Решение б/н решение от 28 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

ИП А

 

заинтересованное лицо:

ООО «Единый Расчетный Центр Информационных Систем ЖКХ

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/04-2018

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«21» февраля 2018 года                                                                                   г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «15» февраля 2018 года

Полный текст решения изготовлен: «21» февраля 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления ,

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов ,

член Комиссии – специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов ,

рассмотрев дело № 03-21/04-2018, возбужденное по признакам нарушения пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившимся в распространения рекламных листовок на территории городского округа «Город Йошкар-Ола»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе мониторинга рекламной информации, распространенной на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», выявлено распространение листовок, следующего содержания:

 

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, указанная в рассматриваемом извещении, является рекламой, так как распространена при помощи рекламных листовок, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания текста рекламной информации, содержащегося в рассматриваемом извещении следует, что объектом рекламирования являются услуги по проведению поверки приборов учета воды, а также «Единая городская служба по учету водоснабжения».

На основании выписки из реестра Российской системы и плана нумерации номер абонента (8362) 36-01-95, указанный в качестве контактного в рассматриваемом извещении, принадлежит номерной ёмкости ПАО «ВымпелКом». Данный номер согласно договору оказания услуг связи Билайн от 29.03.2017 №645548453 выделен ООО «Единый Расчетный Центр Информационных Систем ЖКХ» (ИНН 1001313209) (далее - ООО «ЕЦИС ЖКХ»).

В письменных пояснениях (вх. № 14668 от 07.12.2017) ООО «ЕЦИС ЖКХ» указало, что общество ведет основную деятельность в виде предоставления услуг центра обработки вызовов, а также услуг телефонных операторов и иных информационных услуг, услуги контактного центра.

Между ООО «ЕЦИС ЖКХ» и ИП Азаключен договор № 145-1/2017 на предоставление услуг колл-центра.

Из сведений, представленных ИП А, следует, что индивидуальным предпринимателем предлагалось не осуществление процедуры поверки приборов учета, а именно проверки индивидуальных приборов учета воды на предмет необходимости проведения поверки в специализированном центре, таким образом, работы по поверке установленных приборов учета в г. Йошкар-Ола не производились. Так, ИП А указала, что является посредником при передаче приборов учета водоснабжения на поверку ООО «НИС» (НОРМА), ООО «МЕТЕР», ООО «ГИДРОДИНАМИКА».

Также ИП Асообщила, что самостоятельно определила содержание листовки, разработала макет рассматриваемой листовки, изготовила листовки, и самостоятельно разместила листовку в многоквартирном жилом доме в городе Йошкар-Ола.

Также индивидуальный предприниматель указал, что прекратил деятельность по распространению рекламных листовок по состоянию на 15.01.2018, однако, Марийским УФАС России установлен факт распространения рекламной листовки с аналогичными данными по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Анникова, д.22в, следующего содержания:

в которой также содержится нарушение пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).

Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, недостоверные сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Использование в рассматриваемом извещении следующих слов и словосочетаний: «обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в Вашем доме», «работы по поверке будут проводиться…»,  «напоминаем Вам, что согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также «Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354» создает у потребителей впечатление об обязательности приобретения данной услуги именно у «Единой Городской Службы по учету водоснабжения».

Кроме того, форма изложения рекламной информации в виде персонального извещения со штрих-кодом может быть воспринята потребителями как обязательное к исполнению распоряжение снабжающей организации к совершению действий по поверке приборов учета воды в указанные в листовке (извещении) сроки, а также обязательности приобретения данной услуги у «Единой Городской Службы по учету водоснабжения».

Ссылки в рекламе на нормативно-правовые акты, а также утверждение о том, что будут проводится работы по коллективной поверке приборов учета, вводят потребителей в заблуждение, создают впечатление о проведении данных работ определенной организацией и необходимости обращения в «Единую Городскую Службу по учету водоснабжения» для соблюдения требований действующего законодательства.

В рассматриваемой рекламе указано, что работы по проведению поверки будут проводится с 30 октября по 13 ноября 2017 года. Такое указание в рекламе создает у потребителей впечатление о плановости проведения работ. В действительности не установлено, что работы являются плановыми, проводятся в соответствии с графиком и т.д.

Таким образом, рекламные листовки содержат признаки нарушения пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку содержат недостоверные сведения относительно характеристик и условий потребления данной услуги гражданами, а также недостоверные сведения относительно возможности приобретения данных услуг в определенное время.

В силу пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание недостоверных сведений о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения относительно лица, оказывающего услуги, поскольку фактически услуги в городе Йошкар-Ола рекламирует и представляет ИП А, хозяйствующих субъектов с наименованием «Единая Городская Служба по учету водоснабжения» в ЕГРЮЛ не зарегистрировано, также, как и «Городской Центр Учета Водопотребления».

Кроме того, наименование «Единая Городская Служба по учету водоснабжения» формирует мнение о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта. У потребителей создается впечатление о том, что «Единая Городская Служба по учету водоснабжения» является некой муниципальной организацией, а также указывает на преимущество перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по поверке приборов учета, тогда как в действительности данного преимущества не существует.

Сообщая недостоверную информацию о том, что хозяйствующий субъект является «единой службой», ИП Анеправомерно привлекает внимание потребителей услуг на рынке услуг по проведению поверки приборов учета воды к одному хозяйствующему субъекту, чем создает преимущество рекламируемых им услуг перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги на данном рынке.

Более того, включение в название «Единая Городская Служба по учету водоснабжения» слова «Единый» создает у потребителей впечатление о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта, и отсутствии иных хозяйствующих субъектов, занимающихся поверкой приборов учета в г. Йошкар-Оле.

Также, применение в рассматриваемой рекламе названия «Единая Городская Служба по учету водоснабжения» является указанием на преимущество, которое в действительности у хозяйствующего субъекта отсутствует, поскольку объединенной, единой службы по учету водоснабжения в городе Йошкар-Ола не существует.

Таким образом, реклама также содержит недостоверные сведения относительно преимущества хозяйствующего субъекта и наименования лица, оказывающего услугу, что содержит признаки нарушения пунктов 1, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает пункты 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из пояснений ИП А следует, что индивидуальный предприниматель самостоятельно определила содержание листовок и объект рекламирования, а также самостоятельно изготовила данные листовки и распространила в многоквартирных жилых домах.

На основании изложенного, Марийское УФАС России приходит к выводу о том, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых листовок является ИП А

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В настоящий момент доказательства, свидетельствующие о прекращении ИП А нарушения законодательства о рекламе, в материалах дела отсутствуют.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу услуг поверки приборов учета воды в городе Йошкар-Ола, следующего содержания

 

 

поскольку в ней нарушены требования пунктов 1, 2, 3, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю А (ИНН 100399369768; ОГРНИП 317100100005642) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель   Комиссии                                                                            

 

Члены Комиссии                                                                                          

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны