Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 03-21/04-2018 о нарушении законодательст... от 16 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 по делу № 03-21/04-2018

о нарушении законодательства о рекламе

 

«16» февраля 2018 года                                                                                г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: 13 февраля 2018 года

Полный текст решения изготовлен: 16 февраля 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии

член Комиссии

член Комиссии

рассмотрев дело № 03-21/04-2018, возбужденное по факту распространения рекламы поверки приборов учета воды в городе Йошкар-Ола «Единой городской службой по учету водоснабжения», которая содержит признаки нарушения пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате, времени, месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении законодательства о рекламе возбуждено в отношении ИП Андроновой Э.А. по признакам нарушения пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы поверки приборов учета воды в городе Йошкар-Ола «Единой городской службой по учету водоснабжения», распространявшейся в почтовые ящики жителей города Йошкар-Олы.

Основанием для возбуждения дела явилось поступившее в порядке переадресации из Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл обращение (вх. № 14257 от 24.11.2017), а также поступившее в порядке переадресации из Прокуратуры Республики Марий Эл обращение (вх. № 225-Ж от 28.11.2017) по аналогичным обстоятельствам.

По мнению заявителей, рассматриваемая реклама является недостоверной в связи с тем, что выполнена в форме официального уведомления (формулировки, использованные в тексте, ссылки на законодательные акты, наличие штрих-кода, номера исходящего документа) от организации Единой городской службы по учету водоснабжения, которая является единственной службой, оказывающей услуги по поверке приборов учета воды. Вместе с тем, рассматриваемые листовки были распространены в ящики многоквартирных жилых домов, расположенных на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

Из письменных пояснений ИП Андроновой Э.А. следует, что рассматриваемая реклама была разработана, изготовлена и распространена самим предпринимателем. Также ИП Андронова Э.А. указала, что является посредником при передаче приборов учета водоснабжения на поверку ООО «НИС» (НОРМА), ООО «МЕТЕР», ООО «ГИДРОДИНАМИКА». При этом услуги по поверке приборов учета водоснабжения индивидуальным предпринимателем не оказывались.

Кроме того, предпринимателем указано, что телефонный номер <...> -01-95 передан ей на основании договора с ООО «ЕЦИС ЖКХ» № 145-1/2017 для использования продвижения собственных услуг. ООО «ЕЦИС ЖКХ» оказывает услуги телефонных операторов и иных информационных услуг, услуг контактного центра.

 

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, пришла к выводу о нарушении законодательства о рекламе при размещении рассматриваемой рекламы.

Так, в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, указанная в рассматриваемых извещениях, является рекламой, так как распространена при помощи рекламных листовок, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания текста рекламной информации, содержащегося в рассматриваемом извещении следует, что объектом рекламирования являются услуги по проведению поверки приборов учета воды, а также «Единая городская служба по учету водоснабжения».

На основании выписки из реестра Российской системы и плана нумерации номер абонента (8362) 36-01-95, указанный в качестве контактного в рассматриваемом извещении, принадлежит номерной ёмкости ПАО «Вымпел-Коммуникации». Данный номер согласно договору оказания услуг связи № 645548453 от 29.03.2017 выделен ООО «ЕЦИС ЖКХ».

Оказание услуг от лица «Единый городской центр обслуживания ЖКХ» осуществляет ИП Андронова Эльвира Александровна, что ею не отицается.

Между ООО «ЕЦИС ЖКХ» и ИП Андроновой Э.А. заключен договор на оказание услуг центра обработки вызовов №145-1/2017, в соответствии с условиями которого ООО «ЕЦИС ЖКХ» обязалось оказывать ИП Андроновой Э.А. (Заказчику) услуги по обработке телефонных вызовов, телефонные опросы, актуализации данных, телефонных презентаций товаров и услуг заказчика, ввод данных, аппаратно-программное и прочее техническое обеспечение указанной деятельности, а также передачу заказчику результата обработки вызовов.

Из сведений, представленных ИП Андроновой Э.А. следует, работы по поверке установленных приборов учета в г. Йошкар-Ола не производились.

Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, недостоверные сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Использование в рассматриваемом извещении следующих слов и словосочетаний: «обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в Вашем доме», «работы по поверке будут проводиться…»,  «напоминаем Вам, что согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354» создает у потребителей впечатление об обязательности приобретения данной услуги именно у «Единый городской центр обслуживания ЖКХ».

Кроме того, форма изложения рекламной информации в виде «персонального извещения» со штрих-кодом может быть воспринята потребителями как обязательное к исполнению распоряжение снабжающей организации к совершению действий по поверке приборов учета воды в указанные в листовке (извещении) сроки, а также обязательности приобретения данной услуги у «Единый городской центр обслуживания ЖКХ».

Ссылки в рекламе на нормативно-правовые акты, а также утверждение о том, что будут проводится работы по коллективной поверке приборов учета вводят потребителей в заблуждение, создают впечатление о проведении данных работ определенной организацией и необходимости обращения в «Единую городскую службу» для соблюдения требований действующего законодательства.

В рассматриваемой рекламе указано, что работы по проведению поверки будут проводится с 13 ноября по 27 ноября, а также с 20 ноября по 04 декабря 2017 года. Такое указание в рекламе создает у потребителей впечатление о плановости проведения работ. В действительности не установлено, что работы являются плановыми, проводятся в соответствии с графиком и т.д.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку содержит недостоверные сведения относительно характеристик и условий потребления данной услуги гражданами, а также недостоверные сведения относительно возможности приобретения данных услуг в определенное время.

В силу пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание недостоверных сведений о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения относительно лица, оказывающего услуги, поскольку фактически услуги в городе Йошкар-Ола рекламирует и представляет ИП Андронова Э.А., хозяйствующих субъектов с наименованием «Единый городской центр обслуживания ЖКХ» в ЕГРЮЛ не зарегистрировано.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что ИП Андронова Э.А. не оказывает услуги по поверке приборов учета воды, а только проверяет их на необходимость такой поверки специализированными учреждениями.

Кроме того, наименование «Единой городской центр обслуживания ЖКХ» создает впечатление о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта. У потребителей создается впечатление о том, что «Единый городской центр обслуживания ЖКХ» является некой муниципальной организацией, а также указывает на преимущество перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по поверке приборов учета, тогда как в действительности данного преимущества не существует.

Сообщая недостоверную информацию о том, что хозяйствующий субъект является «единым центром» неопределенному кругу лиц, ИП Андронова Э.А. неправомерно привлекает внимание потребителей услуг на рынке услуг по проведению поверки приборов учета воды к одному хозяйствующему субъекту, чем создает преимущество рекламируемых им услуг перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги на данном рынке.

Более того, включение в название «Единый городской центр обслуживания ЖКХ» слова «Единый» создает у потребителей впечатление о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта, и отсутствии иных хозяйствующих субъектов, занимающихся поверкой приборов учета в г. Йошкар-Оле.

Таким образом, применение в рассматриваемой рекламе названия «Единый городской центр обслуживания ЖКХ» является указанием на преимущество, которое в действительности у хозяйствующего субъекта отсутствует, поскольку объединенного, единого центра ЖКХ в городе Йошкар-Ола не существует.

Следовательно, реклама также содержит недостоверные сведения относительно преимущества хозяйствующего субъекта и наименования лица, оказывающего услугу, что нарушает требования пунктов 1, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из пояснений ИП Андроновой Э.А. следует, что индивидуальный предприниматель самостоятельно определила содержание листовок и объект рекламирования, а также самостоятельно изготовила данные листовки и распространила в многоквартирных жилых домах.

На основании изложенного, Марийское УФАС России приходит к выводу о том, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых листовок является ИП Андронова Э.А.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В настоящий момент доказательства, свидетельствующие о прекращении ИП Андроновой Э.А. нарушения законодательства о рекламе, в материалах дела отсутствуют.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу услуг поверки приборов учета воды в городе Йошкар-Ола «Единой городской службой по учету водоснабжения»

поскольку в ней нарушены требования пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю Андроновой Эльвире Александровне (ИНН 100399369768; ОГРНИП 317100100005642) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                             

 

Члены Комиссии                                                                                       

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны