Решение б/н решение по делу №03-21/14-2018 от 28 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/14-2018

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«15» июня 2018 года                                                                                           г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «05» июня 2018 года

Полный текст решения изготовлен: «15» июня 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления 

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов 

член Комиссии – специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов 

рассмотрев дело № 03-21/14-2018, возбужденное в отношении ПАО «ТНС энерго Марий Эл», ООО «Принтекс», ООО «Нова Принт» по признакам нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), выразившимся в размещении рекламы на квитанциях на оплату счета за электроэнергию, в присутствии представителя ПАО «ТНС энерго Марий Эл» – Обитоцкой А.В., Муравьевой Е.А. по доверенности, в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) установлен факт размещения рекламы на квитанциях на оплату счета за электрическую энергию за декабрь 2017 года следующего содержания:

 

квитанция электроэнергия

Определением от 10.04.2018 Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/14-2018 по признакам нарушения части 11 статьи 5 Закона о рекламе.

На заседании комиссии ПАО «ТНС энерго Марий Эл» нарушение законодательства о рекламе не признало.

Также общество сообщило, что пункт 7.4 договора энергоснабжения с гражданами-потребителями, предусматривающий право на распространение рекламы общества на платежных документах, был включен в договор энергоснабжения с гражданами-потребителями с февраля 2018 года.

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные материалы и документы, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц»).

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (статья 3 Закона о рекламе).

Из анализа текста рекламы следует, что объектом рекламирования выступает типография Printecs, услуги, оказываемые Printecs, а также услуги по установке электросчетчика, оказываемые ПАО «ТНС энерго Марий Эл», а также ПАО «ТНС энерго Марий Эл», следовательно, реклама способствует формированию и поддержанию интереса к услугам, оказываемым данными лицами, продвижению их на рынке.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи печатного издания, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, т.е. отвечает всем требованиям определения рекламы.

Одной из целей Закона о рекламе является предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Закона о рекламе).

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе, при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Форма платежного документа утверждена приказом Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2014 №924/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению», действовавшим на момент распространения рекламы, согласно которому распространение рекламы в платежных документах не предусмотрено.

Платежный документ имеет как лицевую, так и оборотную сторону, то есть является единой квитанцией.

Также приказ Минстроя Российской Федерации от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг», действующий в настоящее время, не предусматривает размещение рекламной информации на платежных документах.

Кроме того, пункт 69 Правил предоставления коммунальных услуг №354 (далее – Правила №354) закрепляет исчерпывающий перечень информации, содержащейся в платежных документах. Так, в платежном документе указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

  •  пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
  •  предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
  •  временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
  •  уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
  •  иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Указанный перечень является закрытым, и указание в платежных документах информации рекламного характера не предусмотрено Правилами №354.

Таким образом, не допускается размещение рекламы на платежных документах.

Кроме того, в соответствии с положениями Правил № 354 у ПАО «ТНС энерго Марий Эл» не предусмотрена обязанность размещать сведения об оказании услуг по замене, установке электросчетчика. Также у ООО «Принтекс» отсутствует право размещать рекламные сведения об обществе на платежных документах, в том числе на оборотной стороне платежных документов.

Позиция ПАО «ТНС энерго Марий Эл» о том, что имеется согласие на получение рекламной информации в пункте 7.4 договора энергоснабжения не доказывает правомерность размещения рекламы, так как жилищное законодательство, правила оказания коммунальных услуг и акты, регулирующие порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), правила утверждения формы платежного документа не содержат право лиц размещать на платежных документах информацию рекламного характера.

Размещение рекламной информации на оборотной стороне квитанций за декабрь 2017 года и в последующие периоды, совершено ПАО «ТНС энерго Марий Эл», ООО «Нова Принт», ООО «Принтекс» с нарушением указанных требований и может нарушать права потребителей на защиту от ненадлежащей рекламы.

Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ПАО «ТНС энерго Марий Эл» в письменных пояснениях от 02.03.2018 вх. № 2124 сообщило, что между ПАО «ТНС энерго Марий Эл» (арендодатель) и ООО «Нова Принт» (арендатор) заключен договор аренды печатной площади № П-042/2017 от 30.08.2017, по условиям которого арендатору предоставляется ежемесячно за плату во временное владение и пользование печатная площадь (часть оборотной стороны ежемесячно направляемых гражданам-потребителям электрической энергии на территории Республики Марий Эл счетов на оплату энергоснабжения) в размере 1/3 от формата А4.

В свою очередь ООО «Нова Принт» (арендатор) заключило договор аренды печатной площади №РА-5 от 30.08.2017 с ООО «Принтекс» (субарендатор), предметом договора является предоставление ежемесячно за плату во временное владение и пользование печатной площади (часть оборотной стороны ежемесячно направляемых гражданам-потребителям электрической энергии на территории Республики Марий Эл счетов на оплату энергоснабжения) в размере 1/3 от формата А4.

В данном случае ООО «Принтекс» и ПАО «ТНС энерго Марий Эл» являются рекламодателями, ООО «Нова Принт» является рекламораспространителем, рекламопроизводителем.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В материалах дела отсутствуют документальные доказательства, отражающие факт устранения в настоящее время ПАО «ТНС энерго Марий Эл», ООО «Принтекс», ООО «Нова Принт» нарушения законодательства о рекламе.

Кроме того, общества указывали, что размещение рекламы с их стороны является правомерным, при этом ПАО «ТНС энерго Марий Эл» утверждает, что наличие согласия в договоре подтверждает данный факт.

В связи с чем Комиссия полагает, что нарушение на сегодняшний момент не устранено, что также подтверждается материалами дела.

Комиссией Марийского УФАС России установлено, что на платежных документах, направляемых потребителям в последующие периоды после декабря 2017 года также размещалась реклама, в том числе реклама услуг по замене электросчетчика.

На основании указанного, Комиссия Марийского УФАС России, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ПАО «ТНС энерго Марий Эл», ООО «Принтекс», ООО «Нова Принт».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную на платежном документе следующего содержания:

 

квитанция электроэнергия

поскольку в ней нарушены требования части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать ПАО «ТНС энерго Марий Эл» (ИНН 1215099739, ОГРН 1051200000015), ООО «Принтекс» (ИНН 1215148432, ОГРН 1101215003086), ООО «Нова Принт» (ИНН 1215170075, ОГРН 1131215001213) предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Связанные организации

Связанные организации не указаны