Решение б/н решение по делу №03-21/21-2018 от 28 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/21-2018

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«11» июля 2018 года                                                                                          г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «06» июля 2018 года

Полный текст решения изготовлен: «11» июля 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления 

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов 

член Комиссии – специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов 

рассмотрев дело № 03-21/21-2018 по факту размещения рекламы на внешней стене здания, расположенного по адресу: бульвар Чавайна, д. 12, г. Йошкар-Ола и на киоске «Марийская правда» по адресу бульвар Победы, 2, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл о курительных принадлежностях с признаками нарушения части 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе мониторинга наружной рекламы, распространяемой на территории муниципального образования «Городской округ г. Йошкар-Ола» обнаружена информация, размещенная на внешней стене здания, расположенного по адресу: бульвар Чавайна, д. 12, г. Йошкар-Ола и на киоске «Марийская правда» по адресу бульвар Победы, 2, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл следующего содержания:

                          

А также реклама бегущей строкой на электронном табло на киоске следующего содержания: «Vape 1803, Parilka12, Ce4 450, atmose 250, ijust s 2500, табак и уголь для кальяна adalya 140, Serbetli 130, уголь 50».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624).

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются электронные испарители и жидкости к ним, табак, уголь для кальяна.

Информация является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); не содержит указания на конкретный субъект ее получения; формирует и поддерживает интерес к рекламируемой информации и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

Совокупность указанной на конструкциях информации привлекает интерес к деятельности объекта, дает явное представление о реализации табачных изделий, направлена на привлечение внимания прохожих (как являвшихся потенциальными покупателями товаров, так и не являвшихся) и направлена на поддержание интереса к продавцу и к ассортименту реализуемой им продукции.

В соответствии с нормами статьи 1 Закона о рекламе одной из его целей является пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с частью 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

При этом перечень табачных изделий и курительных принадлежностей, приведенный в данной норме, не является исчерпывающим.

Таким образом, Законом о рекламе установлен безусловный запрет на рекламу любой табачной продукции, что отвечает законодательным тенденциям, направленным на ужесточение ответственности за распространение подобной рекламы, а также ограничение курения любых табачных изделий (Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»).

Поскольку «электронные сигареты» используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, и в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях, «электронные сигареты» могут быть отнесены к категории товаров, подобных табачным изделиям и курительным принадлежностям (письмо ФАС России от 03.03.2011 №АК/7349 «О рекламе электронных сигарет»).

Таким образом, электронные испарители являются разновидностью электронных сигарет, используются в процессе курения, следовательно, относятся к курительным принадлежностям.

Совокупное содержание приведенной в рекламе информации об электронных испарителях с изображением данных испарителей и жидкости к ним свидетельствует об адресованности такой информации неопределенному кругу потенциальных потребителей и стимулирует приобретение курительных принадлежностей (электронных испарителей) и сопутствующих им товаров.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 15 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара, а достаточно изображения различительных элементов, которые использовались при рекламе этого товара.

По смыслу данного разъяснения нет необходимости рекламировать в полном объеме услугу по курению электронных испарителей (с детальными пояснениями), достаточно показать изображение различительных элементов электронных испарителей.

В рассматриваемой рекламе присутствует изображение различных электронных испарителей, жидкостей к ним с четко различимыми названиями.

Следовательно, в данной рекламе рекламируются курительные принадлежности.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования части 8 статьи 7 Закона о рекламе.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7 Закона о рекламе, несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Реклама размещена непосредственно на внешней стене здания, расположенного по адресу: бульвар Чавайна, д. 12, г. Йошкар-Ола, в котором расположен отдел «Parilka12» и на киоске «Марийская правда» по адресу бульвар Победы, 2, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, в котором также расположен отдел по продаже курительных принадлежностей.

Торговую деятельность в отделах Parilka12 по продаже курительных принадлежностей и комплектующих к ним осуществляет ИП Виноградов М.Ю. (ИНН 121526968264, ОГРНИП 315121500000895).

Между ИП Виноградовым М.Ю. (Арендатор) и ОАО «Газета «Марийская правда» (Арендодатель) заключен договор аренды площади б/н от 09.07.2017, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить за плату во временное пользование киоск, находящийся по адресу: г. Йошкар-Ола, бульвар Победы, южнее дома № 122 по ул. Первомайской, принадлежащий арендодателю на праве собственности.

Между ИП Виноградовым М.Ю. (Субарендатор) и ООО «Вектор М» (Арендатор) заключен договор субаренды части нежилого помещения № 17 от 01.01.2018, согласно которому арендатор обязуется передать на условиях, определенных настоящим договором субарендатору во временное пользование часть нежилого помещения, расположенное по адресу: г. Йошкар-Ола, б. Чавайна, д. 12.

Комиссия Марийского УФАС России на основе собранных по делу документов и доказательств приходит к выводу о том, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Виноградов М.Ю., что тоже не опровергнуто индивидуальным предпринимателем.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В материалах дела отсутствуют документальные доказательства, отражающие факт устранения ИП Виноградовым М.Ю. нарушения законодательства о рекламе.

На основании указанного, Комиссия Марийского УФАС России, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП Виноградову М.Ю.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу курительных принадлежностей, размещенную на внешней стене здания, расположенного по адресу: г. Йошкар-Ола, бульвар Чавайна, д.12 и на киоске «Марийская правда» по адресу: бульвар Чавайна,2, следующего содержания:

 

                       

поскольку она не соответствует требованиям части 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать индивидуальному предпринимателю Виноградову М.Ю. (ИНН 12152698264; ОГРНИП 315121500000895) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны