Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 03-07/193-2017 от 15 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Постановление

по делу № 03-07/193-2017 об

административном правонарушении

 

«12» января 2018 года                                                                                      г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России), рассмотрев протокол от «28» декабря 2017 года и материалы дела № 03-07/193-2017 об административном правонарушении, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Форвард-ломбард» (юридический адрес: ул. Ленина, д. 50, г. Звенигово, РМЭ, 425060, ИНН 1203010119, ОГРН 1141225000135) по факту нарушения законодательства о рекламе при размещении рекламы «Ломбард 24 часа» по адресу: ул. Ленина, д. 50, г. Звенигово, РМЭ на основании поступившего постановления заместителя прокурора Звениговского района о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии директора ООО «Форвард-ломбард».,

 

УстановилА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) из прокуратуры Звениговского района поступило постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (вх. № 13767 от 13.11.2017).

Согласно вышеназванному постановлению прокуратурой Звениговского района в действиях ООО «Форвард-Ломбард» выявлено нарушение требований пунктов 3, 4 статьи 5, пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы указанного ломбарда, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

19.12.2017 ООО «Форвард-Ломбард» по юридическому адресу направлено уведомление о составлении протокола исх. №03-07/9472 от 19.12.2017 (получено 27.12.2017 согласно сведениям официального сайта отслеживания почтовых отправлений).

Протокол об административном правонарушении составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ в отсутствии представителя ООО «Форвард-Ломбард».

Копия протокола № 03-07/193-2017 об административном правонарушении                         от 28.12.2017 (исх. № 03-07/9780) направлена по юридическому адресу общества.

Определением от 28.12.2017 по делу № 03-07/193-2017 об административном правонарушении установлены дата и время рассмотрения дела – 12.01.2018 в 13 час. 30 мин. Копии указанного определения направлены по юридическому адресу общества и в адрес прокуратуры Звениговского района и получены ими 05.01.2018 согласно сведениям официального сайта отслеживания почтовых отправлений Почты России.

Таким образом, на момент рассмотрения дела № 03-07/193-2017 об административном правонарушении лицо, привлекаемое к административной ответственности извещено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

В Марийское УФАС России (вх. № 13767 от 13.11.2017) поступило постановление заместителя прокурора Звениговского района о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 03.11.2017 в отношении ООО «Форвард-ломбард» в связи с размещением рекламы по адресу: ул. Ленина, д. 50, г. Звенигово, Республика Марий Эл следующего содержания:

Согласно вышеназванному постановлению прокуратурой Звениговского района в действиях ООО «Форвард-Ломбард» установлено нарушение требований пунктов 3, 4 части 3 статьи 5, пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ           «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при размещении рекламы указанного ломбарда.

Указанная реклама является ненадлежащей ввиду следующего.

Так, согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания информации следует, что объектом рекламирования являются ломбард, оказывающий услуги 24 часа.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно статье 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной; недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктами 3 и 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товара в течение определенного срока, о других условиях его приобретения, в том числе в течении определенного времени.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащее заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.

Таким образом, ломбарды имеют право оказывать услуги ломбардов ежедневно с 8 до 20 часов. Оказание данных услуг 24 часа (т.е. круглосуточно) не допускается.

Следовательно, круглосуточная деятельность ломбардов, а равно информирование и рекламирование оказание данной услуги (осуществление данной деятельности) не соответствует действующему законодательству, и могут ввести в заблуждение потребителей о законности круглосуточной деятельности ломбардов и причинить убытки тем лицам, которые оказывают, а равно информируют и рекламируют услуги ломбардов в соответствии с действующим законодательством.

Как следует из протокола осмотра, рассматриваемая реклама размещена над входом ломбарда, предпринимательскую деятельность в котором осуществляет ООО «Форвард-ломбард», рядом с вывеской о режиме работы.

Согласно письменным пояснениям (вх. № 14566/1 от 04.12.2017) ООО «Форвард-ломбард» осуществляет деятельность ломбарда с режимом работы с 09:00 до 19:00, круглосуточная работа ломбарда не ведется.

Вместе с тем, в рассматриваемой рекламе указано на круглосуточный режим работы ломбарда – 24 часа, что не соответствует действительности.

На основании изложенного, реклама круглосуточных услуг (осуществления круглосуточной деятельности) ломбарда (т.е. 24 часа), распространяемая путем размещения по адресу: ул. Ленина, д. 50, г. Звенигово, Республика Марий Эл рекламы следующего содержания: «Ломбард 24 часа», нарушает требования пунктов 3 и 4 части 3 статьи 5 и пункта 1 статьи 7 Закона о рекламе, в части не соответствия действительности и указания запрещенных законодательством о ломбардах условий возможности оказаний услуг (осуществления деятельности) ломбарда круглосуточно (т.е. 24 часа).

Согласно пунктам 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5, статьей 7 указанного закона.

В силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7 указанного закона.

Из письменных пояснений ООО «Форвард-ломбард» следует, что рассматриваемая реклама была размещена арендодателем при открытии магазина. После проведенной проверки Прокуратурой Звениговского района обществом внесены изменения в содержание рекламы, исключив словосочетание «24 часа», что подтверждается представленными фотоматериалами.

Вместе с тем, из содержания рекламы и места ее распространения следует, что реклама размещена от имени и в интересах ломбарда, предпринимательскую деятельность в котором осуществляет ООО «Форвард-ломбард», размещалась в месте осуществления его деятельности с момента начала работы ломбарда, от его имени и в его интересах.

На основании изложенного, антимонопольный орган пришел к выводу, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Форвард-ломбард».

Таким образом, Марийским УФАС России установлен факт нарушения пунктов 3 и 4 части 3 статьи 5 и пункта 1 статьи 7 Закона о рекламе при распространении и размещении рассматриваемой рекламы.

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо может быть признано невиновным в совершении админи­стративного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

Антимонопольным органом установлено, что ООО «Форвард-ломбард» при должной внимательности и осмотрительности при размещении рекламы могло предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства о рекламе, имело возможность выполнить возложенную на него обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства о рекламе.

В ходе рассмотрения дела, объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «Форвард-ломбард» своих обязанностей, в том числе по соблюдению действующего законодательства о рекламе, не установлено.

Таким образом, должностное лицо Марийского УФАС России, оценив представленные по делу доказательства в их взаимной связи и совокупности, считает, что ООО «Форвард-ломбард» не приняло всех зависящих от него мер при наличии необходимой степени заботливости и осмотрительности, которые требовались от участника правоотношений по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о рекламе, а, следовательно, в его действиях имеется вина в совершении административного правонарушения.

Антимонопольный орган, на основе собранных по делу доказательств, приходит к выводу, что вина ООО «Форвард-ломбард» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе установлена.

Место совершения административного правонарушения: ул. Ленина, д. 50, г. Звенигово, Республика Марий Эл.

Время совершения административного правонарушения: 02.11.2017 - дата составления протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

Состав административного правонарушения, совершенного ООО «Форвард-ломбард», образуют:

- объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;

- объективная сторона — размещение рекламы ООО «Форвард-ломбард» по адресу ул. Ленина, д. 50, г. Звенигово, Республика Марий Эл с нарушением пунктов 3 и 4 части 3 статьи 5 и пункта 1 статьи 7 Закона о рекламе;

- субъект правонарушения – ООО «Форвард-ломбард»;

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у ООО «Форвард-ломбард» имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного пра­вонарушения и факт его совершения ООО «Форвард-ломбард».

Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) не установлено.

Дополнительно должностным лицом Марийского УФАС России исследован вопрос о малозначительности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

 По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Совершенное ООО «Форвард-ломбард» правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС Рос­сии пришло к выводу о том, что совершенное ООО «Форвард-ломбард» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно сведениям, содержащимся на сайте Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru в разделе «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства», ООО «Форвард-ломбард» (ИНН 1203010119, ОГРН 1141225000135) состоит в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, что подтверждается выпиской из данного реестра.

Сведения о том, что ООО «Форвард-ломбард» ранее привлекалось за совершение аналогичного правонарушения, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют. Аналогично отсутствует документально подтвержденная информация о возникновении причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при совершении рассматриваемого правонарушения, о наличии материального ущерба.

В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение является официальным предостережением лица о недопустимости противоправного поведения. Вынесение предупреждения является профилактической мерой, которая призвана побудить правонарушителя к добровольному исполнению нарушенной им же обязанности, способствовать выполнению им правовых обязанностей. Вместе с тем применение этой меры, как и других административных санкций, влечет для правонарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности.

Должностное лицо Марийского УФАС России, оценив представленные доказательства в их совокупности, исполнение обществом выданного предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, принимает во внимание вышеизложенные конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и считает, что для достижения целей административного наказания, установленных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ ООО «Форвард-ломбард» достаточно такой меры административного наказания как предупреждение.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.10, 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.3, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

 

постановила:

 

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Форвард-ломбард» (юридический адрес: ул. Ленина, д. 50, г. Звенигово, РМЭ, 425060, ИНН 1203010119, ОГРН 1141225000135) к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде предупреждения.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя                                                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны