Постановление б/н постановление по делу от 13 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении штрафа по делу 03-07/69-2017

об административном правонарушении

 

«23» мая 2017 года                                                                                       г. Йошкар-Ола

 

Заместитель руководителя — начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, рассмотрев протокол от 10 мая 2017 года и материалы дела об  административном  правонарушении № 03-07/69-2017, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя Г (ИНН 121514075675) по факту нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в размещении в номере 41 (428) от 14.11.2016 на странице 2 рекламы алкогольной продукции, реализуемой в магазинах «АЛКО-Сервис», без сопровождения предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкоголя (решение Марийского УФАС России от 27.03.2017 по делу № 03-21/70-2016), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствии ИП Г., надлежащим образом извещенной о дате, месте, времени рассмотрения дела,

 

УстановилА:

 

Решением Комиссии Марийского УФАС России от 27.03.2017 по делу № 03-21/70-2016 реклама алкогольной продукции, реализуемой в магазинах «АЛКО-Сервис», размещенная в газете «Деловой акцент» в номере 41 (428) от 14.11.2016 на странице 2, признана ненадлежащей и нарушающей требования части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Марийским УФАС России возбуждено дело № 03-07/69-2017 в отношении ИП Г. по факту нарушения части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Уведомление о составлении протокола от 28.04.2017 исх. № 03-07/3414 с указанием даты, времени, места составления протокола направлено заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации ИП Г. и по электронной почте. На данное уведомление ИП Г. 04.05.2017 вх. № 5131 представлены письменные пояснения. Таким образом, ИП Г. надлежащим образом извещена о дате, времени и месте составления протокола.

Протокол об административном правонарушении № 03-07/69-2017 от 10.05.2017 составлен ведущим специалистом-экспертом отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Марийского УФАС России Ерошкиной О.В. в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ в отсутствии ИП Г.

Копия протокола от 10.05.2017 исх. № 03-07/3644 с указанием даты, времени, места рассмотрения дела об административном правонарушении направлена по адресу места регистрации. Указанное почтовое отправление получено ИП Г. лично 18.05.2017, что подтверждается почтовым уведомлением.

Таким образом, ИП Г. надлежащим образом уведомлена о дате и времени рассмотрения дела.

Событие административного правонарушения выразилось в следующем.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике                  Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) проведен мониторинг рекламы, размещенной в рекламно-информационном издании «Деловой акцент». В номере 41 (428) от 14.11.2016 на странице 2 размещена реклама магазина «АЛКО Сервис» следующего содержания:

 

Определением Марийского УФАС России от 29.12.2016 возбуждено дело № 03-21/70-2016 по признакам нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в размещении в рекламно-информационном издании «Деловой акцент» в номере 41 (428) от 14.11.2016 на странице 2 рекламы «АЛКО Сервис» без сопровождения предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкоголя.

Решением Комиссии Марийского УФАС России от 27.03.2017 по делу № 03-21/70-2016 указанная реклама признана ненадлежащей.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные данным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого указанным Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В силу п.16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Исходя из указанного следует, что в тексте «АЛКО Сервис Классические напитки мира» объектом рекламирования является алкогольная продукция, реализуемая в магазинах, указанных в рекламе. Содержание информации направлено на формирование интереса к лицу, осуществляющему деятельность по продаже алкогольной продукции. Отсутствие в рассматриваемой рекламе указания на конкретные виды алкоголя не имеет значения для оценки информации как рекламы.

Рассматриваемая реклама содержит наименование магазинов «АЛКО Сервис» и словосочетание «классические напитки мира», а также перечень магазинов данной торговой сети (с указанием их адресов).

В русском языке отсутствуют слова, которые не связывали бы корень «алко» со спиртосодержащей продукцией. Кроме того, в магазинах «АЛКО Сервис» реализуется алкогольная продукция.

Согласно сведениям Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 02.03.2017 исх. № 010-1165 выданы лицензии на продажу алкогольной продукции по указанным в рекламе объектам ООО «Трейд Маркетинг» и ООО «Алко-Маркет».

Так, ООО «Трейд Маркетинг» осуществляет деятельность по реализации алкогольной продукции в объектах, расположенных по адресам: ул. Терешковой,                 д. 22, пгт. Медведево; ул. Советская, д. 45, пгт. Медведево; ул. Строителей, д. 77,                г. Йошкар-Ола; ул. Я. Крастыня, д. 4, г. Йошкар-Ола; ул. Й. Кырли, д. 5а,                           г. Йошкар-Ола; ул. Красноармейская, д. 118, г. Йошкар-Ола; ул. Анциферова, д. 48, г. Йошкар-Ола; ул. Пролетарская, д. 17, г. Йошкар-Ола; ул. Палантая, д. 77,                           г. Йошкар-Ола;  ул. Мира, д. 70б, г. Йошкар-Ола.

Также ООО «Трейд Маркетинг» в письменных пояснениях от 16.03.2017 исх. № 17 указало, что осуществляет деятельность в указанных объектах.

ООО «Алко-Маркет» по сведениям Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл осуществляет реализацию алкогольной продукции в объектах, расположенных по адресам: ул. Прохорова, д. 24, г. Йошкар-Ола;                                          ул. Красноармейская, д. 103, г. Йошкар-Ола; ул. Дружбы, д. 81а, г. Йошкар-Ола;                                ул. Кремлевская, д. 28, г. Йошкар-Ола; ул. В. Интернационалистов, д. 27,                         г. Йошкар-Ола; ул. Луначарского, д. 52, г. Йошкар-Ола; ул. Соловьева, д. 5,                       г. Йошкар-Ола; ул. К. Маркса, д. 129, г. Йошкар-Ола. Указанное также подтверждается письменными пояснениями ООО «Алко-Маркет» от 16.03.2017 исх. № 27.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой алкогольной продукции.

Согласно п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе установлено, что реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Однако в нарушение вышеуказанных норм закона реклама магазинов алкогольной продукции «АЛКО Сервис» размещена в печатном издании, и не содержит предупредительной надписи о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Марийским УФАС России установлено, что рекламодателями рассматриваемой рекламы являются ООО «Трейд Маркетинг» и ООО «Алко-Маркет».

Рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Г

Взаимоотношения между ИП Г. и ООО «Алко-Маркет» по размещению данной рекламы регулируются договором от 30.03.2015, что не оспаривалось ИП Г. и ООО «Алко-Маркет».

Кроме того, согласно представленным ООО «Трейд Маркетинг» (письмо от 16.03.2017 исх. № 17) и ООО «Алко-Маркет» (письмо от 16.03.2017 исх. № 27) пояснениям следует, что ими сделаны устные заявки на размещение ИП Г. рассматриваемой рекламы. Общества признали, что являются рекламодателями данной рекламы, а рекламопроизводителем и рекламораспространителем – ИП Г. 

Данные сведения также подтверждены представителями общества и индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 3 статьи 21 Закона о рекламе несет рекламораспространитель. 

Административная ответственность за нарушение части 5 статьи 21 Закона о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 данной статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.

ИП Г. не приняла необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства о рекламе, хотя при должной внимательности и осмотрительности при размещении рекламы индивидуальный предприниматель могла предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства о рекламе, имела возможность выполнить возложенную на нее обязанность и предотвратить совершение административного правонарушения.

Антимонопольный орган на основе собранных по делу доказательств приходит к выводу о том, что вина ИП Г. в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе установлена.

Место совершения административного правонарушения: Республика Марий Эл.

Время совершения административного правонарушения: 14.11.2016 – дата выхода номера 41 (428) газеты «Деловой акцент».

Состав административного правонарушения, совершённого ИП Г. и предусмотренного частью 1 статьи 14.3. КоАП РФ, образуют:

Объект административного правонарушения - установленный порядок производства, размещения и распространения рекламы.

Объективная сторона – действия ИП Г., направленные на распространение ненадлежащей рекламы алкогольной продукции, реализуемой в магазинах «АЛКО-Сервис» в номере 41 (428) от 14.11.2016 на странице 2 с нарушением части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Субъектом правонарушения является ИП Г.

Субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у ИП Г. имелась возможность соблюдения законодательства о рекламе, но ей не были приняты все зависящие от нее меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного пра­вонарушения и факт его совершения ИП Г. Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Дополнительно должностным лицом Марийского УФАС России был исследован вопрос о малозначительности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Кроме того, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Нарушение ИП Г. требований части 3 статьи 21 Закона о рекламе свидетельствуют о пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению норм в сфере законодательства о рекламе.

Совершенное ИП Г. правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями.

Таким образом, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Марийского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное ИП Г. правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

По смыслу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно сведениям, содержащимся на сайте Федеральной налоговой службы https://rmsp.nalog.ru в разделе «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» ИП Г. (ИНН 121514075675, ОГРНИП 313121508100042) является субъектом малого предпринимательства.

Однако постановлениями от 16.02.2016 № 03-07/16-2016 и от 08.02.2017                    № 03-07/11-2017 ИП Г. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В настоящее время по делу № 03-07/16-2016 штраф оплачен полностью (п/п №50 от 29.03.2016), а по делу № 03-07/11-2017 штраф частично оплачен (п/п № 236 от 05.04.2017, № 252 от 27.04.2017, № 256 от 03.05.2017).

Исходя из вышеизложенного, у должностного лица отсутствуют основания для применения правил статьи 4.1.1 КоАП РФ в отношении ИП Г.

При назначении административного наказания должностное лицо Марийского УФАС России, руководствуясь частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного правонарушения, личность виновного и считает возможным назначить административное наказание ИП Г. в виде штрафа в размере санкции в сумме 4 000 (четырех тысяч) рублей.

Руководствуясь ст. 2.1, 2.2, 2.4, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.3, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, статьями 5, 33, 38 Закона о рекламе,

 

ПостановилА:

 

Привлечь индивидуального предпринимателя Г. (ИНН 121514075675) к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты счетов для перечисления штрафа:

администратор поступлений в бюджет – Марийское УФАС России

ИНН 1215026787   КПП 121501001   ОКТМО 88701000

наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Марийское УФАС России)

Банк получателя -  Отделение — НБ Республика Марий Эл

БИК банка 048860001, счет получателя 40101810100000010001,

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

УИН 0319882342052500000803529

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренный частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя-

начальник отдела                                                                                    

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны