Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 03-21/19-2016 о нарушении законодатель... от 2 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по делу № 03-21/19-2016

о нарушении законодательства о рекламе

 

«06» июня 2016 года                                                                                   г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: 02 июня 2016 года

Полный текст решения изготовлен: 06 июня 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –

член Комиссии –

член Комиссии –

рассмотрев дело № 03-21/19-2016, возбужденное в отношении ИП П, по факту распространения в номере 8 (334) от 11.03.2016 рекламно-информационного еженедельника «Районная реклама» на странице 1 рекламы «Техцентр Леон» с признаками нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии:

  ИП П,

  в отсутствии ООО «Леон», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Марийским УФАС России был произведен мониторинг рекламы печатного издания, распространенного на территории Республики Марий Эл.

Так, в номере 8 (334) от 11.03.2016 рекламно-информационного еженедельника «Районная реклама» на странице 1 размещена реклама «Техцентр Леон» с признаками нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» следующего содержания:

(далее – реклама).

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из анализа текста рекламы  следует, что объектом рекламирования выступает официальный дилер Geely «Техцентр Леон», услуги, связанные с осуществлением его деятельности, автомобиль Emgrand ЕС7, а также программа кредитования GEELY Finance.

Информация о возможности приобретения автомобиля в ООО «Леон» по программе кредитования GEELY Finance, размещенная в рекламно-информационном еженедельнике Советского района «Районная реклама» является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); не содержит указания на конкретный субъект ее получения; формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования и продвигает их на рынке аналогичных услуг.

В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В рассматриваемой рекламе говорится о возможности приобрести автомобиль Emgrand ЕС7 по цене от 429 000 рублей.

Согласно представленным сведениям и макету рекламы, согласованному между ООО «Леон» и ИП П, указанная цена распространяется только на автомобили Emgrand ЕС7 в кузове хэтчбек в комплектации Standart с двигателем 1,5 л., 2014 года выпуска.

Однако уточняющая информация, указанная в рекламе, выполнена нечитаемым шрифтом, в связи с этим фактическое присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения. Таким образом, необходимая информация не была доступна потребителям, что нарушает пункт 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»).

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование).

Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках и банковской деятельности) понятие «кредит» относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 письма Федеральной антимонопольной службы от 16.12.2011 № АК/47126 «Об актуальных вопросах применения Федерального закона «О рекламе» арбитражными судами» в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит, подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Закона о рекламе, в том числе, в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит.

В рассматриваемой рекламе указано «доступен в кредит по программе GEELY Finance». При этом отмечено специальное условие под знаком «звездочка»: «* GEELY Finance – программа целевого потребительского кредитования на приобретение автомобиля для физических лиц на специальных условиях. Данная программа распространяется на ограниченный перечень автомобилей, определенный дистрибьютером. Программа реализуется совместно с ООО «Сетелем Банк» лицензия Банка России № 2168 (бессрочно) от 27.06.2013. Срок действия программы с 01.01.2016 по 31.03.2016 включительно и распространяется на автомобили 2014 года. Дополнительная информация по телефону 88005005503. ** Товар сертифицирован. Цена указана для автомобилей Emgrand ЕС7 в кузове хэтчбек в комплектации Standart с двигателем 1,5 л., 2014 года выпуска. Не является публичной офертой.».

Однако уточняющая информация, влияющая на намерение покупателя воспользоваться рекламным предложением, является недоступной для потребителя (выполнена мелким нечитаемым шрифтом). Отсутствие в рекламе указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу фразы «Доступен кредит по программе GEELY Finance» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара, и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, поскольку не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.

Кроме того, указание в рассматриваемой рекламе минимальной стоимости рекламируемого товара направлено на формирование у потенциального покупателя желания приобрести товар, то существенным является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об условиях приобретения товара приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым услугой.

Согласно письменным пояснениям ООО «Леон» вх. № 5569 от 28.04.2016 рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Леон», рекламопроизводителем и рекламораспространителем является ИП П В указанной рекламе содержится ссылка на федеральную программу целевого потребительского кредитования GEELY Finance на приобретение автомобиля для физических лиц на специальных условиях. Данная программа распространяется на ограниченный перечень автомобилей, определенный дистрибьютером. Программа реализуется совместно с ООО «Сетелем Банк». Срок действия программы с 01.01.2016 до 31.03.2016 включительно и распространяется на автомобили 2014 года. Указанные сведения были размещены в согласованном сторонами макете рекламы.

Учитывая вышеизложенное, Комиссией Марийского УФАС России установлено, что рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В письменных пояснениях вх. № 5880 от 05.05.2016 предприниматель указал, что спорная реклама была размещена на основании договора об оказании рекламных услуг от 11.01.2016, заключенного между ИП П. и ООО «Леон». Исполнение указанного договора подтверждается актом выполненных работ № 000041 от 29.03.2016 и выпиской об оплате услуг. Изготовление и согласование модуля происходило путем электронной переписки. В отношении отсутствия существенной информации об условиях приобретения рекламируемого товара и сведений о лице, предоставляющем кредит по программе GEELY Finance индивидуальный предприниматель пояснил, что в согласованном сторонами макете указанная информация присутствовала, однако, при подготовке номера в печать дизайнером редакции допущена техническая ошибка при переводе файла в ненадлежащую цветовую градацию, соответствующую техническим условиям типографии, что привело к нечитаемости модуля, в котором расположена необходимая информация, содержащая сведения о банке и условиях предоставления финансовых услуг.

Таким образом, Комиссией Марийского УФАС России установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Леон», рекламопроизводителем и рекламораспространителем является ИП П

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 28 Закона о рекламе.

При этом частью 8 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 данной статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссия Марийского УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе со стороны ИП П

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу «Техцентр Леон», размещенную в номере 8 (334) от 11.03.2016 рекламно-информационного еженедельника «Районная реклама» на странице 1, следующего содержания:

 поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю П предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны