Решение б/н решение и предписание по делу № 03-21/05-2016 от 17 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/05-2016

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«22» марта 2016 года                                                                                    г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «16» марта 2016 года

Полный текст решения изготовлен: «22» марта 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии и члены Комиссии,

рассмотрев дело № 03-21/05-2016, возбужденное по факту нарушения статьи части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии ИП Я. – паспорт <...> в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в рамках рассмотрения заявления гражданина К. от 27.11.2015 (вх. №15692 от 11.12.2015) установлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, в антимонопольный орган К. представил сведения о распространении рекламы следующего содержания: «Помощь в получении кредита до 3 млн. р. для физ. лиц, ИП, ООО (ИП Я. ……32-06-62)» в газете «PRO Город Йошкар-Ола» в разделе финансовые услуги. Аналогичная информация в ходе мониторинга средств массовой информации была обнаружена антимонопольным органом на сайте http://pg12.ru/allboard в разделе «Смотреть объявления», а также на странице 27 газеты «PRO Город Йошкар-Ола» №4 (127) от 30.01.2016.

При рассмотрении дела ИП Я. пояснил, что данная реклама распространяется в газете «PRO Город Йошкар-Ола» длительное время. Макет рекламы проверялся на соответствии спорной рекламной информации юристами газеты. Полагаясь на их профессионализм, ИП Я. дал согласие на размещение указанной рекламы.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Марийского УФАС России было установлено следующее.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц - размещена в средствах массовой информации и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования – услуги, оказываемой ИП Я. – помощи в получении кредита до 3 млн.руб.; направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, призвана формировать и поддерживать интерес к оказываемой услуге.

В соответствии с нормами статьи 1 Закона о рекламе одной из его целей является пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Данная норма права принята в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте. Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информативность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в системе недобросовестного поведения субъекта, предоставляющего услуги, реализующего товар, приведет к неоправданным ожиданиям потребителя, прежде всего в отношении сделки, которую он намерен заключить.

Согласно правовой позиции, изложенной ВАС России в пункте 29 постановления Пленума от 08.10.2012 № «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Из содержания спорной рекламы следует, что ИП Я. оказывает помощь в получении кредита.

Рассматриваемая реклама вводит потребителей в заблуждение относительно характера оказываемой предпринимателем услуги, в ней отсутствует часть существенной информации, которая позволяла бы установить какую конкретно помощь предлагает ИП Я.

На заседании Комиссии предприниматель пояснил, что осуществляет консультации по условиям кредитования на основании договора об оказании услуг кредитного агентства «Манта». Клиентам предоставляется общая информация относительно всех банков. Наиболее подробно о банке «Хоум Кредит», с которым заключен договор о сотрудничестве. После этого клиент осуществляет сбор соответствующих документов, которые направляются в банк. При одобрении банком кредита ИП Я. в соответствии с заключенным договором выплачивается вознаграждение.

Из представленного в материалы дела ИП Я. типового договора об оказании услуг кредитного агентства «Манта», следует, что клиент обязуется оплатить вознаграждение за оказанные услуги на условиях, определенных указанным договором (пункт 1.2. договора об оказании услуг кредитного агентства «Манта»).

В соответствии с пунктом 4.1. договора об оказании услуг кредитного агентства «Манта» вознаграждение ИП Я. в случае предоставления банком положительного решения о кредите, составляет сумму в размере обговоренного с клиентом процента от суммы размера кредита.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации – до потребителей не доводится информация о размере вознаграждения за оказание посреднических услуг в получении кредита в банке, а также отсутствуют сведения относительно характера оказываемой ИП Я. услуги, что вводит потребителей в заблуждение, что нарушает часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Однако при рассмотрении дела №03-21/05-2016 признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе не подтверждены по следующим основаниям.

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрены понятия финансовой услуги и финансовой организации.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

В тексте рекламы содержатся сведения о деятельности ИП Я., который оказывает помощь в получении кредита: «…до 3 млн. р. для физ. лиц, ИП, ООО».

Основным видом деятельности ИП Я. согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, является вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества.

ИП Я. представил в материалы дела №03-21/05-2016 типовой договор кредитного агентства «Манта», предметом которого является оказание услуг, направленных на получение для клиента агентства решения банка или кредитной организации о кредите на любые цели, указанные клиентом.

В обязанности ИП Я. по договору об оказании услуг кредитного агентства «Манта» входит:

- по требованию клиента оказывать ему устные консультации по общим основаниям в предоставлении, либо отказе в предоставлении сотрудничающими банками кредитов и способам обеспечения исполнения обязательств по возврату кредитов;

- поиск банка, предоставляющего кредиты, на условиях, которые устроят клиента;

- оказывать содействие в подаче документов, необходимых для получения кредита в банк;

- осуществлять контроль и устно информировать клиента об этапах принятия банком решения по кредиту;

- устно уведомлять клиента о решении банка по кредиту;

- исполнять принятые на себя обязательства в точном соответствии с условиями договора об оказании услуг кредитного агентства «Манта» и в установленные сроки.

Кроме того, индивидуальным предпринимателем в материалы дела №03-21/05-2016 представлен договор агентирования, заключенный Я. с ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», согласно которому предприниматель осуществляет посредническую функцию между банком и клиентом кредитного агентства «Манта».

На основании пункта 1.3 договора агентирования Я. не вправе заключать сделки от имени ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», также не допускаются субагентские договоры.

На основании вышеизложенного Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о том, что ИП Я. не является финансовой организацией, а также не оказывает финансовые услуги, следовательно, нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе отсутствует.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама не отвечает требованиям части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

В соответствии с нормами пунктов 5, 6, 7 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму средств; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ИП Я. сообщил, что договор о размещении спорной рекламы в газете «PRO Город Йошкар-Ола» был заключен в устной форме.

На основании представленных сведений, Комиссией Марийского УФАС России установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Я.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе со стороны ИП Я.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

 1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в газете «PRO Город Йошкар-Ола» в разделе «Финансовые услуги» следующего содержания: «Помощь в получении кредита до 3 млн. р. для физ. лиц, ИП, ООО (ИП Я. ……тел. (***)», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю Я. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                           

Члены Комиссии                                                                                  

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

ПО ДЕЛУ № 03-21/05-2016

 

«22» марта 2016 года                                                                                  г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии и члены Комиссии,

на основании своего решения от «22» марта 2016 года по делу № 03-21/05-2016 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: «Помощь в получении кредита до 3 млн. р. для физ. лиц, ИП, ООО (ИП Я. ……тел (***)», размещенной в газете «PRO Город Йошкар-Ола» в разделе «Финансовые услуги», в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Индивидуальному предпринимателю Я. в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы, нарушающей часть 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в газете «PRO Город Йошкар-Ола».

2. ИП Я. представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.

 

Пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                            

Члены Комиссии:                                                                                           

 

 

         

Связанные организации

Связанные организации не указаны