Решение б/н Решение и предписание по делу №03-21/02-2016 от 7 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 03-21/02-2016

о признании рекламы ненадлежащей

 

«01» апреля 2016 года                                                                                   г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «29» марта 2016 года

Полный текст решения изготовлен: «01» апреля 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии

член Комиссии

член Комиссии

рассмотрев дело № 03-21/02-2016 в отношении ООО «МФО «ЛД-Групп», гр. К. по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), выразившегося в распространения рекламы в рекламно-информационном издании «PRO Город. Йошкар-Ола» № 46 (118) от 21.11.2015 на странице 19 по предоставлению займов «Leгко Dеньги» ООО «МФО «ЛД-Групп», следующего содержания:

(далее — Реклама),

в присутствии представителя ООО «МФО «ЛД-Групп» по доверенности от 12.01.2016, гр. К., в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате, времени, месте рассмотрения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Марийским УФАС России был произведен мониторинг рекламы печатного издания, распространенного на территории Республики Марий Эл.

В ходе мониторинга была обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламно-информационном издании «PRO Город. Йошкар-Ола» № 46 (118) от 21.11.2015 на странице 19, по предоставлению займов «Leгко Dеньги» ООО «МФО «ЛД-Групп»: «Легко Деньги. Займы всем 1%».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Информация о финансовых услугах ООО «МФО «ЛД-Групп» по предоставлению займов «Легко Деньги. Займы всем 1%», размещенная в рекламно-информационном еженедельнике «PRO Город. Йошкар-Ола» является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); не содержит указания на конкретный субъект ее получения; формирует и поддерживает интерес к рекламируемой информации и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Частью 3 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребительском кредите (займе), для заемщика и влияющие на нее.

Статьей 5 Закона о потребительском кредите (займе) установлены условия договора потребительского кредите (займа). К ним относятся в частности требования к заемщику, которые установлены кредитором и выполнение которых является обязательным для предоставления потребительского кредита (займа), суммы потребительского кредита (займа) и сроки его возврата, процентные ставки в процентах годовых, диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа) и иные условия (часть 4 статьи 5 Закона о потребительском кредите (займе).

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость потребительского займа, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке займа, платежах и комиссиях по операциям.

Согласно пункту 2.1 общих условий договора займа ООО «МФО «ЛД-Групп», утвержденных генеральным директором общества, по договору займа общество передает в собственность заемщику денежные с средства (заем) на условиях возвратности, платности и срочности в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а заемщик обязуется вернуть заем и выплатить проценты за пользование займом в порядке, установленном общими условиями и индивидуальными условиями договора займа.

Согласно общим условиям минимальная сумма займа составляет 2 000 (две тысячи) рублей, максимальная – 30 000 (тридцать тысяч) рублей, срок предоставления займа - 7-21 день, а процентная ставка 365 % годовых (или 1% в день). Заем предоставляется в рублях и не является целевым.

В рассматриваемой рекламе содержится только привлекательное условие оказания финансовых услуг, а именно: информация о минимальной процентной ставке в размере 1 % для всех. Вместе с тем условия, которые позволили бы потребителю правильно и в полном объеме оценить приемлемость условий получения необходимой ему услуги займа, в рассматриваемой рекламе отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, Комиссией УФАС России установлено, что в рассматриваемой рекламе займов отсутствует информация о минимальном и максимальном размере суммы займа, о минимальном и максимальном сроке займа, а также отсутствует информация об иных условиях предоставления займов.

Так как указание в рассматриваемой рекламе условий предоставления займа направлено на формирование у потенциального заемщика желания воспользоваться финансовой услугой, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.

Таким образом, реклама «Легко Деньги. Займы всем 1%» не содержит существенных условий о займе, следовательно, не соответствует требованиям части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В письменных пояснениях (вх. № 16126 от 21.12.2015) ИП К. указал, что спорная реклама была размещена на основании заявки на размещение рекламы №1 от 01.11.2015 и договора на размещение рекламной информации № 3935 от 01.11.2015, заключенного между ИП К. и гр. К.

Согласно письменным пояснениям ООО «МФО «ЛД-Групп» (№ 15493 от 08.12.2015) гр. К. является руководителем обособленного подразделения общества на основании трудового договора от 10 февраля 2015 года № 76 и приказа о переводе работника на другую работу от 25.02.2015 № ЛДБ00000002. ООО «МФО «ЛД-Групп» указало, что гр. К. подала заявку на размещение спорной рекламы как физическое лицо в целях привлечения клиентов.

Согласно письму ПАО «МТС» (вх. № 16224 от 23.12.2015) указанный в спорной рекламе телефонный номер <...> ………3 принадлежит ООО «МФО «ЛД-Групп» на основании договора об оказании услуг связи № 116309830940 от 01.10.2014.

Согласно письму ПАО «Вымпел-Коммуникации» (вх. № 02 от 11.01.2016) телефонный номер <...> ………7, также указанный в спорной рекламе, принадлежит гр. Д. на основании договора об оказании услуг связи № 513012476 от 18.03.2014.

Согласно статье 1225 ГК РФ средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, являются в том числе фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения.

В спорной рекламе используется коммерческое обозначение общества «Lегко Dеньги» (в настоящее время находится в стадии регистрации в качестве товарного знака), телефон горячей линии ООО «МФО «ЛД-Групп» 8………3, реквизиты юридического лица (ИНН: 1655286592, ОГРН: 1141690011176), следовательно, реклама: «Легко Деньги. Займы всем 1%» привлекает внимание к деятельности по представлению займов ООО «МФО «ЛД-Групп» и размещена в его интересах.

На заседании Комиссии 29 февраля 2016 гр. К. пояснила, что, посоветовавшись с менеджером Газеты «PRO Город», разместила спорную рекламу ООО «МФО «ЛД-Групп» как физическое лицо. Целью размещения рекламы было привлечение клиентов. Также гр. К указала, что макет спорной рекламы был изготовлен менеджером Газеты «PRO Город» и согласован сторонами. Гр. К. является фактическим пользователем телефонного номера 8………7, однако, в письменных пояснениях вх. № 3655 от 23.03.2016 отметила, что указанным телефонным номером не пользуется.

На заседании Комиссии ООО «МФО «ЛД-Групп» пояснило, что право подавать заявки и подписывать договоры на размещение рекламы от лица общества имеет только директор общества, доверенности на размещение рекламы никому не выдаются, иное лицо не уполномочено размещать рекламу, в связи с этим гр. К. разместила рекламу самостоятельно, не в интересах общества.  

Антимонопольный орган считает указанный довод несостоятельным ввиду следующего.

В ходе проведения мониторинга печатных изданий, распространяемых на территории Республики Марий Эл, выявлена реклама «Lегко Dеньги. Акция! Займы всем под 1%», размещенная на странице 1 в информационном издании «Вестник района» № 3 (10526) от 28.01.2016. Согласно представленным документам АУ «Газета «Вестник района» (№ вх. 3974 от 29.03.2016) указанная реклама была размещена на основании заявки на размещение рекламы в форме электронной переписки между редакцией газеты и гр. К. (адрес эл. почты ***), осуществляющей деятельность от лица руководителя обособленного подразделения № 70 г. Йошкар-Олы. Макет указанной рекламы был согласован сторонами и размещен на основании договора от 08.11.2015 на оказание рекламно-информационных услуг, заключенного между редакцией АУ «Газета «Вестник района» и ООО «МФО «ЛД-Групп» в лице директора С. Исполнение указанного договора подтверждается актом № 0000-000010 от 25.01.2016 об оказании услуг, подписанного сторонами, а также платежным документом № 171 на сумму 4 224 руб. от ООО «МФО «ЛД-Групп».

Указанные доказательства, имеющиеся в материалах дела, подтверждают тот факт, что гр. К. имеет право осуществлять деятельность по подаче заявок, согласованию макетов рекламы, размещению рекламы в печатных изданиях от лица и в интересах общества без специальной доверенности на осуществление такой деятельности от лица общества.

Таким образом, учитывая, что гр. К. является руководителем обособленного подразделения, наличие в спорной рекламе индивидуализирующих признаков ООО «МФО «ЛД-Групп», Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО «МФО «ЛД-Групп» является рекламодателем и рекламопроизводителем рекламы «Легко Деньги. Займы всем 1%», ИП К. – рекламораспространителем.

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 данного закона предусмотрена ответственность рекламодателя.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе со стороны ООО «МФО «ЛД-Групп».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу «Легко Деньги. Займы всем 1%», размещенную в рекламно-информационном издании «PRO Город. Йошкар-Ола» № 46 (118) от 21.11.2015 на странице 19 следующего содержания:

 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «МФО «ЛД-Групп» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о рекламе решение антимонопольного органа может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

Председатель Комиссии                                                                               

 

Члены комиссии:        

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

ПО ДЕЛУ № 03-21/02-2016

 

«01» апреля 2016 года                                                                          г. Йошкар - Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии

член Комиссии

член Комиссии

на основании своего решения от «01» апреля 2016 года по делу № 03-21/02-2016 о признании ненадлежащей рекламы «Легко Деньги. Займы всем 1%», размещенной в рекламно-информационном издании «PRO Город. Йошкар-Ола» № 46 (118) от 21.11.2015 на странице 19, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью «МФО «ЛД-Групп» в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы с нарушением части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. ООО «МФО «ЛД-Групп» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.

 

Пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                              

Члены Комиссии

                                                                                  

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны