Решение б/н решение и предписание по делу № 03-21/04-2016 от 17 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 03-21/04-2016 о признании рекламы ненадлежащей

 

«04» марта 2016 года                                                                     г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «01» марта 2016 года.

Полный текст решения изготовлен: «04» марта 2016 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе

в составе: председатель Комиссии и члены Комиссии,

рассмотрев дело № 03-21/04-2016, возбужденное по признакам нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении ООО «Креатив», выразившимся в распространении рекламы «Последняя возможность пройти лечение у китайских врачей ….со 2 по 13 декабря», «Последняя возможность пройти лечение у китайских врачей ….с 14 по 24 декабря» в номерах газеты «Pro Город Йошкар-Ола» №47(119) от 28 ноября 2015 года на странице 9, №48 (120) от 05 декабря 2015 года на странице 11 следующего содержания:

Далее-Реклама,

в присутствии: Ж. (паспорт <...> и представителя ООО «Креатив» доверенности,

в отсутствие иных лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом извещённых о дате, месте, времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

Дело о нарушении законодательства о рекламе возбуждено в отношении ООО «Креатив» по признакам нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – закон о рекламе), выразившимся в распространении рекламы с недостоверной информацией относительно возможности приобретения услуг в определенное время.

Основанием для возбуждения дела явился проведенный специалистами отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) мониторинг рекламы, размещенной в газете «Pro Город Йошкар-Ола», в результате которого в номере №47(119) от 28 ноября 2015 года на странице 9 газеты «Pro Город Йошкар-Ола» обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства о рекламе, следующего содержания:

Также в следующем номере газеты «Pro Город Йошкар-Ола» №48 (120) от 05 декабря 2015 года на странице 11 размещена аналогичная реклама следующего содержания:

ООО «Креатив» в письменных пояснениях от 30.12.2015 вх.№16556 сообщило, что курсы иглорефлексотерапии и массажа проводились китайскими специалистами, которые работали в г. Йошкар-Ола на основании разрешений на работу иностранным гражданам, а также заключенных трудовых договоров с ООО «Креатив».

ООО «Креатив» также указало, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является коммерческий директор общества Ж., так как именно им были сделаны заявки на размещение рассматриваемой рекламы в газете «Pro Город Йошкар-Ола» и произведена оплата за размещение рекламы.

Ж. в письменных пояснениях от 24.02.2016 вх. №2219 указал, что оказание услуг китайскими специалистами планировалось до середины декабря 2015 года, поэтому в рекламе, вышедшей в номере газеты «Pro Город Йошкар-Ола» №47(119) от 28 ноября 2015 было указано, что имеется «Последняя возможность пройти лечение у китайских врачей», при этом указан период оказания услуг: «….со 2 по 13 декабря». После выхода указанной рекламы исходя из количества звонков потенциальных клиентов предполагалось продлить работу китайских специалистов, на основании чего было принято решение о повторной публикации рекламы «Последняя возможность пройти лечение у китайских врачей» и в следующем номере газеты «Pro Город Йошкар-Ола» №48 (120) от 05 декабря 2015 года, с указанием периода оказания услуг «с 14 по 24 декабря». Поскольку отсутствовал дальнейший спрос на услуги, оказываемые врачом-иглорефлексотерапевтом и массажистами, было принято решение об отъезде китайских специалистов, 16.12.2015 трудовые договоры с ними были расторгнуты.

В устных пояснениях на заседании комиссии от 01.03.2016 Ж. указал, что заявки на размещение рекламы «Последняя возможность пройти лечение у китайских врачей …. с 14 по 24 декабря» были сделаны им устно менеджерам газеты «Pro Город Йошкар-Ола», при этом в рекламном модуле был изменен лишь период оказания услуг «с 14 по 24 декабря».

Марийским УФАС России в ходе рассмотрения дела установлено следующее.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания текста рекламной информации, содержащегося в рассматриваемой рекламе следует, что объектом рекламирования являются медицинские услуги по проведению иглотерапии, массажа.

Комиссией Марийского УФАС России при рассмотрении дела установлено, что медицинские услуги в клинике «Белая Орхидея» по адресу ул. Я.Эшпая, 156 «б» оказывает ООО «Креатив».

ООО «Креатив» занимается медицинской деятельностью (в том числе оказанием услуг по медицинскому массажу и рефлексотерапии) согласно лицензии №ЛО-12-01-000364 от 10.12.2012, выданной Министерством здравоохранения Республики Марий Эл.

Кроме того, ООО «Креатив» в письменных пояснениях от 30.12.2015 вх.№16556 пояснило, что курсы иглоукалывания и массажа проводились китайскими специалистами, в подтверждение чего общество представило копии заключенных трудовых договоров от 27.11.2015 №2 с Лин Юнь, от 27.11.2015 №1 с Чжао Сиинь.

В статье 5 Закона о рекламе содержатся общие требования к рекламе, а именно: реклама должна быть добросовестной и достоверной.

На основании пункта 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной является реклама, которая содержит недостоверные сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

В рассматриваемой рекламе потребителям сообщается, что имеется «последняя возможность пройти лечение у китайских врачей», также указан срок, в течение которого проводится последний курс лечения доктором Джао – с 2 по 13 декабря, с 14 по 24 декабря.

При рассмотрении дела установлено, что китайские специалисты работали в ООО «Креатив» фактически до 16.12.2015, что подтверждается копиями приказов об увольнении китайских специалистов №24/3 от 16.12.2015, №24/1 от 16.12.2015.

Согласно письменным и устным пояснениям Ж., а также ООО «Креатив» оказание услуг китайскими специалистами в клинике «Белая орхидея» планировалось до середины декабря 2015 года, поэтому в рекламе, вышедшей в номере газеты «Pro Город Йошкар-Ола» №47(119) от 28 ноября 2015 было указано, что имеется «Последняя возможность пройти лечение у китайских врачей», при этом указан период оказания услуг: «….со 2 по 13 декабря». После выхода указанной рекламы по звонкам потенциальных клиентов предполагалось продлить работу китайских специалистов, на основании чего было принято решение о публикации рекламы «Последняя возможность пройти лечение у китайских врачей» в следующем номере газеты «Pro Город Йошкар-Ола» №48 (120) от 05 декабря 2015 года, с указанием периода оказания услуг «с 14 по 24 декабря». Поскольку отсутствовал дальнейший спрос на услуги, оказываемые врачом-иглорефлексотерапевтом и массажистами, было принято решение об отъезде китайских специалистов, 16.12.2015 трудовые договоры с ними были расторгнуты.

Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама «Последняя возможность пройти лечение у китайских врачей ….со 2 по 13 декабря», размещенная в номере газеты «Pro Город Йошкар-Ола» №47(119) от 28 ноября 2015 года на странице 9, содержит недостоверные сведения относительно условий приобретения медицинских услуг, а именно недостоверные сведения относительно сроков, в течении которых потребители могут воспользоваться услугами китайских врачей, поскольку фактически приобретение услуг иглорефлексотерапии и массажа было доступно потребителям и после 13 декабря 2015 года.

При этом реклама «Последняя возможность пройти лечение у китайских врачей ….со 14 по 24 декабря» размещенная в номере газеты «Pro Город Йошкар-Ола» №48 (120) от 05 декабря 2015 года на странице 11 также содержит недостоверные сведения относительно условий приобретения медицинских услуг, а именно недостоверные сведения относительно сроков, в течении которых потребители могут воспользоваться услугами китайских врачей, поскольку фактически приобретение услуг иглорефлексотерапии и массажа в ООО «Креатив» было невозможно после 16 декабря 2015 года.

Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Содержание рассматриваемой рекламы вводит конечных потребителей в заблуждение относительно сроков, в течение которых могут быть получены услуги иглорефлексотерапии и массажа, оказываемые в салоне «Белая орхидея», а, следовательно, данная реклама является ненадлежащей, нарушает требование пункта 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «Город 12» является учредителем средства массовой информации газеты «PRO Город Йошкар-Ола». Редакцией газеты «PRO Город Йошкар-Ола» является ИП К. В соответствии с п.1.4 Устава СМИ газеты «PRO Город Йошкар-Ола» ИП К. является редакцией средства массовой информации - газеты «PRO Город Йошкар-Ола». Также в соответствии с п. 4.3 Устава редакция вправе самостоятельно осуществлять выпуск газеты, осуществлять переписку с гражданами, учитывать их интересы и предложения. Кроме того, между ИП К. и ООО «Город 12» заключен и действует договор купли-продажи печатных площадей №16 от 12.08.2013, в соответствии с которым ИП К. вправе использовать печатные площади по своему усмотрению, а также размещать рекламу третьих лиц.

На основании изложенного, Марийское УФАС России приходит к выводу о том, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП К. как редакция средства массовой информации.

Из материалов, представленных в антимонопольный орган следует, что указанная реклама размещалась на основании заявки, сделанной коммерческим директором ООО «Креатив» Ж., о чем свидетельствует договор №3977 от 02.11.2015, заключенный между ИП К. и Ж., а также акты от 5264 от 28.11.2015 на сумму 15672 рублей, №5071 от 12.12.2015 на сумму 15672 рублей, квитанция об оплате отказанных услуг от 28.12.2015.

Проанализировав представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, рассматриваемая реклама была размещена с целью привлечения внимания потенциальных клиентов к услугам, оказываемым ООО «Креатив», объектом рекламирования являлись услуги иглорефлексотерапии и массажа, оказываемые обществом. Прямой коммерческий интерес к размещению рассматриваемой рекламы с целью увеличения количества клиентов имеет именно ООО «Креатив».

Комиссией отклоняются доводы ООО «Креатив», а также Ж. о том, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является коммерческий директор общества Ж., поскольку в рассматриваемом случае действия коммерческого директора Ж. по размещению рекламы салона «Белая орхидея» и услуг проведения курсов иглорефлексотерапии и массажа, оказываемых китайскими врачами в газете «PRO Город Йошкар-Ола» Марийское УФАС России признает совершенными им от имени и в интересах ООО «Креатив».

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Креатив».

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 данного закона предусмотрена ответственность рекламодателя.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В настоящий момент доказательств, свидетельствующих о прекращении ООО «Креатив» нарушения законодательства о рекламе, в материалы дела не представлено.

Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает, что в данном случае есть основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе со стороны ООО «Креатив».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу «Последняя возможность пройти лечение у китайских врачей ….со 2 по 13 декабря», «Последняя возможность пройти лечение у китайских врачей ….с 14 по 24 декабря», опубликованную в номерах №47(119) от 28 ноября 2015 года на странице 9, №48 (120) от 05 декабря 2015 года на странице 11 газеты «Pro Город Йошкар-Ола», поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Креатив» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                        

Члены комиссии:                                                                                   

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

ПО ДЕЛУ № 03-21/04-2016

 

«04» марта 2016 г.                                                                  г. Йошкар - Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела Фадеева М.В.;

член Комиссии – специалист 1 разряда отдела юридической работы и обеспечения текущей деятельности Богданова А.М.;

член Комиссии –специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Журавлева Н.В.;

на основании своего решения от «04» марта 2016 г. по делу № 03-21/04-2016 о признании ненадлежащей рекламы «Последняя возможность пройти лечение у китайских врачей ….со 2 по 13 декабря», «Последняя возможность пройти лечение у китайских врачей ….с 14 по 24 декабря», опубликованной в номерах №47(119) от 28 ноября 2015 года на странице 9, №48 (120) от 05 декабря 2015 года на странице 11 газеты «Pro Город Йошкар-Ола», в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «Креатив» (ИНН 1215125266, ОГРН 1071215008590) в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы салона «Белая орхидея» и услуг проведения курсов иглорефлексотерапии и массажа, оказываемых китайскими врачами с нарушением требований пункта 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

2. ООО «Креатив» (ИНН 1215125266, ОГРН 1071215008590) представить в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.

 

Примечание!

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы России по республике Марий Эл вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                        

Члены Комиссии:                                                                               

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны