Постановление №03-07/59-2017 постановление 03-07/59-2017 от 14 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «МФК «Быстроденьги»

 

123290, г. Москва, 1-й Магистральный туп., д.11 стр.10

 

Ленинский проспект, д.55а, г.Волжск

 

 

 

Постановление

о наложении штрафа по делу № 03-07/59-2017

об административном правонарушении

 

05 мая 2017 года г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) , рассмотрев протокол № 03-07/59-2017 от 21 апреля 2017 года и материалы административного дела № 03-07/59-2017, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «МФК «Быстроденьги» (адрес регистрации: 123290, г. Москва, Тупик Магистральный 1-й, дом 11,стр 10, ИНН 7325081622 ОГРН 1087325005899) по факту нарушения требования пунктов 4, 20 части 3, части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы услуг ООО «МФК «Быстроденьги» «Займ до 16000 рублей» в городе Волжск на фасаде здания, расположенного по адресу ул.Ленина, д.55а (решение Марийского УФАС России от 03.03.2017 по делу № 03-21/05-2017), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

в отсутствии представителя ООО «МФК «Быстроденьги», надлежащим образом извещённого о дате, месте, времени рассмотрения дела,

 

установила:

 

Марийским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении № 03-07/59-2017 в отношении ООО «МФК «Быстроденьги» по факту нарушения требований пунктов 4, 20 части 3, части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», выразившихся в распространении рекламы финансовых услуг ООО «МФК «Быстроденьги» «Займ до 16000 рублей», размещенной в городе Волжск на фасаде здания, расположенного по адресу ул.Ленина, д.55а, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении № 03-07/59-2017 от 21 апреля 2017 года составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС Россиив соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Протокол составлен в отсутствии представителя ООО «МФК «Быстроденьги», при этом общество было надлежащим образом извещено о дате и времени составления протокола об административном правонарушении. В адрес места регистрации ООО «МФК «Быстроденьги» направлено уведомление о составлении протокола за исходящим № 03-07/2676, данное почтовое отправление получено ООО «МФК «Быстроденьги» 11.04.2017, о чем свидетельствует почтовое уведомление.

Копия протокола с указанием даты, времени и места рассмотрения дела № 03-07/59-2017 (исх.№03-07/3194 от 24.04.2017) направлена заказным письмом с уведомлением о вручении по юридическому адресу ООО «МФК «Быстроденьги». Протокол получен обществом 02.05.2017, о чем свидетельствует информация, имеющаяся на сайте Почты России в разделе отслеживание почтовых отправлений.

Протоколом установлено следующее.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) 31 октября 2016 года проведен мониторинг рекламы, размещенной в городе Волжск. На фасаде здания торгового павильона, расположенного по адресу ул.Ленина, д.55а, размещена реклама «Займ до 16 000 рублей без залога» следующего содержания:

далее – Реклама,

По факту размещения указанной рекламы Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/05-2017 по признакам нарушения пунктов 4, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон о рекламе).

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

При рассмотрении полученных материалов Марийским УФАС России установлено, что в торговом павильоне по адресу ул.Ленина, д.55а, г. Волжск осуществляет деятельность ООО «МФК «Быстроденьги».

ООО «МФК «Быстроденьги» занимает указанное помещение на основании договора аренды нежилого помещения от 01.08.2014 №616/73, заключенного с Ануйловым Р.Х.

Из документов, представленных в антимонопольный орган, следует, что 01.09.2016 ООО «МФК «Быстроденьги» и ООО Ломбард «Быстроденьги» заключен договор субаренды нежилого помещения №944/73, при этом субарендатором на фасаде здания размещена реклама «Быстроденьги. Ломбард 1450 руб./грамм».

22.09.2016 сотрудники ООО Ломбард «Быстроденьги» обратились в МО МВО РФ «Волжский» о совершении преступных действий по повреждению рекламного баннера и фасада здания краской и других преступных действий.

Договор субаренды нежилого помещения №944/73, заключенный между ООО «МФК «Быстроденьги» и ООО Ломбард «Быстроденьги» был расторгнут 07.10.2016, что подтверждается соглашением о расторжении договора.

Актом мониторинга рекламы, проведенным сотрудниками Марийского УФАС России от 31.10.2016, подтверждается, что реклама «Займ до 16 000 рублей без залога» была размещена, не демонтирована и не закрыта каким –либо иным способом, а следовательно, демонстрировалась потребителям и является предметом оценки на соответствие требованиям Закона о рекламе.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются услуги по выдаче займов, а также компания «Быстроденьги».

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе по правому краю имеются следующие сведения: ООО «Магазин малого кредитования». Микрофинансовая организация. Сумма микрозайма от 1000 до 16000 рублей кратно одной тысяче рублей. Срок микрозайма от 1 до 16 дней. Без залога. Процентная ставка по микрозайму составляет 2% за каждый день пользования денежными средствами. За просрочку более 16 дней налагается штраф в размере 500 руб. За просрочку более 59 дней начисляется пеня в размере 2% от суммы микрозайма за каждый день. Микрозаймы предоставляются гражданам России, имеющим постоянное место работы, проживающим или работающим в области/ крае обращения, в возрасте 21-65 лет. Для оформления требуется паспорт гражданина России».

В силу пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Марийским УФАС России установлено, что на момент фиксации факта размещения рекламы финансовые услуги по предоставлению займов оказывало ООО «МФК «Быстроденьги», а не ООО «Магазин малого кредитования». Ранее ООО «МФК «Быстроденьги» именовалось ООО «Магазин Малого Кредитования».

Однако сведения об ОГРН/ИНН организации, оказывающей финансовую услугу, не доведены до потребителей в рассматриваемой рекламе, поэтому доводы ООО «МФК «Быстроденьги» о том, что указание в рекламе ООО «Магазин Малого Кредитования» является надлежащим исполнением требований действующего законодательства, Марийским УФАС России отклоняются.

Кроме того, в настоящее время действующих организаций с наименованием «ООО «Магазин Малого кредитования» не зарегистрировано.

Достоверная информация о наименовании организации, оказывающей финансовые услуги, не доведена до потребителей в рассматриваемой рекламе, отсутствуют сведения о лице, оказывающем услуги по выдаче займов, следовательно, реклама «Займ до 16 000 рублей без залога» нарушает пункт 20 части 3 статьи 5, часть 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, содержащая недостоверные сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, на основании части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно пункту 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Условия предоставления займов ООО «МФК «Быстроденьги» установлены в Правилах предоставления микрозаймов наличными денежными средствами, утвержденных приказом от 11.11.2016 №752-ДПКВ, Правилах предоставления микрозаймов в рамках микрофинансовой линии «быстрокарта», утвержденных приказом от 11.11.2016 №751-ДПКВ, Информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа, утвержденной приказом от 11.11.2016 №750-ДПКВ.

Согласно указанным условиям микрозаймы наличными денежными средствами предоставляются в сумме от 1000 до 25000 рублей, в рамках микрофинансовой линии «Быстрокарта» - от 3000 рублей до 25 000 рублей на срок от 1 до 16 дней. При этом процентные ставки варьируются от 328, 5% до 805,2% в год.

В рассматриваемой рекламе отсутствуют достоверные сведения о возможной сумме займа (сумма займа ограничена 16000 рублей), тогда как фактически займы могут быть предоставлены в сумме до 25000 рублей. Также в рекламе не указаны возможные диапазоны процентной ставки в зависимости от конкретных условий займа (вида займа, срока и суммы), фактически процентная ставка по займу может составлять от 0,9% до 2,2% в день.

Между тем из анализа реестра договоров, представленных ООО «МФК «Быстроденьги», заключенных с заемщиками в 2016 году, следует, что займы фактически предоставлялась на различных условиях, в том числе в сумме более 16 000 рублей, с различными процентными ставками – 0,9%, 1,9%, 2%, 2,2% в день.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе содержатся недостоверные сведения относительно условий предоставления услуг (возможных сумм предоставления займов, процентных ставок), также в рекламе отсутствуют существенные условия предоставления займов в соответствии с условиями, предлагаемыми ООО «МФК «Быстроденьги» на дату фиксации антимонопольным органом факта размещения рассматриваемой рекламы.

Следовательно, рассматриваемая реклама нарушает также требования пункта 4, части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку содержит недостоверные сведения относительно условий предоставления займов, в ней отсутствуют все условия, определяющие полную стоимость (займа), а также условия влияющие на сумму доходов (расходов) лица, воспользовавшегося финансовой услугой.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пунктов 4, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель. Также в силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

При рассмотрении поступивших материалов Марийским УФАС России установлено, что макет рекламы был изготовлен по заказу ООО «МФК «Быстроденьги», размещался в месте осуществления деятельности общества. На момент проведения мониторинга рекламы сотрудниками антимонопольного органа деятельность по оказанию финансовых услуг в месте размещения рекламы оказывало ООО «МФК «Быстроденьги».

Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «МФК «Быстроденьги», что обществом не оспаривается.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пунктов 4, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 о рекламе возложена на рекламодателя.

Ответственность за нарушение пунктов 4, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 данной статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятиста тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Антимонопольным органом установлено, что ООО «МФК «Быстроденьги» при должной внимательности и осмотрительности при размещении рекламы могло предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства о рекламе, имело возможность выполнить возложенную на него обязанность, и предотвратить совершение административного правонарушения, но не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган на основе собранных по делу доказательств приходит к выводу, что вина ООО «МФК «Быстроденьги» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе установлена.

Событие административного правонарушения – нарушение требований пунктов 4, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы финансовых услуг.

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл, г. Волжск.

Время совершения административного правонарушения: 31 октября 2016 года – дата проведения мониторинга рекламы, размещенной в городе Волжск.

 

Состав административного правонарушения, совершенного ООО «МФК «Быстроденьги» и предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют:

- объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы;

- объективная сторона — действия ООО «МФК «Быстроденьги», направленные на доведение рекламы до потребителей с нарушением пунктов 4, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе;

- субъект правонарушения – ООО «МФК «Быстроденьги»,

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у ООО «МФК «Быстроденьги», имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения ООО «МФК «Быстроденьги». Имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Дополнительно должностным лицом был исследован вопрос о малозначительности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым обще­ственным отношениям.

Кроме того, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совер­шенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соот­носиться с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, адми­нистративные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Действия ООО «МФК «Быстроденьги» содержат нарушение законодательства о рекламе и свидетельствуют о пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей по соблюдению норм в сфере законодательства о рекламе.

Совершенное ООО «МФК «Быстроденьги» правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС Рос­сии пришло к выводу о том, что совершенное ООО «МФК «Быстроденьги» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Все вышеуказанные обстоятельства учитываются в совокупности при назначении наказания за административное правонарушение.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Основанием, смягчающим административную ответственность является добровольное устранение выявленного нарушения в рамках рассмотрения дела №03-21/05-2017.

Основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлены.

Таким образом, должностное лицо считает возможным назначить ООО «МФК «Быстроденьги»» административное наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в сумме 100 000 (сто тысяч) рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.3, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПостановилА:

 

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «МФК «Быстроденьги» (адрес регистрации: 123290, г. Москва, Тупик Магистральный 1-й, дом 11,стр 10, ИНН 7325081622 ОГРН 1087325005899) к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

Администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787, КПП 121501001, ОКАТО 88401000000

Наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя – ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола

БИК банка 048860001, счет получателя 40101810100000010001

код бюджетной классификации 161 1 16 26000 01 6000 140

УИН 0319882342051100000789061

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя –

начальник отдела

Связанные организации

Связанные организации не указаны