Постановление №03-07/125-2018 постановление 03-07/125-2018 от 20 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу № 03-07/125-2018

об административном правонарушении

 

20 сентября 2018 года                                                                               г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) Фадеева Мария Владимировна, рассмотрев протокол № 03-07/125-2018 от 07 сентября 2018 года и материалы административного дела № 03-07/125-2018, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тревел-М» (ИНН 1215150350, ОГРН 1101215004890, КПП 121501001; юридический адрес: ул. Строителей, д. 98, офис 109, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424007), по факту нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении пассажирских перевозок по маршруту № 345 «Йошкар-Ола-Яранск» (остановка, посадка, высадка пассажиров) до промежуточных остановочных пунктов, которые не предусмотрены расписанием данного маршрута, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствие представителя ООО «Тревел-М» Леухина С.В., действующего на основании доверенности от 07.09.2018,

установила:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении № 03-07/125-2018 в отношении ООО «Тревел-М» по факту нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении пассажирских перевозок по маршруту № 345 «Йошкар-Ола-Яранск» (остановка, посадка, высадка пассажиров) до промежуточных остановочных пунктов, которые не предусмотрены расписанием данного маршрута, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении № 03-07/125-2018 от 07 сентября 2018 года составлен начальником отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России Журавлевой Н.В. в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Протокол составлен в отсутствии представителя ООО «Тревел-М», надлежащим образом извещенного о дате и времени составления протокола об административном правонарушении. Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 21.08.2018 исх.№03-07/6630 направлено по юридическому адресу лица, привлекаемого к административной ответственности, было получено обществом 24.08.2018, о чем свидетельствует почтовое уведомление.

Копия протокола № 03-07/125-2018 с указанием даты, времени и места рассмотрения дела направлена заказным письмом с уведомлением о вручении по юридическому адресу ООО «Тревел-М», а также по почтовому адресу, получена 12.09.2018.

Таким образом, ООО «Тревел-М» было надлежащим образом уведомлено о дате, времени, месте составления протокола.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл №7 от 17.01.2018 возбуждено дело №03-24/01-2018 в отношении ООО «Тревел-М» по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении пассажирских перевозок по маршруту № 345 «Йошкар-Ола-Яранск» до промежуточных остановочных пунктов, которые не предусмотрены расписанием данного маршрута.

Решением Комиссии Марийского УФАС России от 26.04.2018 по делу №03-24/01-2018 в действиях ООО «Тревел-М» признан факт нарушения антимонопольного законодательства.

В Марийское УФАС России поступили заявления ООО «Авто-Плюс» от 17.10.2017 №13022, от 24.10.2017 вх.№13122 о необоснованном осуществлении продажи билетов по маршруту «Йошкар-Ола-Яранск» до остановочного пункта «Шойбулак», заявление ООО «Сервис ПРОФИ» от 11.10.2017 вх.№11059 о необоснованном осуществлении продажи билетов по маршруту «Йошкар-Ола-Яранск» до остановочного пункта «Оршанка», а также необоснованном осуществлении посадки и высадки пассажиров в промежуточных пунктах по пути следования по маршруту «Йошкар-Ола-Яранск».

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Из части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции следует, что указанный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Главой 2.1 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

В соответствии со статьей 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 Закона о защите конкуренции.

В силу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Таким образом, для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо установить, что лицо, совершившее противоправное деяние, и другой хозяйствующий субъект являлись конкурентами, то есть присутствовали в одном сегменте товарного рынка; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия причинили или могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта (конкурента).

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон № 259-ФЗ).

Закон № 259-ФЗ определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Согласно статье 5 Закона № 259-ФЗ перевозка пассажиров и багажа подразделяется на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.

В соответствии со статьей 19 Закона №259-ФЗ регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (статья 20 Закона №259-ФЗ).

Частью 1 статьи 3 Закона №259-ФЗ установлено, что на основании данного закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года  № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила № 112).

Правила № 112 устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

В соответствии с Правилами № 112 регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Деятельность по организации пассажирских перевозок регулируется Федеральным законом от 13.06.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №220-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона №220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Закон 220-ФЗ также определяет требования к организации регулярных пассажирских перевозок по межсубъектным маршрутам. Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона №220-ФЗ межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту. В случае принятия решения об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение семи дней со дня принятия этого решения вносит сведения об установлении или изменении данного маршрута в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (часть 8 статьи 4 Закона №220-ФЗ).

В соответствии со статьями 27, 28 Закона 220-ФЗ разрешительными документами на право осуществления регулярных перевозок, являются свидетельства на право осуществления перевозок и карты маршрутов. В разрешительных документах (свидетельстве на право осуществления перевозок) указывают наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок или наименования поселений, в границах которых расположены промежуточные остановочные пункты по данному маршруту (пункт 7 части 4 статьи 27 Закона №220-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 25 Закона №220-ФЗ ведение реестра маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим данные маршруты.

В соответствии со статьей 26 Закона №220-ФЗ в реестр маршрутов регулярных перевозок включаются, в том числе сведения о регистрационном, порядковом номере маршрута, наименование, месте нахождения юридического лица, фамилия, имя и, если имеется, отчество индивидуального предпринимателя, осуществляющих перевозки по маршруту регулярных перевозок.

Из положений Закона №220-ФЗ, Закона №294-ФЗ, Закона №259-ФЗ, Правил №112 следует, что регулярные перевозки осуществляются по установленному маршруту следования, установленному расписанию, с установленных пунктов отправки транспортных средств, остановочных пунктов, при наличии у перевозчика разрешительных документов на право осуществления регулярных перевозок, выданных уполномоченным органом, включение перевозчика и осуществляемых им маршрутов в реестр регулярных маршрутов.

ООО «Тревел-М» выдана лицензия №АСС-12-401346 от 14.03.2016 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Из реестра регулярных маршрутов Минтранса России следует, что в реестре регулярных маршрутов зарегистрирован маршрут №345 «АВ Йошкар-Ола-АВ Яранск», обслуживаемый ООО «Тревел-М» под регистрационным номером 12.43.010. ООО «Тревел-М» в соответствии с требованиями действующего законодательства выданы разрешительные документы на право осуществления перевозок по маршруту «АВ Йошкар-Ола-АВ Яранск» (свидетельство на право осуществления перевозок и карты маршрутов).

ООО «Сервис-ПРОФИ» осуществляет регулярные пассажирские перевозки на основании лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Согласно реестру регулярных маршрутов Республики Марий Эл, размещенному на сайте Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл ООО «Сервис ПРОФИ» предоставлено право на осуществление пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам №141-П «Йошкар-Ола-Оршанка», №320-П «Йошкар-Ола-Табашино», №321 «Йошкар-Ола-Упша». Обществу в соответствии с требованиями действующего законодательства выданы разрешительные документы на право осуществления перевозок по данным маршрутам (свидетельство на право осуществления перевозок, карты маршрута).

Также ООО «Авто Плюс» осуществляет регулярные пассажирские перевозки на основании лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Согласно реестру регулярных маршрутов Республики Марий Эл, размещенному на сайте Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл право на осуществление пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту «Йошкар-Ола – Шойбулак», «Оршанка-Б.Орша» по нерегулируемым тарифам предоставлено ООО «Авто Плюс». Обществу в соответствии с требованиями действующего законодательства выданы разрешительные документы на право осуществления перевозок по данному маршруту (свидетельство на право осуществления перевозок, карты маршрута).

Таким образом, ООО «Тревел-М», ООО «Сервис-ПРОФИ», ООО «Авто-Плюс» являются хозяйствующими субъектами –конкурентами, действующими на рынке организации регулярных пассажирских перевозок.

Частью 3 статьи 30 Закона №220-ФЗ установлено, что посадка и высадка пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в иных местах наряду с остановочными пунктами, которые включены в состав данного маршрута, запрещаются.

Согласно ответу Министерства транспорта Российской Федерации от 07.11.2017 вх.№13498 ООО «Тревел-М» не имеет права осуществлять посадку и высадку пассажиров в остановочных пунктах с.Шойбулак и пгт. Оршанка, так как данные остановочные пункты не предусмотрены расписанием маршрута 12.43.010.

Расписанием маршрута №141-П «Йошкар-Ола-Оршанка» предусмотрены следующие остановочные пункты по пути следования: Юбилейная площадь, Рынок, ДК им. 30-летия Победы, Пролетарская, Оршанское шоссе, Дорожный, Сенькино, Сады, Аэропорт, Шойбулак, Аксарка, Ильинка, Ивановка, Марково, Остановочная площадка (пос. Оршанка, ул. Советская, у д. № 24), Остановочная площадка (пос. Оршанка, ул. Советская, у д. № 150), м-н "Магнит" ( пос. Оршанка), Больница (пос. Оршанка), Марково, Ивановка, Ильинка, Аксарка,  Шойбулак, Аэропорт, Сады, Сенькино, Дорожный, Оршанское шоссе, Пролетарская, ДК им. 30-летия Победы, Рынок, Зарубина, расписанием маршрута №320-П «Йошкар-Ола-Табашино» предусмотрены следующие остановочные пункты по пути следования: Юбилейная площадь, Рынок, ДК им. 30-летия Победы, Пролетарская, Оршанское шоссе, Дорожный, Сенькино, Сады, Аэропорт, Шойбулак, Аксарка, Ильинка, Ивановка, Марково, Остановочная площадка (пос. Оршанка, ул. Советска, у д. № 24), Остановочная площадка (пос. Оршанка, ул. Гагарина, д. 2), Остановочная площадка (пос. Оршанка, ул. Советская, у д. № 150), Клюкино, Воробьи, пов. Табашино, Старая Пижанка, Старая Пижанка, пов. Таюашино, Воробьи, Клюкино, Остановочная площадка (пос. Оршанка, ул. Советская, у д. № 150), м-н "Магнит" (пос. Оршанка), Больница (пос. Оршанка), Марково, Ивановка, Ильинка, Аксарка, Шойбулак, Аэропорт, Сады, Сенькино, Дорожный, Оршанское шоссе, Пролетарская, ДК им. 30-летия Победы, Рынок, Зарубина, расписанием маршрута №321 «Йошкар-Ола-Упша» предусмотрены следующие остановочные пункты по пути следования: Юбилейная площадь, Рынок, ДК им. 30-летия Победы, Пролетарская, Оршанское шоссе, Дорожный, Сенькино, Сады, Аэропорт, Шойбулак, Аксарка, Ильинка, Ивановка, Марково, Остановочная площадка (пос. Оршанка, ул. Советска, у д. № 24), Остановочная площадка (пос. Оршанка, ул. Гагарина, д. 2), Остановочная площадка (пос. Оршанка, ул. Советская, у д. № 150), Сельхозтехника, Малая Орша, Упша, Малая Орша, Сельхозтехника, Остановочная площадка (пос. Оршанка, ул. Советская, у д. № 150), м-н "Магнит" (пос. Оршанка), Больница (пос. Оршанка), Марково, Ивановка, Ильинка, Аксарка, Шойбулак, Аэропорт, Сады, Сенькино, Дорожный, Оршанское шоссе, Пролетарская, ДК им. 30-летия Победы, Рынок, Зарубина.

Расписанием маршрута №127к «Йошкар-Ола-Шойбулак» предусмотрены следующие остановочные пункты: к/т "Рекорд", ПК и О/Универмаг, Автозапчасти, Дом Быта, Оршанское шоссе, п. Дорожный, Сенькино, Сады, Аэропорт, расписанием маршрута №173к «Йошкар-Ола-Пуял» предусмотрены следующие остановочные пункты: к/т "Рекорд"/Свердлова, Оршанское шоссе, п. Дорожный, Сенькино, Сады, Аэропорт, Шойбулак, Аксарка, Пеленгер, пов. Ильинка, Ильинка, Старое Крещено, пов. Керды, пов. Великополье, Плотина, пов. Мари-Ернур.

Расписанием маршрута №345 «АВ Йошкар-Ола-АВ Яранск» до 16 января 2017 года были предусмотрены остановочные пункты в населенных пунктах г.Йошкар-Ола (Автовокзал г. Йошкар-Олы), г.Яранск, без промежуточных остановочных пунктов. Также с 16 января 2017 года в расписание указанного маршрута внесены изменения, в частности, добавлены промежуточные остановочные пункты в пос. Шойбулак, Дорожный, Ивановка.

Таким образом, ООО «Тревел-М» не имело права до 16 января 2018 года перевозить пассажиров, останавливаться на промежуточных остановочных пунктах по пути следования по маршруту №345 «АВ Йошкар-Ола-АВ Яранск», в том числе на остановочных пунктах п. Табашино, Каракша, п.Салобеляк, п.Шкаланка, п.Лум, Прудки, Марково, Б.Щеглы, Аксарка, Козловажи, Воротилиха, Яранцева, Ивановка, Оршанка, пос. Дорожный, пос.Шойбулак. Также после 16 января 2018 года ООО «Тревел М» не имело права осуществлять остановки, посадку и высадку пассажиров в иных остановочных пунктах по пути следования по маршруту №345 «АВ Йошкар-Ола-АВ Яранск», кроме пос. Шойбулак, пос. Дорожный, Ивановка.

ООО «Тревел-М» фактически осуществляет перевозки по маршруту «АВ Йошкар-Ола-АВ Яранск» из города Йошкар-Олы от Автовокзала города Йошкар-Олы, на основании договора от 04.10.2017 №001/2017 об организации перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, заключенного с ООО «Автовокзалы Марий Эл».

ООО «Тревел-М» при организации перевозок по маршруту «АВ Йошкар-Ола-АВ Яранск» осуществляло перевозку пассажиров до промежуточных остановочных пунктов, находящихся по пути следования маршрута «АВ Йошкар-Ола-АВ Яранск» – Шойбулак, Оршанка и иных, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела билеты по маршруту №345 «Йошкар-Ола-Яранск» от 11.10.2017 со временем отправления из Йошкар-Олы 9-45, 11-15 до остановочного пункта «Оршанка», а также видеозаписи от 11.10.2017-16.10.2017, 23.10.2017, представленные ООО «Авто Плюс».

На 24.10.2017 по маршруту «Йошкар-Ола-Яранск» ООО «Тревел-М» было перевезено 12 пассажиров до остановочного пункта «Шойбулак» (письменные пояснения ООО «Тревел-М» от 09.11.2017 вх.№13656).

Кроме того, по сведениям, представленным ООО «Автовокзалы Марий Эл» по состоянию на 30.10.2017 ООО «Тревел -М» по маршруту «Йошкар-Ола-Яранск» перевезено 89 пассажиров до остановочного пункта «Оршанка», реализовано 25 билетов.

Кроме того, ООО «Тревел-М» также осуществляло перевозку пассажиров и до иных остановочных пунктов, не зарегистрированных в расписании по маршруту №345 «Йошкар-Ола-Яранск» о чем свидетельствуют данные, представленные ООО «Тревел-М» в письмах от 15.02.2018 вх.№1422, от 07.03.2018 вх.№2337, от 09.04.2018 вх.№3363. С момента начала осуществления деятельности ООО «Тревел-М» по маршруту №345 «АВ Йошкар-Ола-АВ Яранск» было перевезено 137 пассажиров до остановочного пункта «Оршанка», 34 пассажира до остановочного пункта «п.Табашино», 197 пассажиров до остановоного пункта «Кракша», 96 пассажиров до остановочного пункта п.Салобеляк, 144 пассажира до остановочного пункта п.Шкаланка, 29 пассажиров до остановочного пункта  п.Лум, 5 пассажиров до остановочного пункта Прудки, 5 пассажиров до остановочного пункта Щеглы Б, 2 пассажира до остановочного пункта Аксарка, 1 пассажир до остановочного пункта Козловажи, 5 пассажиров до остановочного пункта Воротилиха, 1 пассажир до остановочного пункта Яранцево, 1 пассажир до остановочного пункта Ивановка.

Аналогичные сведения представлены ООО «Автовокзалы Марий Эл» в письмах от 12.02.2018 вх.№1342, от 27.02.2018 вх.№1941 о количестве реализованных билетов до промежуточных остановочных пунктов по маршруту №345 «АВ Йошкар-Ола-АВ Яранск» ООО «Тревел-М».

Из представленных в материалы дела видеозаписей от 07.01.2018, сделанных ООО «Авто-Плюс» следует, что транспортные средства с указателем маршрута «№345» осуществляли остановку, посадку и высадку пассажиров на остановке в городе Йошкар-Оле ТЦ Пушкинский, в п.Дорожный, на остановке пос. Шойбулак. Так, 07.01.2017 транспортное средство Хайгер государственный номер Е436ЕМ/12 rus, Фиат государственный номер С945ВК/12 RUS осуществляли остановку, посадку и высадку пассажиров на остановке ТЦ Пушкинский, транспортное средство государственный номер Т853 ВН/12 rus осуществляло посадку и высадку пассажиров на остановке ул. Первомайская города Йошкар-Олы.

Кроме того, согласно представленным ООО «Сервис ПРОФИ» в материалы дела видеозаписям, автобус с государственным номером К050МВ/12 RUS 21.01.2018 совершал посадку и высадку пассажиров в пос.Оршанка у магазина «Магнит» в 12-45, Марково в 14-49.

Также автобус Фиат государственный номер С945ВК/12 RUS 21.01.2018 осуществлял посадку и высадку пассажиров на остановке «Рынок» в 16-11, 29.01.2018 осуществлял посадку и высадку пассажиров на остановке магазин «Магнит» пос. Оршанка в 11-40, аптека «Интерфарм» 12-07, автобус Mersedes Sprinter государственный номер M479CA/12 rus 29.01.2018 осуществлял посадку и высадку пассажиров на остановке «Рынок» г. Йошкар-Олы в 14-13, на остановке «рынок» в 18-13, на остановке «ДК им.30-летия Победы» в 18-19, остановке «Оршанское шоссе» в 18-28, автобус Хайгер государственный номер Е436ЕМ/12 rus 29.01.2018 осуществлял посадку и высадку пассажиров на остановке «Оршанское шоссе» в 16-19, пос.Дорожный в 16-24, 30.01.2018 осуществлял посадку и высадку пассажиров у магазина «Магнит» пос.Оршанка в 10-43, на остановке «Ильинка» в 10-57, на остановке «Шойбулак» в 11-03.

Автобусы FIAT Ducato государственный номер С 946ВК /12RUS, С 948ВК /12RUS, С 945ВК /12RUS, E428EM/12RUS,  FIAT Ducato государственный номер Т853ВН /12RUS, автобус государственный номер E436EM/12RUS в период 06.03.2018-13.03.2018 осуществляли посадку и высадку пассажиров по маршруту №345 «Йошкар-Ола-Яранск» на остановках: Остановка «Оршанская больница» пгт.Оршанка, на остановке «Рынок» г. Йошкар-Ола, остановке Церковь, пгт.Оршанка, ул.Советская д.100, остановке магазин «Магнит» пгт.Оршанка, Оршанской автостанции.

Кроме того, согласно представленным ООО «Сервис-ПРОФИ» письменным пояснениям и видеозаписям от 20.03.2018 вх.№2693, автобусы ООО «Тревел-М» FIAT Ducato государственный номер С 946ВК /12RUS, С 948ВК /12RUS, С 945ВК /12RUS, E428EM/12RUS,  FIAT Ducato государственный номер Т853ВН /12RUS, автобус государственный номер E436EM/12RUS в период 14.03.2018-16.03.2018 осуществляли посадку и высадку пассажиров по маршруту №345 «Йошкар-Ола-Яранск» на остановках: Остановка «Оршанская больница» пгт.Оршанка, на остановке «Рынок» г. Йошкар-Ола, остановке Церковь, пгт.Оршанка, ул.Советская д.100, остановке магазин «Магнит» пгт.Оршанка.

Из реестра журнала учета выдачи путевых листов и реестра выданных путевых листов по маршруту №345 «Йошкар-Ола-Яранск» следует, что указанные транспортные средства использовались для осуществления перевозок по рассматриваемому маршруту.

Таким образом, ООО «Тревел-М» фактически осуществляло пассажирские перевозки по межсубъектному (межрегиональному) маршруту «Йошкар-Ола-Яранск» до промежуточных остановочных пунктов, которые не включены в расписание маршрута №345 «Йошкар-Ола-Яранск». Указанные действия ООО «Тревел-М» противоречат требованиям действующего законодательства, требованиям добропорядочности, разумности.

Осуществление регулярных перевозок ООО «Тревел-М» по маршруту №345 «Йошкар-Ола - Яранск» с нарушением установленного расписания направлено на незаконное получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку ведет к необоснованному перераспределению пассажиров, к сокращению доходов лиц, осуществляющих перевозки по межмуниципальным маршрутам, в том числе ООО «Сервис-ПРОФИ», ООО «Авто Плюс».

Действия ООО «Тревел-М», выразившиеся в осуществлении остановки, посадки, высадки пассажиров в остановочных пунктах, не внесенных в расписание маршрута и не зарегистрированных в качестве остановочных пунктов, которые разрешается использовать при осуществлении перевозок по маршруту №345 «Йошкар-Ола-Яранск», являются актом недобросовестной конкуренции и нарушают требования статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

Ответственность за нарушение статьи 14.8 Закона о защите конкуренции установлена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ и частью 2 статьи 14.33, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о принятии ООО «Тревел-М» мер по исполнению публично-правовых обязательств в сфере антимонопольного законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела отсутствуют.

Должностное лицо Марийского УФАС России, оценив представленные по делу доказательства в их взаимной связи и совокупности, считает, что ООО «Тревел-М» не приняло всех зависящих от него мер при наличии необходимой степени заботливости и осмотрительности, которые требовались от участника правоотношений по соблюдению требований антимонопольного законодательства, а, следовательно, в действиях ООО «Тревел-М» имеется вина в совершении административного правонарушения.

Вина ООО «Тревел-М» выразилась в непринятии необходимых и достаточных мер по предотвращению и недопущению нарушения антимонопольного законодательства.

Событие административного правонарушения – нарушение статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту «Йошкар-Ола - Яранск» до остановочных пунктов, не зарегистрированных в расписании по данному маршруту.

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл.

Время совершения административного правонарушения: 17 января 2018 года (дата приказа о возбуждении дела №03-24/01-2018 о нарушении антимонопольного законодательства).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что длящемся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Состав административного правонарушения, совершенного ООО «Тревел-М» и предусмотренного частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют:

- объект административного правонарушения – отношения в сфере предпринимательской деятельности, которые складываются в связи с являющейся необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности конкуренцией между хозяйствующими субъектами;

- объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33. КоАП РФ, состоит в недобросовестной конкуренции, а именно в осуществлении пассажирских перевозок по маршруту № 345 «Йошкар-Ола-Яранск» (остановка, посадка, высадка пассажиров) до промежуточных остановочных пунктов, которые не предусмотрены расписанием данного маршрута;

- субъект – ООО «Тревел-М»;

- субъективная сторона – виновное совершение административного правонарушения, так как у ООО «Тревел-М» имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ООО «Тревел-М». Имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Дополнительно должностным лицом Марийского УФАС России был исследован вопрос о малозначительности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Кроме того, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия ООО «Тревел-М», выразившиеся в осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту № 345 «Йошкар-Ола-Яранск» (остановка, посадка, высадка пассажиров) до промежуточных остановочных пунктов, которые не предусмотрены расписанием данного маршрута привели (или) могли привести к сокращению количества пассажиров у перевозчиков ООО «Сервис ПРОФИ», ООО «Авто Плюс», осуществляющих регулярные пассажирские перевозки на основании разрешительных документов по межмуниципальным маршрутам.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное ООО «Тревел-М» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.

В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего КоАП РФ и частью 2 указанной статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Все вышеуказанные обстоятельства учитываются в совокупности при назначении наказания за административное правонарушение.

При назначении административного наказания антимонопольный орган руководствуется Методическими рекомендациями ФАС России от 13.07.2015 № ИА/34839/15 по расчету величины административного штрафа, рассчитываемого исходя из суммы выручки правонарушителя и налагаемого на юридических лиц, за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.31, 14.311, 14.312, 14.32 и 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для расчета штрафа применяются максимальный и минимальный размеры административного штрафа, предусмотренные за совершение данного административного правонарушения.

При расчете базового штрафа определяется сумма минимального размера административного штрафа, и половины разности максимального и минимального размеров административного штрафа.

При назначении штрафа учитывается наличие двух смягчающих обстоятельств - добровольное устранение ООО «Тревел-М» допущенного нарушения (исполнение предписания, выданного по итогам рассмотрения дела №03-24/01-2018) и содействие антимонопольному органу в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение лицом административного правонарушения (постановлением от 28.09.2017 по делу № 03-07/146-2017 ООО «Тревел-М» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ, штраф оплачен).

Значение каждого из обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, принимается равным одной восьмой разности максимального и минимального административного штрафа.

Таким образом, размер административного штрафа в соответствии с санкцией части 1 статьи 14.33 КоАП РФ за совершенное правонарушение должен составлять 250 000 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Применение мер административной ответственности преследует цели предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция), а также стимулирования правомерного поведения хозяйствующих субъектов и иных лиц.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение. Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Между тем в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей обеспечение индивидуального, учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

Конституционный Суд РФ придерживается позиции о том, что публично-правовая ответственность дифференцируется в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. При этом дифференциация такой ответственности предопределяется конституционными принципами соразмерности и справедливости, которые в равной мере относятся как к физическим, так и к юридическим лицам.

Применение же в отношении юридического лица административного штрафа, без учета указанных принципов не исключает превращения такого штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что противоречит общеправовому принципу справедливости.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

На основании приведенных выше правовых позиций Конституционного Суда РФ и положений КоАП РФ, и учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, должностное лицо Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что административный штраф в размере 250 000 рублей не соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения и влечет избыточное ограничение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, в связи с чем может быть снижен ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

Таким образом, должностное лицо Марийского УФАС России считает достаточным назначить ООО «Тревел-М» административное наказание в виде штрафа в размере 125 000 (ста двадцати пяти) тысяч рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.33, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПостановилА:

 

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Тревел-М» (ИНН 1215150350, ОГРН 1101215004890, КПП 121501001; юридический адрес: ул. Строителей, д. 98, офис 109, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424007) к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКАТО 88401000000

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола

БИК банка 048860001, счет получателя 40101810100000010001

код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

УИН 16142092100001370112

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя  

Связанные организации

Связанные организации не указаны