Решение б/н Решение и предписание по делу №03-21/18-2016 от 7 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/18-2016

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

Резолютивная часть решения оглашена 05 мая 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 13 мая 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № 03-21/18-2016 по признакам нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении СКПК «Развитие», выразившегося в размещении рекламы СКПК «Развитие» в эфире радиоканала «Радио России» следующего содержания: «Генеральный спонсор прогноза погоды: кооператив «Развитие». Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Развитие» принимает сбережения граждан под высокоэффективный действующий проект: 3 месяца – 20% годовых, 6 месяцев – 26% годовых, 12 месяцев – 30% годовых. Адрес кооператива: город Йошкар-Ола, ул. Советская, дом 106, офис 5, телефон 4….8, 4….8»,

в присутствии представителей СКПК «Развитие»: директор кооператива – О., действующей на основании приказа от 08.02.2016 №01-К; ФГУП «ВГТРК Марий Эл» - В., действующего на основании доверенности от 28.04.2016.

 

УСТАНОВИЛА:

 

Специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) проведен мониторинг рекламы, размещенной в эфире радиоканала «Радио России» следующего содержания: «Генеральный спонсор прогноза погоды: кооператив «Развитие». Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Развитие» принимает сбережения граждан под высокоэффективный действующий проект: 3 месяца – 20% годовых, 6 месяцев – 26% годовых, 12 месяцев – 30% годовых. Адрес кооператива: город Йошкар-Ола, ул. Советская, дом 106, офис 5, телефон 4….8, 4….8».

По результатам мониторинга рекламы (далее – реклама) возбуждено дело №03-21/18-2016 в отношении СКПК «Развитие» по признакам нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, выразившимся в отсутствии части существенной информации, а именно сведений о том, что кооператив принимает сбережения только граждан - членов кооператива, без указания дополнительных расходов, которые несут лица, воспользовавшиеся услугами кооператива.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и продвижение его на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовителя или продавца товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания рекламной информации следует, что объектом рекламирования является СКПК «Развитие», а также программы приема личных сбережений граждан.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи средства массовой информации, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее- Закон о сельскохозяйственной кооперации) сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского кооператива.

В силу части 1 статьи 4 Закона о сельскохозяйственной кооперации сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о сельскохозяйственной кооперации потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 статьи 4, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности.

Согласно части 8 статьи 4 Закона о сельскохозяйственной кооперации порядок создания кредитного потребительского кооператива в целях выдачи займов членам данного кооператива и сбережения их денежных средств, порядок деятельности кредитного потребительского кооператива, права и обязанности членов кредитного потребительского кооператива также определены Законом о сельскохозяйственной кооперации.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. При этом в силу пункта 6 названной статьи в перечень финансовых организаций включен и кредитный потребительский кооператив.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рассматриваемой рекламе содержаться следующие сведения об условиях привлечения денежных средств: 3 месяца – 20% годовых, 6 месяцев – 26% годовых, 12 месяцев – 30% годовых.

Условия принятия сбережений граждан установлены приказом СКПК «Развитие» от 18.02.2016 №02-П. Так, личные сбережения граждан принимаются на срок 3 месяца по ставке 20% годовых, на 6 месяцев – 26% годовых, 12 месяцев – 30% годовых, также указаны условия о минимальной сумме - 10 000 рублей. Сбережения принимаются на основе договора, разработанного кооперативом.

Марийским УФАС России установлено, что в рассматриваемой рекламе отсутствует одно из существенных условий о минимальной сумме принимаемых сбережений.

Также в соответствии с Законом о сельскохозяйственной кооперации, член кооператива - принимающее личное трудовое участие в деятельности производственного кооператива физическое лицо либо принимающее участие в хозяйственной деятельности потребительского кооператива физическое или юридическое лицо, удовлетворяющие требованиям Закона о сельскохозяйственной кооперации и устава кооператива, внесшие паевой взнос в установленных уставом кооператива размере и порядке, принятые в кооператив с правом голоса и несущие по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность.

Пунктом 4 раздела IV Устава СКПК «Развитие» в том числе установлены условия членства в кооперативе, предусмотрены обязательные паевые взносы для членов кооператива, которые устанавливаются на собрании членов кооператива: для юридического лица предусмотрен паевой взнос в размере 5000 рублей, для физического лица – 200 рублей, а также для ассоциированного члена кооператива – 2000 рублей.

Кроме того, протоколом №3 общего собрания пайщиков СКПК «Развитие» от 08.02.2016 установлена форма заявления о членстве в кооперативе и размеры вступительного взноса для членов. Так, для юридических лиц размер паевого (вступительного) взноса установлен в размере 2 000 рублей для юридических лиц, для физических лиц - 50 рублей. Кроме того, указанным протоколом установлены размеры паевого (членского) взноса для юридических лиц в размере 5 000 рублей, для физических лиц в размере 100 рублей.

Из представленных СКПК «Развитие» письменных пояснений от 24.03.2016 (вх. №3716) и документов, а также устных пояснений на заседании комиссии следует, что обязательным условием для получения финансовой услуги является членство в кооперативе.

Согласно пункта 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В указанной рекламной информации СКПК «Развитие» отсутствует часть существенной информации, а именно сведения о том, что кооператив принимает сбережения только членов кооператива. Доводимая до потребителей реклама по привлечению денежных средств содержит указание в рекламе процентов (под 20% годовых, 26% годовых, 30%), данная реклама не содержит (умалчивает) об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут такие лица. Членство в кооперативе предполагает внесение денежных средств в виде вступительных и членских взносов. Кроме того, в рекламе не указана информация о минимальном размере принимаемых сбережений. Таким образом, данная реклама умалчивает об иных существенных условиях оказания финансовых услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами кооператива лица, и содержит только наиболее привлекательную для потребителя информацию.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку не содержит информацию о размере минимальной суммы сбережений, а также вступительных и членских взносов для лиц, желающих воспользоваться финансовыми услугами кооператива.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Марийским УФАС России установлено, что рассматриваемая реклама размещалась в эфире радиостанции «Радио России» на основании договора на оказание услуг по размещению рекламы от 03.03.2016 №144/2016, заключенного между СКПК «Развитие» и ФГУП ВГТРК «Марий Эл», приложений к договору от 03.03.2016 и от 07.04.2016, заявок СКПК «Развитие» на размещение рекламы. Исполнение договора подтверждается подписанным сторонами актом выполненных работ от 06.04.2016 №183, платежными поручениями от 08.04.2016 №71, от 04.03.2016 №38.

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой информации является СКПК «Развитие».

При рассмотрении дела СКПК «Развитие» пояснило, что заявка на размещение рассматриваемой рекламы подана в устной форме. В данной заявке указывалось, что информация предназначена для членов кооператива. Также сельскохозяйственный кооператив указал, что отсутствие существенной информации в рекламе произошло по вине рекламораспространителя.

Однако Марийское УФАС России данный довод считает несостоятельным, поскольку текст рекламного объявления представлен СКПК «Развитие», ГТРК «Марий Эл» данный текст не редактировался, что подтверждается подписанными заявками на оформление платежных документов от 03.03.2016 №140 и от 07.04.2016 №202. Текст рекламы был согласован СКПК «Развитие» для размещения в эфире радиоканала «Радио России».

На основании пункта 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

ГТРК «Марий Эл» в письменных пояснениях от 04.05.2016 №180 и на заседании комиссии пояснило, что рекламная информация, размещаемая в эфире радиоканала, в настоящее время изменена, в частности рекламный ролик дополнен предложением «Информация только для членов кооператива». Кроме того, СКПК «Развитие» в материалы дела представило подписанную заявку от 20.04.2016 на размещение рекламы СКПК «Развитие» в следующей редакции: «Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Развитие» принимает сбережения граждан под высокоэффективный действующий проект: 3 месяца – 20% годовых, 6 месяцев – 26% годовых, 12 месяцев – 30% годовых. Адрес кооператива: город Йошкар-Ола, ул. Советская, дом 106, офис 5, телефон 4….8, 4….8. Информация только для членов кооператива.»

Однако Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что в данном случае нарушение законодательства о рекламе не устранено.

Рассматриваемая реклама размещена в средстве массовой информации, адресована неопределенному кругу лиц, а не только членам кооператива.

Потребители, не являющиеся членами кооператива, не обладают информацией об условиях членства в кооперативе, из текста рекламы невозможно получить информацию о расходах, которые будут вынуждены понести лица при уплате вступительных и членских взносов, размещая свои сбережения в СКПК «Развитие». Кроме того, реклама, размещаемая в эфире радиоканала «Радио России» в настоящее время, также не содержит условий о минимальном размере принимаемых сбережений.

Поскольку реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий, Комиссия Марийского УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе СКПК «Развитие».

В соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу СКПК «Развитие» (ИНН 1215207688, ОГРН 1161215051084; юридический адрес: ул. Советская, д.106, офис 5, г. Йошкар-Ола, РМЭ, 424000), распространенную в эфире радиоканала «Радио России»: «Генеральный спонсор прогноза погоды: кооператив «Развитие». Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Развитие» принимает сбережения граждан под высокоэффективный действующий проект: 3 месяца – 20% годовых, 6 месяцев – 26% годовых, 12 месяцев – 30% годовых. Адрес кооператива: город Йошкар-Ола, ул. Советская, дом 106, офис 5, телефон 4…..8, 4….8» ненадлежащей, поскольку нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать СКПК «Развитие» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          

 

Члены комиссии                                                                                                     

 

                                    

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

ПО ДЕЛУ №03-21/18-2016

 

«13» мая 2016 года                                                                                              г. Йошкар - Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

на основании своего решения от «13» мая 2016 года по делу №03-21/18-2016 о признании рекламы «Генеральный спонсор прогноза погоды: кооператив «Развитие». Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Развитие» принимает сбережения граждан под высокоэффективный действующий проект: 3 месяца – 20% годовых, 6 месяцев – 26% годовых, 12 месяцев – 30% годовых. Адрес кооператива: город Йошкар-Ола, ул. Советская, дом 106, офис 5, телефон 4….8, 4….8» не соответствующей требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. СКПК «Развитие» в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение рекламы с нарушением требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. СКПК «Развитие» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Марий Эл письменные пояснения и доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.

 

Примечание!

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы России по республике Марий Эл вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         

 

Члены комиссии                                                                                                     

 

                                                                                                                                

Связанные организации

Связанные организации не указаны