Решение №03-21/05-2017 решение 03-21/05-2017 от 12 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/05-2017

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«03» марта 2017 года г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «20» февраля 2017 года

Полный текст решения изготовлен: «03» марта 2017 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии,

член Комиссии,

член Комиссии,

рассмотрев дело № 03-21/05-2017, возбужденное по признакам нарушения пунктов 4, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), при размещении рекламы «Займ до 16000 рублей» в городе Волжск на фасаде здания, расположенного по адресу ул.Ленина, д.55а,

в отсутствии представителя ООО «МФК «Быстроденьги», надлежащим образом извещенного о дате, времени, месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) 31 октября 2016 года проведен мониторинг рекламы, размещенной в городе Волжск. На фасаде здания торгового павильона, расположенного по адресу ул.Ленина, д.55а, размещена реклама «Займ до 16 000 рублей без залога» следующего содержания:

далее – Реклама,

По факту размещения указанной рекламы Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/05-2017 по признакам нарушения пунктов 4, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон о рекламе).

Определением от 01.02.2017 о возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе к участию в рассмотрении дела привлечено ООО «МФК «Быстроденьги» в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

ООО «МФК «Быстроденьги» в письменных пояснениях от 23.11.2016 вх.№13924, от 11.01.2017 вх.№159, от 22.02.2017 вх.№1650, указало, что макет рассматриваемой рекламной конструкции разработан в 2012 году и размещался только в 2013 году, в дальнейшем новые рекламные баннеры устанавливались поверх старого рекламного носителя смонтированного на металлическом оцинкованном листе «Займ до 16 000 рублей без залога». 22.09.2016 сотрудники ООО Ломбард «Быстроденьги», занимавшее офисное помещение по адресу ул.Ленина, д.55а обратились в МО МВО РФ «Волжский» о совершении преступных действий по повреждению рекламного баннера и фасада здания краской и других преступных действий. В дальнейшем рекламный баннер «Займ до 16 000 рублей без залога» был оставлен, поскольку являлся вещественным доказательством совершения акта вандализма. По мнению общества, реклама «Займ до 16 000 рублей без залога» не размещалась и не демонстрировалась перед потребителями. Также ООО «МФК «Быстроденьги» в письменных пояснениях от 22.02.2017 вх.№1650 указало, что наименование лица, оказывающего финансовую услугу отражено в рекламе «Займ до 16 000 рублей без залога», поскольку имеется наименование ООО «Магазин Малого Кредитования», которое ранее являлось наименованием ООО «МФО «Быстроденьги».

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные в ходе рассмотрения материалы и документы, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

При рассмотрении полученных материалов Марийским УФАС России установлено, что в торговом павильоне по адресу ул.Ленина, д.55а, г. Волжск осуществляет деятельность ООО «МФК «Быстроденьги».

ООО «МФК «Быстроденьги» занимает указанное помещение на основании договора аренды нежилого помещения от 01.08.2014 №616/73, заключенного с А.

Из документов, представленных в антимонопольный орган, следует, что 01.09.2016 ООО «МФК «Быстроденьги» и ООО Ломбард «Быстроденьги» заключен договор субаренды нежилого помещения №944/73, при этом субарендатором на фасаде здания размещена реклама «Быстроденьги. Ломбард 1450 руб./грамм».

22.09.2016 сотрудники ООО Ломбард «Быстроденьги» обратились в МО МВО РФ «Волжский» о совершении преступных действий по повреждению рекламного баннера и фасада здания краской и других преступных действий.

Договор субаренды нежилого помещения №944/73, заключенный между ООО «МФК «Быстроденьги» и ООО Ломбард «Быстроденьги» был расторгнут 07.10.2016, что подтверждается соглашением о расторжении договора.

Актом мониторинга рекламы, проведенным сотрудниками Марийского УФАС России от 31.10.2016, подтверждается, что реклама «Займ до 16 000 рублей без залога» была размещена, не демонтирована и не закрыта каким –либо иным способом, а следовательно, демонстрировалась потребителям и является предметом оценки на соответствие требованиям Закона о рекламе.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются услуги по выдаче займов, а также компания «Быстроденьги».

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе по правому краю имеются следующие сведения: ООО «Магазин малого кредитования». Микрофинансовая организация. Сумма микрозайма от 1000 до 16000 рублей кратно одной тысяче рублей. Срок микрозайма от 1 до 16 дней. Без залога. Процентная ставка по микрозайму составляет 2% за каждый день пользования денежными средствами. За просрочку более 16 дней налагается штраф в размере 500 руб. За просрочку более 59 дней начисляется пеня в размере 2% от суммы микрозайма за каждый день. Микрозаймы предоставляются гражданам России, имеющим постоянное место работы, проживающим или работающим в области/ крае обращения, в возрасте 21-65 лет. Для оформления требуется паспорт гражданина России».

В силу пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Марийским УФАС России установлено, что на момент фиксации факта размещения рекламы финансовые услуги по предоставлению займов оказывало ООО «МФК «Быстроденьги», а не ООО «Магазин малого кредитования». Ранее ООО «МФК «Быстроденьги» именовалось ООО «Магазин Малого Кредитования».

Однако сведения об ОГРН/ИНН организации, оказывающей финансовую услугу, не доведены до потребителей в рассматриваемой рекламе, поэтому доводы ООО «МФК «Быстроденьги» о том, что указание в рекламе ООО «Магазин Малого Кредитования» является надлежащим исполнением требований действующего законодательства, отклоняются Комиссией.

Кроме того, в настоящее время действующих организаций с наименованием «ООО «Магазин Малого кредитования» не зарегистрировано.

Достоверная информация о наименовании организации, оказывающей финансовые услуги, не доведена до потребителей в рассматриваемой рекламе, отсутствуют сведения о лице, оказывающем услуги по выдаче займов, следовательно, реклама «Займ до 16 000 рублей без залога» нарушает пункт 20 части 3 статьи 5, часть 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, содержащая недостоверные сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, на основании части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно пункту 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Условия предоставления займов ООО «МФК «Быстроденьги» установлены в Правилах предоставления микрозаймов наличными денежными средствами, утвержденных приказом от 11.11.2016 №752-ДПКВ, Правилах предоставления микрозаймов в рамках микрофинансовой линии «быстрокарта», утвержденных приказом от 11.11.2016 №751-ДПКВ, Информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа, утвержденной приказом от 11.11.2016 №750-ДПКВ.

Согласно указанным условиям микрозаймы наличными денежными средствами предоставляются в сумме от 1000 до 25000 рублей, в рамках микрофинансовой линии «Быстрокарта» - от 3000 рублей до 25 000 рублей на срок от 1 до 16 дней. При этом процентные ставки варьируются от 328, 5% до 805,2% в год.

В рассматриваемой рекламе отсутствуют достоверные сведения о возможной сумме займа (сумма займа ограничена 16000 рублей), тогда как фактически займы могут быть предоставлены в сумме до 25000 рублей. Также в рекламе не указаны возможные диапазоны процентной ставки в зависимости от конкретных условий займа (вида займа, срока и суммы), фактически процентная ставка по займу может составлять от 0,9% до 2,2% в день.

Между тем из анализа реестра договоров, представленных ООО «МФК «Быстроденьги», заключенных с заемщиками в 2016 году, следует, что займы фактически предоставлялась на различных условиях, в том числе в сумме более 16 000 рублей, с различными процентными ставками – 0,9%, 1,9%, 2%, 2,2% в день.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе содержатся недостоверные сведения относительно условий предоставления услуг (возможных сумм предоставления займов, процентных ставок), также в рекламе отсутствуют существенные условия предоставления займов в соответствии с условиями, предлагаемыми ООО «МФК «Быстроденьги» на дату фиксации антимонопольным органом факта размещения рассматриваемой рекламы.

Следовательно, рассматриваемая реклама нарушает также требования пункта 4, части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку содержит недостоверные сведения относительно условий предоставления займов, в ней отсутствуют все условия, определяющие полную стоимость (займа), а также условия влияющие на сумму доходов (расходов) лица, воспользовавшегося финансовой услугой.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пунктов 4, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель. Также в силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

При рассмотрении поступивших материалов Марийским УФАС России установлено, что макет рекламы был изготовлен по заказу ООО «МФК «Быстроденьги», размещался в месте осуществления деятельности общества. На момент проведения мониторинга рекламы сотрудниками антимонопольного органа деятельность по оказанию финансовых услуг в месте размещения рекламы оказывало ООО «МФК «Быстроденьги».

Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «МФК «Быстроденьги», что обществом не оспаривается.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

С учетом того, что ООО «МФК «Быстроденьги» в Марийское УФАС России представлены фотоматериалы, свидетельствующие о замене рекламного баннера, изучив представленные в материалы дела доказательства, Комиссия приходит к выводу о том, что основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «МФК «Быстроденьги» отсутствуют.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу ««Займ до 16000 рублей» в городе Волжск на фасаде здания, расположенного по адресу ул.Ленина, д.55а следующего содержания:

поскольку в ней нарушены требования пунктов 4, 20 части 3, части 7 статьи 5,
 

части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

  1. Предписание о прекращении нарушения не выдавать.
  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны