Постановление №03-07/22-2018 03-07/22-2018 от 7 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу № 03-07/22-2018

об административном правонарушении

 

«07» марта 2018 года г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Фадеева Мария Владимировна, рассмотрев протокол от «21» февраля 2018 года и материалы дела № 03-07/22-2018 об административном правонарушении, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя Карелина Никиты Юрьевича (ИНН 432403137139, ОГРНИП 306431327800011) по факту нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе», выразившихся в распространении рекламы финансовых услуг «Помощь в получении кредита. От 1000 до 500000 руб. 100% ВСЕМ с 18 лет. С любой кредитной историей. 92-08-03» в номере №25 (874) от 24 июня 2017 года газеты «Pro Город Йошкар-Ола» (решение Марийского УФАС России от 11.12.2017 по делу № 03-21/55-2017), ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствии ИП Карелина Н.Ю., надлежащим образом уведомленного о дате, месте, времени рассмотрения дела,

 

УстановилА:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении № 03-07/22-2018 в отношении индивидуального предпринимателя Карелина Никиты Юрьевича по факту нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», выразившихся в распространении рекламы финансовых услуг «Помощь в получении кредита. От 1000 до 500000 руб. 100% ВСЕМ с 18 лет. С любой кредитной историей. 92-08-03» в номере №25 (874) от 24 июня 2017 года газеты «Pro Город Йошкар-Ола», ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении № 03-07/22-2018 от 21 февраля 2018 года составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России Журавлевой Н.В. в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Протокол составлен в отсутствии ИП Карелина Н.Ю., при этом индивидуальный предприниматель был надлежащим образом извещен о дате и времени составления протокола об административном правонарушении. Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении 24.01.2018 (исх. № 03-07/416) направлено по адресу места регистрации, а также по адресу осуществления деятельности, которое получено 03.02.2018, 25.01.2018 соответственно.

Копия протокола № 03-07/22-2018 (исх.№03-07/1277 от 21.02.2018) направлена в адрес индивидуального предпринимателя, получена 06.03.2018 по адресу места регистрации, 26.02.2018 по адресу места осуществления деятельности.

Таким образом, на момент рассмотрения дела ИП Карелин Н.Ю. был надлежащим образом уведомлен о дате, времени, месте рассмотрения дела.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) проведен мониторинг рекламы, в ходе проведения которого установлен факт размещения рекламы «Помощь в получении кредита. От 1000 до 500000 руб. 100% ВСЕМ с 18 лет. С любой кредитной историей. 92-08-03» в номере №25 (874) от 24 июня 2017 года газеты «Pro Город Йошкар-Ола» на странице 13 следующего содержания:

 

По факту размещения указанной рекламы Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/55-2017 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон о рекламе).

Решением Комиссии Марийского УФАС России от 11.12.2017 по делу № 03-21/55-2017 реклама «Помощь в получении кредита. От 1000 до 500000 руб. 100% ВСЕМ с 18 лет. С любой кредитной историей. 92-08-03» признана ненадлежащей, поскольку нарушает требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи средства массовой информации, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются услуги по оказанию помощи в получении кредита, о чем свидетельствует приведение в рекламе фраз: «от 1000 до 500000 рублей», «с любой кредитной историей».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

К финансовой организации, оказывающей финансовые услуги, относится кредитная организация. Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитной организацией является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные действующим законодательством.

В силу части 1 статьи 819 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

При этом кредит является одной из форм размещения денежных средств, которая в силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», относится к банковским операциям.

В соответствии со статьей 3 от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования. Заемщиком выступает физическое лицо, обратившееся к кредитору с намерением получить, получающее или получившее потребительский кредит (заем).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон №151-ФЗ) микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности, микрофинансовая организация - юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций.

Анализ указанных норм в совокупности с понятием финансовой услуги, установленной Закона о защите конкуренции, позволяет сделать вывод о том, что оказываемые кредитными организациями (банками) услуги по привлечению денежных средств (кредиты) являются финансовыми услугами.

В рассматриваемой рекламе финансовой услуги кредитования отсутствуют сведения о лице, оказывающем финансовую услугу.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствуют сведения о лице, оказывающем услуги по выдаче кредита. Неуказание в рекламе лица, оказывающего финансовую услугу, вводит потребителей в заблуждение, свидетельствует о недоведении до граждан существенной информации о рекламируемой услуге.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «Город 12» является учредителем средства массовой информации газеты «PRO Город Йошкар-Ола». В соответствии с п.1.4 Устава СМИ газеты «PRO Город Йошкар-Ола» ИП Карелин Н.Ю. является редакцией средства массовой информации - газеты «PRO Город Йошкар-Ола». Также в соответствии с п. 4.3 Устава редакция вправе самостоятельно осуществлять выпуск газеты, осуществлять переписку с гражданами, учитывать их интересы и предложения.

Согласно ответу ИП Карелина Н.Ю. от 26.07.2017 №8843 рассматриваемая реклама размещалась на основании договора от 25.05.2017 №4735, заключенного с Андрияновым Ярославом Юрьевичем, заявки на размещение рекламы от 25.05.2017 №2. Также из ответа ИП Карелина Н.Ю. следует, что макет рекламы был представлен рекламодателем.

Таким образом, фактически нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в неуказании в рекламе лица, оказывающего финансовую услугу, было допущено как рекламодателем Андрияновым Ярославом Юрьевичем, а также рекламораспространителем - редакцией печатного издания ИП Карелиным Никитой Юрьевичем

Ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Лицо может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

Антимонопольным органом установлено, что ИП Карелин Н.Ю. при должной внимательности и осмотрительности при размещении рекламы мог предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства о рекламе, имел возможность выполнить возложенную на него обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган, на основе собранных по делу доказательств, приходит к выводу, что вина ИП Карелина Н.Ю. в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе установлена.

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола.

Время совершения административного правонарушения: 24 июня 2017 года - дата выхода газеты «PRO Город Йошкар-Ола», в которой была опубликована рассматриваемая реклама.

1 статьи 14.3 КоАП РФ, совершенного ИП Карелиным Н.Ю., образуют:

- объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;

- объективная сторона — действия ИП Карелина Н.Ю., направленные на доведение рекламы до потребителей с нарушением части 1 статьи 28 Закона о рекламе;

- субъект правонарушения – ИП Карелин Н.Ю.

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у ИП Карелина Н.Ю. имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ИП Карелиным Н.Ю. Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) не установлено.

Дополнительно должностным лицом Марийского УФАС России исследован во­прос о малозначительности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного админи­стративного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные ре­шить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершив­шее административное правонарушение, от административной ответственности и огра­ничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соот­носиться с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, адми­нистративные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия ИП Карелина Н.Ю. содержат нарушение законодательства о рекламе и свидетельствуют о пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих обязанностей по соблюдению норм в сфере законодательства о рекламе.

Совершенное ИП Карелиным Н.Ю. правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС Рос­сии пришло к выводу о том, что совершенное ИП Карелиным Н.Ю. правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не установлены.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, Марийское УФАС России признает неоднократное привлечение ИП Карелина Н.Ю. к административной ответственности за размещение ненадлежащей рекламы в газете «PRO Город Йошкар-Ола» (постановление от 14.02.2017 по делу №03-07/19-2017 (штраф оплачен 24.04.2017, платежное поручение №358), постановление от 18.04.2017 №03-07/34-2017 (штраф оплачен 04.07.2017, платежное поручение №168), постановление от 19.12.2017 №03-07/187-2017 (штраф оплачен 20.02.2018, платежное поручение №22).

Основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлены.

Таким образом, должностное лицо, считает возможным назначить ИП Карелину Никите Юрьевичу административное наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в сумме 8 000 (восьми тысяч) рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.3, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, статьями 25, 33, 38 Закона о рекламе,

 

 

ПостановилА:

 

Привлечь индивидуального предпринимателя Карелина Никиту Юрьевича (26.10.1984 г.р., место рождения: п.Стрижи, Кировской области Оричесвкого района, паспорт серии 33 04 № 522451, выдан 08.02.2005 Оричевским РОВД Кировской области, адрес места регистрации: ул. Дачная, д.1, кв.31, п. Стрижи, Оричевский район, Кировская область) к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787 КПП 121501001 ОКТМО 88701000

наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя - Отделение — НБ Республика МарийЭл

БИК банка 048860001, счет получателя 40101810100000010001,

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

УИН 16142030700001131529

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренный частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя

Связанные организации

Связанные организации не указаны