частей 1, 2 статьи 9 Закона о торговли действуют объективно, что означает отсутствие зависимости между обращениями поставщиков в адрес торговых сетей (торговых сетей в адрес поставщиков) с соответствующими запросами и обязанностью последних обеспечить доступ к такой информации в сети «Интернет».

С учетом законодательно установленной обязанности по размещению информации в сети «Интернет», неисполнение такой обязанности свидетельствует о не предоставлении запрашиваемой информации.

Неисполнение же обязанности, установленной частями 1, 2 статьи 9 Закона о торговле, означает не предоставление информации неопределенному кругу поставщиков.

Таким образом, под запросом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора необходимо понимать обращение контрагентов именно к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно письменным пояснениям ООО мясокомбинат «Звениговский» (вх. № 9054 от 04.08.2017) общество использует сайт http://zvenigov.com/ в качестве сайта-визитки в сети интернет. Данный сайт содержит только контактные данные. В настоящее время ведется работа по заключению договора на создание официального сайта общества.

При составлении протокола об административном правонарушении в объяснениях обществом указано, что сайт http://zvenigov.com/ никаким образом не связан с обществом, владелец сайта не известен.

На рассмотрении дела об административном правонарушении сообщило, что необходимая в силу требований статьи 9 Закона о торговле информация размещена на сайте что подтверждается скриншотом сайта от 10.05.2017.

Исследовав противоречивые доводы ООО мясокомбинат «Звениговский», должностное лицо Марийского УФАС России считает их несостоятельными по следующим основаниям.

Актом осмотра сайта http://zvenigov.com/ от 13.07.2017 установлено, что обществом не размещена информация об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора. Иные сайты под наименованием ООО мясокомбинат «Звениговский» на момент рассмотрения дела также не установлены.

Более того, 20.09.2017 ООО мясокомбинат «Звениговский» (заказчик) и ООО «Алроникс» (исполнитель) заключили договор на разработку сайта, в соответствии с условиями которого исполнитель выполняет, а заказчик оплачивает работы по созданию интернет- сайта заказчика в соответствии с техническим заданием.

Сведения, отраженные в скриншоте, представленном обществом, напрямую противоречат собранным антимонопольным органом доказательствам. Более того, информация об условиях заключения договора следующего содержания «покупателями могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели… контрагенту необходимо представить комплект учредительных и иных документов, подтверждающих его репутацию, благонадежность и финансовое положение… договор поставки может быть заключен по типовой форме ООО мясокомбинат «Звениговский» или по форме контрагента. … Оплата производится в соответствии с условиями заключенного договора путем перевода денежных средств на расчетный счет. Условия оплаты – предоплата, либо наличным платежом в день поставки. Существеными условиями договора поставки являются наименование (ассортимент), количество и цена товара» не содержит сведений об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, а, следовательно, не исключает нарушение требований частей 1 и 2 статьи 9 Закона о торговле.

Административная ответственность за нарушение части 1 статьи 9 Закона о торговле предусмотрена частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ. Административная ответственность за нарушение части 2 статьи 9 Закона о торговле предусмотрена частью 2 статьи 14.41 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 14.41 КоАП РФ непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора и информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

Юридическое лицо может быть признано невиновным в совершении админи­стративного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

Длительное бездействие ООО мясокомбинат «Звениговский» по созданию доступного сайта для неопределенного круга торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров в сети «Интернет» с информацией, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 9 Закона о торговле, привело к ограничению доступа к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

ООО мясокомбинат «Звениговский» не приняло необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства о торговле, хотя при должной внимательности и осмотрительности могло предвидеть последствия - ограничение доступа к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, имело возможность выполнить возложенную на общество обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства о торговле.

Антимонопольный орган на основе собранных по делу доказательств приходит к выводу о том, что вина ООО мясокомбинат «Звениговский» в нарушении законодательства Российской Федерации о торговле установлена.

Довод общества о том, что акт осмотра сайта http://zvenigov.com/ осуществлен с нарушением требований законодательства, так как фиксация происходила без участия представителя ООО мясокомбинат «Звениговский, а также не имеет бумажного носителя не принимается должностным лицом Марийского УФАС России, поскольку итоговый результат отражен в акте осмотра интернет-сайта, подписанный должностными лицами антимонопольного органа, с которым представители общества ознакомлены.

Мнение общества о том, что на момент составления протокола не было ознакомлено с протоколом осмотра сайта не свидетельствует о нарушении процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении дела, поскольку общество реализовало свое право на ознакомление с материалами дела после возбуждения дела об административном правонарушении, в том числе ознакомилось с актом осмотра в соответствии со статьей 25.5 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл.

Время совершения административного правонарушения: данное правонарушение является длящимся и временем его совершения является дата его выявления, а именно дата проведения мониторинга сайта – 13 июля 2017 года.

Состав административного правонарушения по частям 1 и 2 статьи 14.41 КоАП РФ, совершенного ООО мясокомбинат «Звениговский», образуют:

- объект административного правонарушения - установленный и охраняемый порядок в области информационного обеспечения торговой деятельности в части отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора;

- объективная сторона — неисполнение ООО мясокомбинат «Звениговский» обязанности, установленной частями 1 и 2 статьи 9 Закона о торговле, что выразилось в недоведении до торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров в сети «Интернет» информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора;

- субъект правонарушения – ООО мясокомбинат «Звениговский»;

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у ООО мясокомбинат «Звениговский» имелась возможность соблюдения законодательства о торговле, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ООО мясокомбинат «Звениговский». Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

При рассмотрении дела № 03-07/124-2017 должностным лицом исследован вопрос о малозначительности совершенного административного правонарушения.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного админи­стративного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные ре­шить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершив­шее административное правонарушение, от административной ответственности и огра­ничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соот­носиться с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, адми­нистративные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия ООО мясокомбинат «Звениговский» содержат нарушение законодательства о торговле и свидетельствуют о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих обязанностей по соблюдению норм в сфере законодательства о торговле.

Совершенное ООО мясокомбинат «Звениговский» правонарушение посягает на установленный и охраняемый нормативными актами порядок информационного обеспечения торговой деятельности, в части отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

Марийское УФАС России приходит к выводу, что совершенное правонарушение несет существенную угрозу правоохраняемым отношениям.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС Рос­сии пришло к выводу о том, что совершенное ООО мясокомбинат «Звениговский» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со статьей 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для юридических лиц в размере, не превышающем одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Санкции частей 1 и 2 статьи 14.41 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностным лицом Марийского УФАС России не установлены обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность.

Основания для применения ч. 2.2 ст. 4.1 и ст. 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 3.4, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 и 2 ст. 14.41, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ

 

постановила:

 

Привлечь общество с ограниченной ответственностью мясокомбинат «Звениговский» (юридический адрес: 425070, РМЭ, Звениговский район, п. Шелангер, ул. 60 лет Победы, д.2а, ИНН 1203005214, ОГРН 1041200000016, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 08.09.2009) к административной ответственности по частям 1 и 2 статьи 14.41 КоАП РФ и назначить обществу наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКТМО 88701000

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – Отделение — НБ Республика Марий Эл

БИК банка 048860001

счет получателя 40101810100000010001

УИН 0319882342100300000947932

код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя-

начальник отдела                                                                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны