Решение №03-21/03-2017 решение 03-21/03-2017 от 12 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/03-2017

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«17» февраля 2017 года г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «09» февраля 2017 года

Полный текст решения изготовлен: «17» февраля 2017 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии,

член Комиссии,

член Комиссии,

рассмотрев дело № 03-21/03-2017, возбужденное по признакам нарушения пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), при размещении рекламы ООО «Перспектива» об оказании услуг по обучению массажу в системе Яндекс Директ «Школа массажа Панфилова! Полноценное обучение! Практикующие мастера. Выдается сертификат! Торопись! рer21.ru», «Школа массажа Панфилова! Полноценное обучение! Практикующие мастера. Выдается сертификат! Торопись! рer12.ru»,

в присутствии на заседании комиссии:

представителя ООО «Перспектива» Т.,действующего на основании доверенности от 01.02.2017,

представителя ИП П., Щ., действующего на основании доверенности от 01.12.2014,

в отсутствие ООО «еЛама» (надлежащим образом извещено, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя),

в отсутствие ООО «Яндекс» (надлежащим образом извещено, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) поступило заявление от 18.10.2016 (вх. № 12741) ИП П. на неправомерные действия, выразившиеся в распространении сведений об оказании услуг по обучению массажу в системе Яндекс Директ следующего содержания: «Школа массажа Панфилова! Полноценное обучение! Практикующие мастера. Выдается сертификат! Торопись! Авторские методики. Индивидуальный подход. Гарантии трудоустройства. per12.ru». Также при рассмотрении поступивших материалов антимонопольным органом установлено, что в системе Яндекс.Директ также размещалась реклама следующего содержания: Школа массажа Панфилова! Полноценное обучение! Практикующие мастера. Выдается сертификат! Торопись! Авторские методики. Индивидуальный подход. Гарантии трудоустройства. per21.ru» (далее – Реклама).

По факту размещения указанной рекламы Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/03-2017 по признакам нарушения пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон о рекламе).

Письмом от 23.12.2016 №АК/89882/16 ФАС России передала Марийскому УФАС России полномочия на возбуждение и рассмотрение дела по факту распространения рекламы в системе Яндекс Директ.

ИП П. в заявлении от 18.10.2016 (вх. № 12741) указал, что размещение рассматриваемой рекламы в системе Яндекс.Директ является актом недобросовестной конкуренции, поскольку организация, разместившая данную рекламу не связана с деятельностью индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по обучению массажу и использующего в своей деятельности словосочетание «школа массажа Панфилова».

ИП П. осуществляется образовательная деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности от 02.06.2016 №196. Индивидуальный предприниматель указал, что к отличительным особенностям осуществления образовательной деятельности ИП П. является обучающий персонал, разработанные образовательные программы, документы, выдаваемые по результатам обучения. Также особенностью образовательной программы является ее практическая направленности, возможности за короткий курс (32 часа) овладеть навыками массажа.

ООО «Перспектива» в письменных пояснениях от 05.12.2016 вх.№14479, от 06.02.2017 №1004 указало, что деятельность общества носит исключительно информационно-консультационный характер. ООО «Перспектива» является организатором обучающих курсов путем приглашения специалистов. При этом по итогам прохождения курсов не выдаются дипломы, аттестаты, прохождение курсов не сопровождается сдачей экзаменов, проведением итоговой аттестации. Также, в соответствии с Приложением к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966, указанная деятельность не подлежит лицензированию.

Представитель ООО «Перспектива» на заседании комиссии пояснил, что система Яндекс.Директ позволяет любому пользователю разместить объявление, в том числе со ссылкой на сайт любой организации, поэтому заявитель не вправе утверждать о размещении рассматриваемой рекламы именно сотрудниками ООО «Перспектива». Кроме того, представитель ООО «Перспектива» также отметил, что поскольку исключительное право заявителя на товарный знак либо обозначение «школа массажа Панфилова» не зарегистрировано, ИП П. не вправе заявлять какие-либо требования, связанные с использованием данного словесного обозначения. Также, по смыслу пункта 1 статьи 19 ГК индивидуализирующими признаками физического лица являются в совокупности его имя, фамилия и отчество. В рекламе не приводится имени и отчества, следовательно, не может быть признано, что в рассматриваемом рекламном объявлении речь идет именно об ИП П.

По мнению ООО «Перспектива», общество не допускало нарушение действующего законодательства о рекламе.

ООО «Яндекс» в письменных пояснениях от 08.02.2017 вх.№1131 указало, что сервис Яндекс.Директ представляет собой систему размещения поисковой и тематической контекстной рекламы в сети интернет. При этом способами размещения рекламы являются заключение договора присоединения путём акцепта рекламодателем оферты на оказание услуг, рекламодатель самостоятельно осуществляет подготовку и редактирование рекламной компании, в том числе ее составление и изменение. Также у рекламодателей сервиса Яндекс.Директ существует возможность размещать рекламные объявления с использованием прикладных программ, взаимодействующих с системой Яндекс.Директ через API адреса. Рассматриваемая реклама размещалась на основании договора, заключенного между ООО «Яндекс» и ООО «еЛама», при этом ООО «еЛама» выступая в качестве агентства, обязалось предоставлять для размещения только те материалы, которые соответствуют требованиям действующего законодательства. Также общество пояснило, что размещаемые объявления проходят автомодерацию с помощью программно-технических средств на предмет проверки требованиям действующего законодательства. Вместе с тем, ООО «Яндекс» указало, что признает нарушение требований пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе связи с отсутствием у рекламодателя лицензии на осуществление образовательной деятельности. Указанное нарушение было допущено в связи с введением общества в заблуждение, поскольку при проверке сайта www.per12.ru на нем имелись сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности.

ООО «еЛама» в письменных пояснениях от 29.11.2016 вх.№14092 указало, что директор ООО «Перспектива» Р. проходил процедуру регистрации на сайте elama.ru. Взаимодействие между ООО «еЛама» и рекламодателями осуществляется путем регистрации на указанном сайте и принятия договора-оферты, размещенной в сети Интернет elama.ru/dogovor/elama_oferta.pdf. После регистрации у пользователей появляется возможность создавать рекламные кампании заданной тематики и устанавливает настройки по ее размещению. ООО «еЛама» указало, что не проверяет соответствие рекламных материалов на соответствие требованиям законодательства о рекламе, поскольку не имеет доступа к личным кабинетам пользователей. Сервис eLama представляет технические возможности по упрощению запуска рекламных кампаний, управлению ставками и аналитику рекламы на интернет-площадке.

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные в ходе рассмотрения материалы и документы, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, указанная в рассматриваемой объявлении, является рекламой, так как распространена в сети Интернет, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются услуги по обучению массажу, «школа массажа Панфилова», а также сайты компании per12.ru, per21.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрены общие требования к рекламе, в соответствии с которой реклама должна быть добросовестной и достоверной.

В силу пункта 4 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Статья 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности содержит общий запрет недобросовестной конкуренции, под которой понимаются всякие акты, противоречащие честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной, или торговой деятельности конкурента (пункт 1 параграфа 3).

Также на основании статьи 14.6 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе: 1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации; 2) копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо установить, что лицо, совершившее противоправное деяние, и другой хозяйствующий субъект являлись конкурентами, то есть присутствовали в одном сегменте товарного рынка; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия причинили или могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта (конкурента).

Комиссией Марийского УФАС при рассмотрении дела установлено, что ИП П. осуществляется образовательная деятельность по обучению массажу на основании лицензии на ведение образовательной деятельности от 02.06.2016 №196, выданной Министерством образования и науки Республики Марий Эл. Из поступивших материалов следует, что ИП П. ведет образовательную деятельность на территории города Йошкар-Олы. Из пояснений представителя ИП П. на заседании комиссии также следует, что фактически имеется возможность предоставлять услуги по дистанционному обучению лицам, проживающим в соседних регионах (Республика Чувашия, Республика Татарстан) (протокол заседания комиссии от 09.02.2017).

Из протоколов осмотра сайтов per12.ru от 11.11.2016, per21.ru от 19.12.2016 следует, что ООО «Перспектива» фактически осуществляет деятельность по обучению массажу на территории г. Чебоксары и на территории города Йошкар-Олы. Из содержания контактной информации на сайте per12.ru и представленного в материалы дела договора аренды нежилого помещения, заключенного между ООО «Перспектива» и ИП М. от 05.04.2016 следует, что в городе Йошкар-Оле деятельность по проведению различных курсов, в том числе курсов массажа, осуществляется по адресу ул. Советская, 101.

На основании изложенного, ООО «Перспектива» и ИП П. являются хозяйствующими субъектами-конкурентами, действующими на одном товарном и территориальном рынке в географических границах Республики Марий Эл и Чувашской Республики.

К отличительным особенностям осуществления образовательной деятельности ИП П. относится наличие квалифицированного обучающего персонала, разработанные образовательные программы, документы, выдаваемые по результатам обучения. Особенностью образовательной программы является ее практическая (прикладная) направленность, наличие учебных планов, обучение в сжатые сроки (от 6 до 32 часов) в зависимости от курса.

ИП П. использует обозначение «Школа массажа Панфилова», в том числе при описании деятельности в сети интернет (социальных сетях), на интернет-сайте panfilov-school.ru, используя следующее обозначение:

Элементами используемого наименования являются слово «школа», фамилия «Панфилов». Согласно толковому словарю Ефремовой Т.Ф. «школа» - это учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание; здание, в котором помещается такое заведение.

На основании представленных в материалы дела документов и пояснений, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что наименование (обозначение) «Школа массажа Панфилова» является индивидуализирующим при оказании ИП П. образовательных услуг по обучению массажу.

Напротив, ООО «Перспектива» не имеет каких - либо связей с наименованием (обозначением) «Школа массажа Панфилова». ООО «Перспектива» не предоставлено право на ведение образовательной деятельности (общество не имеет лицензии на оказание образовательных услуг), а также на ведение деятельности с использованием методик ИП П.Также в ходе рассмотрения дела не подтверждено наличие оснований для использования ООО «Перспектива» фамилии «Панфилов» как одного из индивидуализирующих признаков физического лица.

Использование в рекламе ООО «Перспектива» идентичного наименования «Школа массажа Панфилова», которое используется ИП П..способно вызвать у потребителей смешение в отношении услуг, оказываемых данными хозяйствующими субъектами, что является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 4 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку в рекламе неправомерно использовано обозначение иного хозяйствующего субъекта, что способно вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента, с его услугами, вводимыми в гражданский оборот.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Для оказания образовательных услуг, являющихся составной частью медицинской помощи, необходимо наличие специального разрешения (лицензии), выданной в порядке, предусмотренном пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Также в соответствии со статьей 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В соответствии с частью 15 статьи 60 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

Пунктом 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 года № 1008 (зарегистрирован в Минюсте России 27 ноября 2013 года № 30468) (далее - Порядок) предусмотрено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально.

В рассматриваемой рекламе имеются ссылки на сайты per12.ru, per21.ru.

Из протоколов осмотра указанных сайтов следует, что учебный центр «Перспектива» реализует комплекс основных характеристик по обучению: так по программе «Обучение массажу» предусмотрено прохождение обучения курсом, обучение технике и методике работы, приемам массажа, изучение физиологических основ, гигиенических основ массажа, средств, используемых для данной процедуры, изучение противопоказаний и показаний. Также на сайтах имеются сведения о планируемых результатах обучения, сроке обучения (36 часов), преподавательском составе, формах аттестации (экзамен), выдаваемом документе по окончании обучения (сертификат).

Из пояснений представителя ООО «Перспектива» осуществляет комплекс мероприятий, включающих семинары, мастер-классы, лекции, по итогам прохождения которых выдается сертификат (протокол заседания комиссии от 09.02.2017).

Комиссией отклоняются доводы ООО «Перспектива» о том, что оказываемые услуги не подлежат лицензированию в силу того, что оказываемые услуги не являются услугами по реализации общеобразовательных программ в соответствии с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки, с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению, в том числе дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ, дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных предпрофессиональных программ, дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки.

Из пояснений Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 22.11.2016 вх.№13732 следует, что согласно имеющимся на сайте per12.ru сведений ООО «Перспектива» при реализации курса «Массаж» реализует дополнительную общеразвивающую программу (вид образования: дополнительное образование; подвид дополнительного образования: дополнительное образование детей и взрослых.

Также согласно ответу Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 18.11.2016 вх.№13740 образовательная деятельность, осуществляемая ООО «Перспектива», подлежит лицензированию.

В связи с вышеизложенным, по мнению уполномоченных органов, деятельность ООО «Перспектива» подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссия Марийского УФАС России на основании сведений, имеющихся на сайтах ООО «Перспектива» о реализуемых программах по обучению массажу, с учетом письменных пояснений органов, уполномоченных в области лицензирования образовательной деятельности, приходит к выводу о том, что ООО «Перспектива» фактически ведет образовательную деятельность, реализуя программы дополнительного образования, в том числе по обучению курсам массажа.

Следовательно, рассматриваемая реклама является рекламой образовательных услуг, на оказание которых требуется лицензия на осуществление образовательной деятельности.

В то же время из ответов Министерства образования и науки Республики Марий Эл, Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики следует, что ООО «Перспектива» не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе, поскольку представляет собой рекламу услуг, на оказание которых не получена лицензия на осуществление образовательной деятельности.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения дела Марийским УФАС России установлено, что предпринимательскую деятельность по обучению на различных курсах, в том числе на курсах массажа, осуществляет ООО «Перспектива».

Согласно ответу регистратора ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» администратором доменного имени per12.ru является Р.Также согласно пояснениям представителя ООО «Перспектива» Р. доменного является администратором имени per21.ru (протокол заседания от 09.02.2017).

Кроме того, абонентский номер <...> , указанный в качестве контактного на сайте, выделен ООО УЦ «Перспектива» на основании договора на оказание услуг связи от 08.02.2016 №Е2898186, заключенного с АО «Эр-Телеком Холдинг».

Р. является директором ООО «Перспектива» (ИНН 2130164733, ОГРН 1152130016257, адрес места регистрации: пр.Ленина, д.6а, г.Чебоксары, Чувашская Республика).

Из материалов дела следует, что размещение рекламных материалов осуществлено директором общества Р. на рекламных площадках в сети интернет (письменные пояснения ООО «Перспектива» от 29.11.2016 вх.№14081).

Из ответа ООО «еЛама» от 29.11.2016 вх.№14092 следует, что директор ООО «Перспектива» Р. проходил процедуру регистрации на сайте elama.ru.

Взаимодействие между ООО «еЛама» и рекламодателями осуществляется путем регистрации на указанном сайте и принятия договора-оферты, размещенной в сети Интернет elama.ru/dogovor/elama_oferta.pdf. Согласно п.2.1, 3.3 Приложения №1 к договору –оферте рекламодатель определяет содержание рекламной информации и самостоятельно осуществляет размещение рекламы на интернет-площадках. Также в соответствии с пунктом 7.9 договора-оферты рекламодатель как клиент сервиса eLama.ru несет всю ответственность за соблюдение всех требований действующего законодательства, в том числе законодательства РФ о рекламе.

Размещение указанной рекламы на рекламных площадках в сети Интернет осуществлялось на основании договора возмездного оказания услуг от 01.03.2015 №32244/15, заключенного между ООО «Яндекс» и ООО «еЛама». Согласно указанному договору ООО «Яндекс» (рекламораспространитель) приняло на себя обязательство оказывать ООО «еЛама» (агентству) рекламные услуги, связанные с размещением в сети интернет предоставленных агентством рекламных материалов третьих лиц. В силу пункта 2.4 указанного договора ООО «еЛама» гарантирует, что размещение Яндексом рекламных материалов не влечет за собой нарушение каких-либо прав третьих лиц и действующего законодательства. Кроме того, в силу 6.4 указанного договора ООО «еЛама» самостоятельно несет ответственность за соблюдение всех требований законодательства, в том числе законодательства о рекламе.

ООО «Яндекс» письмами от 13.12.2016 вх.№14854, представило скриншоты рекламных объявлений, размещенных в системе Яндекс.Директ, статистику показа объявлений (с текстом «Школа массажа Панфилова! Полноценное обучение! Практикующие мастера. Выдается сертификат! Торопись! рer21.ru» в период с 19.05.2016 по 29.11.2016, с текстом «Школа массажа Панфилова! Полноценное обучение! Практикующие мастера. Выдается сертификат! Торопись! рer12.ru» в период с 27.06.2016 по 29.11.2016), скриншоты интерфейса модерации, из которых следует, что размещение рассматриваемой рекламы осуществлено пользователем «Влад учебный центр (elama-16049623)».

Представитель ООО «Перспектива» на заседании комиссии подтвердил, что рассматриваемая реклама размещалась в интересах ООО «Перспектива» (протокол заседания от 09.02.2017).

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Перспектива».

ООО «Яндекс» является владельцем и администратором домена www.yandex.ru.

Условиями договора, заключенного между ООО «Яндекс» и ООО «еЛама» определено, что в случае, если рекламируемая деятельность подлежит лицензированию, ООО «еЛама» обязано предоставить ООО «Яндекс» надлежащим образом заверенные копии соответствующих лицензий. (п.2.2.2 договора). Кроме того, ООО «Яндекс» вправе отклонить любые предоставленные ООО «еЛама» материалы, а также приостановить размещение материалов, в случае, если материалы не соответствуют требованиям, в том числе требованиям законодательства РФ. (п.2.2.1 договора). Согласно письменным пояснениям ООО «Яндекс» от 08.02.2017 вх.№1131, общество обладает комплексом автомодерации, позволяющим осуществлять морфологический и лингвистический анализ предоставленных рекламных объявлений, а также содержание страниц сайтов, на которые делается ссылка в рекламном объявлении на соответствие требованиям действующего законодательства и требованиям Яндекса. Кроме того, в отдельных случаях ООО «Яндекс» проводится проверка рекламных объявлений вручную для принятия решения о допуске рекламных объявлений к размещению.

Также согласно условиям пункта 2.2.1, 6.4 договора, заключенного между ООО «Яндекс» и ООО «еЛама», ООО «еЛама» обязуется предоставлять для размещения только те материалы, которые соотвесттвуют требованиям действующего законодательства. Кроме того, ООО «еЛама» самостоятельно несет ответственность за соблюдение всех требований законодательства, в том числе законодательства о рекламе, об интеллектуальной собственности, но не ограничиваясь перечисленным, в отношении содержания и формы материалов.

Комиссия Марийского УФАС России проанализировав имеющиеся документы и доказательства, полагает, что фактическое доведение рекламы до пользователей сети Интернет осуществляет ООО «Яндекс», действия общества отвечают буквальному определению понятия, данному в пункте 7 статьи 3 Закона о рекламе в отношении рекламораспространителя – распространение рекламы с использованием любых средств, в данном случае — системы Яндекс.Директ.

При этом, положения договора, заключенного между ООО «еЛама» и ООО «Яндекс», устанавливающие ответственность ООО «еЛама» за соответствие размещаемых объявлений требованиям действующего законодательства, не исключают обязанности ООО «Яндекс» по соблюдению требований действующего законодательства о рекламе, так как указанные положения договора, являются обеспечительной мерой в рамках гражданско-правовых отношений между указанными лицами, а не административных.

На основании изложенного, Комиссия приходит к итоговому выводу о том, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Яндекс», что обществом не оспаривается.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований статьи 7 Закона о рекламе установлена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя. Также ответственность за нарушение требований части 2 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает необходимым выдать предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Яндекс», ООО «Перспектива».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу «Школа массажа Панфилова! Полноценное обучение! Практикующие мастера. Выдается сертификат! Торопись! рer21.ru», «Школа массажа Панфилова! Полноценное обучение! Практикующие мастера. Выдается сертификат! Торопись! рer12.ru», размещенную в сети Интернет в системе Яндекс.Директ, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 2 статьи 5, пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Яндекс», обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны