Постановление б/н Постановление от 28 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Мари-Турекское районное потребительское общество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 03-07/35-2018 об административном правонарушении

 

«19» марта 2018 года                                                                                  г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) Фадеева Мария Владимировна, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, в отношении Мари-Турекского районного потребительского общества ( ИНН 1206000278, ОГРН 1021201649700) по факту нарушения части 10 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об особенностях государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в установлении запрета на перемену лиц в обязательстве по договору поставки продовольственных товаров путем уступки требования, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии председателя Совета ,

 

УСТАНОВИЛА:

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении № 03-07/35-2018 в отношении Мари-Турекского районного потребительского общества  по факту нарушения части 10 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об особенностях государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле), выразившегося в установлении запрета в договоре поставки продовольственных товаров на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.42 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении № 03-07/35-2018 от 05 марта 2018 года составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России  в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствии председателя Совета , Мари-Турекское районное потребительское общество надлежащим образом извещено о дате, времени и месте составления протокола, уведомление о составлении протокола от 31.01.2018 исх. № 03-07/664 получено им 06.02.2018, что подтверждается уведомлением органа почтовой связи. Копия протокола вручена в день составления законному представителю.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

Марийским УФАС России на основании статей 23, 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» осуществлены контрольные мероприятия в отношении Мари-Турекского районного потребительского общества в целях проверки соблюдения хозяйствующими субъектами требований законодательства о торговле.

В соответствии с частью 8 статьи 2 Закона о торговле торговая сеть - это совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона о торговле обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения отнесено к одной из основных целей принятия упомянутого закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4 Закона о торговле антимонопольное регулирование отнесено к числу методов государственного регулирования торговой деятельности.

Марийское УФАС России установило, что Мари-Турекское районное потребительское общество осуществляет реализацию продовольственных товаров в пятидесяти девяти торговых объектах на территории Республики Марий Эл.

Согласно части 8 статьи 2 Закона о торговле, Мари-Турекское районное потребительское общество является торговой сетью.

Таким образом, к обществу подлежат применению запреты и требования, установленные Законом о торговле.

В соответствии с частью 10 статьи 9 Закона о торговле предусмотрено, что в договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами такого договора. Исполнение (реализация) указанного договора в соответствующей части не допускается.

Марийским УФАС России установлено, что Мари-Турекским районным потребительским обществом заключены договоры поставки продовольственных товаров договоры с ИП Ясновским Д.Ю.(пункт 8.6 договора), с ООО «Фуд-Трейд» (пункт 8.6 договора № 1681 от 25.05.2017), с ИП Крупновой М.Б. (пункт 8.6 договора б/н от 01.01.2016), с ООО «Хлеб Мари-Турекского района» (пункт 7.3 договора № 1 от 11.01.2017), с ООО «Коопзаготпром Мари-Турекского района» (пункт 7.3 договора № 1 от 2017), с ООО «Хлебозавод № 1» (пункт 8.1 договора № 148/Х3 от 01.05.2015), с ООО «Йошкар-Олинский Хладокомбинат» (пункт 8.6 договора № 109 от 01.01.2017), с ООО «Лейла» (пункт 7.3 договор б/н от 02.05.2017), с ООО «МД-Трейд» (пункт 7.6 договора № 1 от 2017), с ООО «Родинки» (пункт 8.6 договора № 243-17 от 31.01.2017), с ООО «Горизонт» (пункт 8.6 договора № 49-17 от 30.01.2017), с ООО «Талисман» (договор № 236-17 от 31.01.2017), из которых следует, что ни одна из сторон не вправе передавать права и обязанности сторон по договору третьим лицам без письменного согласия другой стороны.

Однако требования части 10 статьи 9 Закона о торговле действуют объективно, что означает отсутствие фактического осуществления перемены лиц в обязательстве путем уступки требования.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Законом № 273-Ф3) внесены изменения в Закон о торговле.

Пунктами 2 и 3 статьи 3 Закона № 273-ФЗ предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом о торговле и заключенных до дня вступления в силу данного федерального закона, должны быть приведены в соответствие с Законом о торговле до 1 января 2017 года и с 1 января 2017 года условия договоров, противоречащие Закону о торговле, признаются утратившими силу.

Мари-Турекским потребительским районным обществом представлены в материалы дела об административном правонарушении дополнительные соглашения к договорам поставки от 10.11.2017.

Заключение после 15.07.2016 дополнительных соглашений к договорам поставки, изменяющих, а не конкретизирующих и уточняющих их условия в нарушение требований Закона о торговле (в ред. Закона № 273-ФЗ), недопустимо.

Так, заключенные дополнительные соглашения к договорам поставки от 10.11.2017 изменяют условия данных договоров, а не уточняют их положения, следовательно, их заключение является неправомерным и не исключают нарушение части 10 статьи 9 Закона о торговле, в связи с тем, что соответствующие изменения необходимо урегулировать в стадии заключения договоров поставки продовольственных товаров.

Таким образом, Мари-Турекское районное потребительское общество нарушило часть 10 статьи 9 Закона о торговле.

Вместе с тем в  материалы дела представлены копии договоров, заключенных Мари-Турекским районным потребительским обществом с ИП Ясновским Д.Ю.(б/н от 01.01.2018), с ИП Крупновой М.Б. (№3-2 от 09.01.2018), с ООО «Хлеб Мари-Турекского района» (№ 1-1 от 01.01.2018), с ООО «Коопзаготпром Мари-Турекского района» (№ 1 от 01.01.2018), с ООО «Хлебозавод № 1» (№ 148/Х3 от 09.01.2018), с ООО «Йошкар-Олинский Хладокомбинат» (№ 08 от 09.01.2018), с ООО «Лейла» (б/н от 2018 года), с ООО «Родники» (№ 2-5 от 2018 года), с ООО «Горизонт» (№ 2 от 09.01.2018), с ООО «Талисман» (№ 2-4 от 09.01.2018), в которых отсутствует запрет на перемену лиц в обязательстве по договору поставки продовольственных товаров путем уступки требования.

Также общество указало, что договоры, заключенные с ООО «МД-Трейд» (№ 1 от 2017), с ООО «Фуд-Трейд» (№ 1681 от 25.05.2017) расторгнуты и новые договоры в 2018 году не заключались.

Указанное свидетельствует о том, что обществом в настоящее время не возлагаются данные запреты на поставщиков.

Административная ответственность за нарушение части 10 статьи 9 Закона о торговле предусмотрена частью 4 статьи 14.42 КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 14.42 КоАП РФ установление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договоре поставки продовольственных товаров запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, либо установление гражданско-правовой ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами договора, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Антимонопольный орган на основе собранных по делу доказательств приходит к выводу о том, что вина Мари-Турекского районного потребительского общества в нарушении законодательства Российской Федерации о торговле установлена.

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл.

Время совершения административного правонарушения: 01.01.2016, 01.01.2017, 11.01.2017, 30.01.2017, 31.01.2017, 01.05.2017, 02.05.2017, 25.05.2017 (даты заключения договоров поставки).

Состав административного правонарушения по части 4 статьи 14.42 КоАП РФ, совершенного Мари-Турекским районным потребительским обществом, образуют:

- объект административного правонарушения - установленный и охраняемый порядок в области регулирования торговой деятельности;

- объективная сторона — неисполнение Мари-Турекским районным потребительским обществом обязанности, установленной частью 10 статьи 9 Закона о торговле, что выразилось в установлении запрета на перемену лиц в обязательстве по договору поставки продовольственных товаров путем уступки требований;

- субъект правонарушения – Мари-Турекское районное потребительское общество;

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у Мари-Турекского районного потребительского общества имелась возможность соблюдения законодательства о торговле, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения Мари-Турекским районным потребительским обществом.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

При рассмотрении дела № 03-07/35-2018 рассмотрен вопрос о малозначительности совершенного правонарушения.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного админи­стративного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные ре­шить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершив­шее административное правонарушение, от административной ответственности и огра­ничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соот­носиться с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, адми­нистративные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия Мари-Турекского районного потребительского общества содержат нарушение законодательства о торговле и свидетельствуют о его пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей по соблюдению норм в сфере законодательства о торговле.

Марийское УФАС России приходит к выводу, что совершенное правонарушение несет существенную угрозу правоохраняемым отношениям.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное Мари-Турекским районным потребительским обществом правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Должностным лицом Марийского УФАС России не установлены обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенному на официальном сайте Федеральной налоговой службы России, Мари-Турекское районное потребительское общество относится к субъектам среднего предпринимательства в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Сведения о том, что Мари-Турекское районное потребительское общество ранее привлекалось за совершение нарушения законодательства о торговле, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют. Аналогично отсутствует документально подтвержденная информация о возникновении причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при совершении рассматриваемого правонарушения, о наличии материального ущерба.

В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение является официальным предостережением лица о недопустимости противоправного поведения. Вынесение предупреждения является профилактической мерой, которая призвана побудить правонарушителя к добровольному исполнению нарушенной им же обязанности, способствовать выполнению им правовых обязанностей. Вместе с тем применение этой меры, как и других административных санкций, влечет для правонарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности.

Должностное лицо Марийского УФАС России, оценив представленные доказательства в их совокупности, принимает во внимание вышеизложенные конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и считает, что для достижения целей административного наказания, установленных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ Мари-Турекскому районному потребительскому обществу достаточно такой меры административного наказания как предупреждение.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.9, 3.4, 4.1, 4.2, 4.3, 14.41, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

 

постановила:

 

Привлечь Мари-Турекское районное потребительское общество ( ИНН 1206000278, ОГРН 1021201649700) к административной ответственности по части 4 статьи 14.42 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде предупреждения.

 

В соответствии с частью 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя                                                                                

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны