Постановление №03-07/18-2017 постановление 03-07/18-2017 от 14 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «МФО «Деньгимигом»

пр-т Набережночелнинский, д.84, г.Набережные Челны, Республика Татарстан

info@dmigom.ru

 

Постановление

о наложении штрафа по делу № 03-07/18-2017

об административном правонарушении

 

13 февраля 2017 года г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) , рассмотрев протокол № 03-07/18-2017 от 09 июня 2016 года и материалы административного дела № 03-07/86-2016, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «МФО «Деньгимигом» (ОГРН 1121650010943, ИНН 1650244278, адрес места регистрации: пр-т Набережночелнинский, д.84, г. Набережные Челны, Республика Татарстан) по факту нарушения требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившихся в распространении рекламы займов ООО «МФО «Деньгимигом» «Деньгимигом Займы за 15 минут», размещенной на билетах муниципального предприятия «Троллейбусный транспорт» (решение Марийского УФАС России от 15.12.2016 по делу № 03-21/67-2016), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

в присутствии представителя ООО «МФО «Деньгимигом» , действующей на основании доверенности, надлежащим образом извещённой о дате, месте, времени рассмотрения дела,


 

 

установила:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении № 03-07/18-2017 в отношении ООО «МФО «Деньгимигом» по факту нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», выразившихся в распространении рекламы финансовых услуг ООО «МФО «Деньгимигом» «Деньгимигом Займы за 15 минут», размещенной на билетах муниципального предприятия «Троллейбусный транспорт», ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении № 03-07/18-2017 от 30 января 2017 года составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России  в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствии представителя ООО «МФО «Деньгимигом» Стекольникова Александра Юрьевича, действующего на основании доверенности, при этом общество было надлежащим образом извещено о дате и времени составления протокола об административном правонарушении. Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 28.12.2016 исх. №03-07/9762 направлено по юридическому адресу общества, получено 09.01.2017.

Копия протокола с указанием даты, времени и места рассмотрения дела № 03-07/18-2017 (исх.№03-07/733 от 30.01.2017) направлена заказным письмом с уведомлением о вручении по юридическому адресу ООО «МФО «Деньгимигом». Протокол получен обществом 06.02.2017, о чем свидетельствует почтовое уведомление.

Протоколом установлено следующее.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) проведен мониторинг рекламы, в ходе проведения которого установлен факт размещения рекламы на проездных билетах Муниципального предприятия «Троллейбусный транспорт», распространяемых в троллейбусах города Йошкар-Олы, следующего содержания:

По факту размещения указанной рекламы Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/67-2016 по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон о рекламе).

Решением Комиссии Марийского УФАС России от 15.12.2016 по делу № 03-21/67-2016 реклама услуг «Деньгимигом Займы за 15 минут» признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи билетов на проезд в муниципальном транспорте, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования является ООО «МФО «Деньгимигом», а также услуги данной организации по выдаче займов.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу пункта 6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» к финансовым организациям относятся в том числе микрофинансовые организации.

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон №151-ФЗ) микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности, микрофинансовая организация - юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций.

ООО «МФО «Деньгимигом» является микрофинансовой организацией, осуществляет свою деятельность на основании свидетельства МФО №651303392002815 от 28.02.2013.

На основании пункта 2 статьи 8 Закона №151-ФЗ порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются микрофинансовой организацией в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых органом управления микрофинансовой организации.

Также в силу части 2.1 статьи 3 Закона №151-ФЗ микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 №353-Ф «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон №353).

В соответствии со статьей 3 Закона №353 потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования. Заемщиком выступает физическое лицо, обратившееся к кредитору с намерением получить, получающее или получившее потребительский кредит (заем).

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Требования к рекламе финансовых услуг содержатся в статье 28 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, в силу части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В силу пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рассматриваемой рекламе содержатся следующие сведения относительно условий предоставления займов: «Деньгимигом Займы за 15 минут до 20 000 р., нужен паспорт <...> срок до 16 дней, от 1% до 2% в день. Т. 45-55-88, т.42-11-22, т.23-02-40 ООО «МФО «Деньгимигом» ИНН 1650244278, ОГРН 165001001, свидетельство МФО №651303392002815 от 28.02.2013г.».

Условия предоставления микрозаймов ООО «МФО «Деньгимигом» предусмотрены в «Информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа», «Общих условиях договора потребительского займа ООО «МФО «Деньгимигом», а также в «Правилах предоставления микрозаймов» (далее- Правила), утвержденных генеральным директором ООО «МФО «Деньгимигом» 06.09.2016.

В соответствии с разделами 5, 6 Правил минимальная сумма микрозайма составляет 1000 рублей, максимальная – 20 000 рублей, при этом микрозайм предоставляется в сумме, кратной 1 000 рублей. Микрозайм предоставляется на срок от 1 до 16 дней. В соответствии пунктами 6.2.1, 6.2.2, 6.3, 6.4, 6.5 Правил процентная ставка при предоставлении потребительского займа с льготным периодом составляет от 365% (366%) до 730% (732%) годовых. При этом ежедневно на сумму займа начисляются проценты за пользование микрозаймом в соответствии с условиями предоствления займов из расчета 2% в день. В случае, если у заемщика имеются три и более закрытых договоров микрозайма, полученных в ООО «МФО «Деньгимигом», на общую сумму не менее 10 000 рублей, проценты за пользование микрозаймом при заключении договора снижаются до 1,5%. Кроме того, при предъявлении заемщиком оригинала пенсионного удостоверения и сумме займа до 10 000 рублей, процент за пользование микрозаймом составит 1%.

Марийским УФАС России установлено, что в рассматриваемой рекламе имеются сведения о минимальной и максимальной процентной ставке, а также условие о максимальной сумме, на которую может быть предоставлен займ. Однако прочие условия предоставления займов, в том числе условия, при которых займы могут быть предоставлены по наиболее привлекательным процентным ставкам (1%, 1,5%) – достижение заемщиком пенсионного возраста, неоднократное обращение за выдачей займа и его погашение, в рассматриваемой рекламе не указаны. Кроме того, в рекламе отсутствуют сведения о минимальной сумме, на которую может быть предоставлен займ, а также о возможности получения займа только в сумме, кратной 1000 рублей.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения об условиях предоставления той или иной процентной ставки, по которой предоставляется займ, а также в рекламе присутствуют неполные сведения о возможной сумме займа.

В указанной рекламе содержится только наиболее привлекательная для потребителя информация, иная же информация, имеющая существенное значение при формировании осознанного желания воспользоваться соответствующей услугой, в рекламе ООО «МФО «Деньгимигом» отсутствует.

Условие о процентной ставке является для потребителей наиболее значимым, определяющим выбор потребителя среди микрофинансовых организаций и программ выдачи займов.

Поскольку в рассматриваемой рекламе имеются условия выдачи займа такие как срок, сумма, процентная ставка, она должна содержать полные сведения о категории заемщиков, которым может быть предоставлен займ по наиболее низкой процентной ставке (1%), условия получения выгодной процентной ставки (1,5%), а также сведения о возможности получения займа от 1000 рублей и кратно 1000 рублей.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях предоставления займов ООО «МФО «Деньгимигом», реклама не содержит информации о всех условиях, влияющих на сумму расходов и доходов заемщика.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения материалов установлено, что рассматриваемая реклама размещалась на основании договора от 15.02.2016 №10/16, заключенного между ООО «МФО «Деньгимигом» и ИП Коротковой Т.Г. от 08.06.2016 №21/4Б.

Также в соответствии с договором от 17.06.2016 №0045, заключенным между ИП Коротковой Т.Г. и МП «ТТ», индивидуальному предпринимателю предоставлено свободное поле на контрольных билетах для размещения информации.

Следовательно, рекламодателем является ООО «МФО «Деньгимигом», рекламораспространителем - МП «ТТ».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 о рекламе возложена на рекламодателя.

Ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 данной статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятиста тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Антимонопольным органом установлено, что ООО «МФО «Деньгимигом» при должной внимательности и осмотрительности при размещении рекламы могло предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства о рекламе, имело возможность выполнить возложенную на него обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган на основе собранных по делу доказательств приходит к выводу, что вина ООО «МФО «Деньгимигом» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе установлена.

Событие административного правонарушения – нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы финансовых услуг на билетах МП «ТТ».

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола.

Время совершения административного правонарушения: 30.09.2016 г.- дата обнаружения факта размещения рекламы на билетах МП «ТТ» в ходе осуществления сотрудниками антимонопольного органа мониторинга рекламы.

Состав административного правонарушения, совершенного ООО «МФО «Деньгимигом» и предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют:

- объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;

- объективная сторона — действия ООО «МФО «Деньгимигом», направленные на доведение рекламы до потребителей с нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе;

- субъект правонарушения – ООО «МФО «Деньгимигом»,

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у ООО «МФО «Деньгимигом», имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ООО «МФО «Деньгимигом». Имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Дополнительно должностным лицом был исследован вопрос о малозначительности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым обще­ственным отношениям.

Кроме того, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совер­шенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соот­носиться с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, адми­нистративные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия ООО «МФО «Деньгимигом» содержат нарушение законодательства о рекламе и свидетельствуют о пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей по соблюдению норм в сфере законодательства о рекламе.

Совершенное ООО «МФО «Деньгимигом» правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС Рос­сии пришло к выводу о том, что совершенное ООО «МФО «Деньгимигом» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Все вышеуказанные обстоятельства учитываются в совокупности при назначении наказания за административное правонарушение.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Основанием, смягчающим административную ответственность является добровольное исполнение ООО «МФО «Деньгимигом» выданного по результатам рассмотрения дела №03-21/67-2016 предписания антимонопольного органа.

Основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлены.

Таким образом, должностное лицо считает возможным назначить ООО «МФО «Деньгимигом» административное наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в сумме 100 000 (сто тысяч) рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.3, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПостановилА:

 

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «МФО «Деньгимигом» (ОГРН 1121650010943, ИНН 1650244278, адрес места регистрации: пр-т Набережночелнинский, д.84, г. Набережные Челны, Республика Татарстан) к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКАТО 88401000000

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола

БИК банка 048860001, счет получателя 40101810100000010001

код бюджетной классификации 161 1 16 26000 01 6000 140

УИН 0319882342021500000694896

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя –

начальник отдела

Связанные организации

Связанные организации не указаны