Постановление №03-07/187-2017 постановление от 19 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП Карелин Н.Ю.

 

 

 

 

 

 

Постановление

о наложении штрафа по делу № 03-07/187-2017

об административном правонарушении

 

«19» декабря 2017 года                                                                              г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Фадеева Мария Владимировна, рассмотрев протокол от «07» декабря 2017 года и материалы дела № 03-07/187-2017 об административном правонарушении, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя Карелина Никиты Юрьевича ( ИНН 432403137139, ОГРНИП 306431327800011) по факту нарушения требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе», выразившихся в распространении рекламы финансовых услуг «Деньги всем. С любой кредитной историей. Гарантия в получении. 8937 003 55 00», размещенную на странице 31 газеты «PRO Город Йошкар-Ола» в номере №50 (173) от 17 декабря 2016 года и в номере №51 (174) от 24 декабря 2016 года (решение Марийского УФАС России от 01.12.2017 по делу № 03-21/54-2017), ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствии ИП Карелина Н.Ю., надлежащим образом уведомленного о дате, месте, времени рассмотрения дела,

 

УстановилА:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении № 03-07/187-2017 в отношении индивидуального предпринимателя Карелина Никиты Юрьевича по факту нарушения требований части 1 статьи 28  Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», выразившихся в распространении рекламы финансовых услуг «Деньги всем. С любой кредитной историей. Гарантия в получении. 8937 003 55 00», ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении № 03-07/187-2017 от 07 декабря 2017 года составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России Журавлевой Н.В. в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Протокол составлен в отсутствии ИП Карелина Н.Ю., при этом индивидуальный предприниматель был надлежащим образом извещен о дате и времени составления протокола об административном правонарушении. Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении 14.02.2017 исх. № 03-07/9119 направлено по адресу места регистрации, а также по адресу осуществления деятельности, кроме того, в адрес места регистрации ИП Карелина Н.Ю. направлена телеграмма с указанием даты, времени, места составления протокола. Также в адрес редакции газеты «Pro Город Йошкар-Ола» направлена телефонограмма с указанием даты, времени, места составления протокола.

Копия протокола № 03-07/187-2017 (исх.№03-07/9182 от 07.12.2017) направлена в адрес индивидуального предпринимателя, получена 11.12.2017. Кроме того в адрес редакции газеты «Pro Город Йошкар-Ола» направлена телефонограмма с указанием даты, времени, места рассмотрения дела, которая получена 18.12.2017.

Таким образом, на момент рассмотрения дела ИП Карелин Н.Ю. был надлежащи образом уведомлен о дате, времени, месте рассмотрения дела.

Протоколом установлено следующее.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) проведен мониторинг рекламы, в ходе проведения которого установлен факт размещения рекламы «Деньги всем. С любой кредитной историей. Гарантия в получении. 8937 003 55 00», размещенной на странице 31 газеты «PRO Город Йошкар-Ола» в номере №50 (173) от 17 декабря 2016 года и в номере №51 (174) от 24 декабря 2016 года.

По факту размещения указанной рекламы Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/54-2017 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон о рекламе).

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи средства массовой информации, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются услуги по предоставлению денежных средств.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу пункта 6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» к финансовым организациям относятся в том числе микрофинансовые организации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон №151-ФЗ) микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности, микрофинансовая организация - юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций.

На основании пункта 2 статьи 8 Закона №151-ФЗ порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются микрофинансовой организацией в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых органом управления микрофинансовой организации.

Также в силу части 2.1 статьи 3 Закона №151-ФЗ микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 №353-Ф «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон №353).

В соответствии со статьей 3 Закона №353 потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования. Заемщиком выступает физическое лицо, обратившееся к кредитору с намерением получить, получающее или получившее потребительский кредит (заем).

Таким образом, данная реклама является рекламой финансовых услуг.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствуют сведения о лице, оказывающем услуги по выдаче денежных средств.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «Город 12» является учредителем средства массовой информации газеты «PRO Город Йошкар-Ола». В соответствии с п.1.4 Устава СМИ газеты «PRO Город Йошкар-Ола» ИП Карелин Н.Ю. является редакцией средства массовой информации - газеты «PRO Город Йошкар-Ола». Также в соответствии с п. 4.3 Устава редакция вправе самостоятельно осуществлять выпуск газеты, осуществлять переписку с гражданами, учитывать их интересы и предложения.

Из материалов дела следует, что указанный в рекламе контактный номер телефона 8937 003 55 00 на момент размещения рекламы был выделен физическому лицу Михайлову Георгию Леонидовичу на основании договора об оказании услуг связи №1608605 от 30.05.2013, заключенного с ПАО «Мегафон».

Согласно заключенному договору аренды сим-карты от 01.11.2016 между Михайловым Георгием Леонидовичем и Скрипниковой Мариной Сергеевной, номер телефона 8937 003 55 00 предоставлен в пользование Скрипниковой М.С. При рассмотрении дела №03-21/54-2017 Михайлов Г.Л. пояснил, что номер передан в пользование на условиях оплаты счетов за услуги связи и поддержания положительного баланса.

Скрипникова М.С. является сотрудником ООО «МКК «Альтернатива», работает в должности офис-менеджера. Согласно приказу от 07.07.2017 №7 Скрипникова М.С. назначена лицом, ответственным за исполнение проверки договоров рекламы.

Финансовые услуги по предоставлению денежных средств оказываются ООО МКК «Альтернатива», которое является микрофинансовой организацией и осуществляет свою деятельность на основании свидетельства МФО №651503392006260 от 09.02.2015.

В то же время из представленных письменных пояснений ИП Карелина Н.Ю. и акта сверки взаимных расчетов следует, что указанная реклама оплачена ООО КЮЦ «Альтернатива».

10.08.2017 ООО «МКК «Альтернатива» в адрес ИП Карелина Н.Ю. направило телеграмму с указанием на то, что в тексте рекламы отсутствует наименование лица, оказывающего финансовую услугу и просьбой в последующем публиковать рекламу с указанием наименования юридического лица. В последующих номерах газеты «Pro Город Йошкар-Ола» рассматриваемая реклама выходила с наименованием лица, оказывающего финансовую услугу (ООО «МКК «Альтернатива»).

Нарушение, выразившееся в неуказании в рекламе лица, оказывающего финансовую услугу, было допущено редакцией печатного издания ИП Карелиным Никитой Юрьевичем.

Ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.  Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Лицо может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

Антимонопольным органом установлено, что ИП Карелин Н.Ю. при должной внимательности и осмотрительности при размещении рекламы мог предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства о рекламе, имел возможность выполнить возложенную на него обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган, на основе собранных по делу доказательств, приходит к выводу, что вина ИП Карелина Н.Ю. в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе установлена.

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола.

Время совершения административного правонарушения: 17 декабря 2016 года, 24 декабря 2016 года -  даты выхода газеты «PRO Город Йошкар-Ола», в которой была опубликована рассматриваемая реклама.

Состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, совершенного ИП Карелиным Н.Ю., образуют:

- объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;

- объективная сторона — действия ИП Карелина Н.Ю., направленные на доведение рекламы до потребителей с нарушением пункта 20 части 3 статьи 5  Закона о рекламе;

- субъект правонарушения – ИП Карелин Н.Ю.

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у ИП Карелина Н.Ю. имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ИП Карелиным Н.Ю. Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) не установлено.

Дополнительно должностным лицом Марийского УФАС России исследован во­прос о малозначительности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного админи­стративного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные ре­шить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершив­шее административное правонарушение, от административной ответственности и огра­ничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соот­носиться с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, адми­нистративные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия ИП Карелина Н.Ю. содержат нарушение законодательства о рекламе и свидетельствуют о пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих обязанностей по соблюдению норм в сфере законодательства о рекламе.

Совершенное ИП Карелиным Н.Ю. правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС Рос­сии пришло к выводу о том, что совершенное ИП Карелиным Н.Ю. правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не установлены.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, Марийское УФАС России признает неоднократное привлечение ИП Карелина Н.Ю. к административной ответственности за размещение ненадлежащей рекламы в газете «PRO Город Йошкар-Ола» (постановление от 14.02.2017 по делу №03-07/19-2017 (штраф оплачен 24.04.2017, платежное поручение №358), постановление от 18.04.2017 №03-07/34-2017 (штраф оплачен 04.07.2017, платежное поручение №168),

Основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлены.

Таким образом, должностное лицо, считает возможным назначить ИП Карелину Никите Юрьевичу административное наказание в виде штрафа в размере санкции ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в сумме 8 000 (восьми тысяч) рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.3, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, статьями 25, 33, 38 Закона о рекламе,

 

 

ПостановилА:

 

Привлечь индивидуального предпринимателя Карелина Никиту Юрьевича к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 8 000 (восьми тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока  рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787   КПП 121501001   ОКТМО 88701000

наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя -  Отделение — НБ Республика МарийЭл

БИК банка 048860001, счет получателя 40101810100000010001,

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

УИН 16142122000001048849

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренный частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном  правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если  указанное  постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя-

Начальник отдела                                                                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны