Решение б/н Решение и предписания по делу №03-21/22-2016 от 21 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №03-21/22-2016

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«23» июня 2016 года                                                                                  г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «14» июня 2016 года

Полный текст решения изготовлен: «23» июня 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии

член Комиссии

член Комиссии

рассмотрев дело № 03-21/22-2016, возбужденное по факту нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)

в присутствии законного представителя АУ Советского муниципального района «Газета «Вестник района» - главного редактора К. на основании приказа, паспорт <...> директора ООО «Стомадент» - Ж. на основании приказа, паспорт,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 
   

 В ходе мониторинга печатных средств массовой информации на странице 15 газеты «Вестник района» №19 (9072) от 06.05.2016 была обнаружена реклама следующего содержания:

на странице 1 газеты «Вестник района» №17 (10540) от 28.04.2016 обнаружена реклама следующего содержания:

содержащие признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38- ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

На заседании Комиссии Марийского УФАС России АУ Советского муниципального района «Газета «Вестник района» пояснило, что рассматриваемая реклама распространена по письменной заявке ООО «Стомадент». Учреждение является рекламораспространителем и рекламопроизводителем спорной рекламной информации. Предупредительная надпись в рекламе медицинских услуг не была указана. АУ Советского муниципального района «Газета «Вестник района» (рекламораспространитель) признало факт нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

ООО «Стомадент» сообщило, что заявка на размещение рекламы «Открылась стоматология …» была подана в письменной форме без указания предупредительной надписи. Итоговый макет рекламы обществом не согласован. Услуги ООО «Стомадент», указанные в рекламе, являются медицинскими.

Рассмотрев материалы дела 03-21/22-2016 о нарушении законодательства о рекламе и выслушав позицию лиц, участвующих в деле, Комиссия Марийского УФАС России признает рассматриваемую рекламу ненадлежащей по следующим основаниям.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (статья 3 Закона о рекламе).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц»).

Рассматриваемая информация об открытии стоматологии является рекламой, поскольку она распространена в информационном издании и направлена на привлечение внимания как к ООО «Стомадент», так и к услугам, которые оно оказывает: лечение, протезирование, рентгенодиагностика, отбеливание и т.д., а также информирует потребителей о выдаче семейных карт со скидкой 5%, подарочных сертификатов.

Таким образом, спорная реклама способствует формированию и поддержанию интереса к деятельности организации и ее продвижению на рынке.

Одной из целей Закона о рекламе является предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Закона о рекламе).

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Закон о рекламе устанавливает специальные требованиям к отдельным видам товаров (услуг).

Так, статья 24 Закона о рекламе содержит требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины.

В соответствии с частью 7 указанной статьи реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой другими способами предупредительная надпись должна занимать не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Указанные требования не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Из содержания спорной рекламы следует, что ООО «Стомадент» рекламируются такие услуги как лечение, протезирование, рентгенодиагностика, профессиональная гигиена полости рта, чистка зубов Alr Flow, глубокое фторирование (профилактика кариеса у детей, беременных), отбеливание, детский прием.

Пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрывает содержание понятия «медицинская услуга» - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 27.12.2011 №1664н (далее - Номенклатура), согласно которой применительно к спорной ситуации стоматология ортопедическая, включающая в себя протезирование и стоматология терапевтическая, включающая в себя лечение, профессиональная гигиена полости рта, чистка зубов Air Flow, фторирование, отбеливание, являются видами медицинских услуг.

Из содержания распространяемой обществом рекламы следует, что указание в ней таких слов, как протезирование, отбеливание, фторирование и т.д. ассоциируются у потребителя не с самим фактом осуществления медицинской деятельности, а с конкретным перечнем оказываемых медицинских услуг, и направлено на привлечение внимания к медицинским услугам, которые оказываются стоматологией «Стомадент».

Кроме того, спорная реклама размещена в газете «Вестник района», которая не относится к числу специализированных печатных изданий, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а рекламируемые медицинские услуги направлены на привлечение внимания неопределенного круга потребителей, поскольку читателями указанной газеты являются жители Республики Марий Эл.

Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой медицинских услуг и должна содержать предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. 

Соответственно спорная реклама является ненадлежащей, поскольку содержит нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе ввиду отсутствия предупредительной надписи.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Письмом от 13.05.2016 исх. №30 (вх. №6414 от 16.05.2016) АУ Советского муниципального района «Газета «Вестник района» пояснило, что спорная реклама была размещена в газете «Вестник района» во исполнении договора на оказание рекламно-информационных услуг от 12.04.2016, заключенного между учреждением и ООО «Стомадент». Текст рекламы был составлен заказчиком (ООО «Стомадент») лично и представлен газете в письменном виде. Согласование макета рекламы с заказчиком не происходило. АУ Советского муниципального района «Газета «Вестник района» признает себя рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы и считает, что нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе произошло по вине специалиста учреждения по рекламе.

ООО «Стомадент» сообщило (письмо от 17.05.2016 вх. №6415), что обществом было принято решение о размещении в газете «Вестник района» рекламы с целью оповещения населения об открытии стоматологии (приказ №5 от 03.04.2016 «О размещении рекламы в газете «Вестник района»). Указанным приказом установлено о необходимости согласования текста размещаемой рекламы с редакцией. Директором ООО «Стомадент» Журавлевой Д.Р. подана заявка на размещение рекламы в редакцию газеты и представлен текст в письменном виде для согласования и размещения в печатном издании. Макет спорной рекламы разрабатывался сотрудниками АУ Советского муниципального района «Газета «Вестник района», однако не был согласован с ООО «Стомадент».

В соответствии с пунктом 1.1. договора на оказание рекламно-информационных услуг от 12.04.2016 АУ Советского муниципального района «Газета «Вестник района» оказывает ООО «Стомадент» услуги по публикации представленных обществом рекламно-информационных материалов в газете «Вестник района», в объеме и в сроки, установленные сторонами.

Согласно пункту 3.2. указанного договора ответственность за достоверность и точность предоставленного для публикации рекламно-информационного материала, с соблюдением действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона о рекламе, несет ООО «Стомадент». 

Исполнение договора на оказание рекламно-информационных услуг от 12.04.2016 сторонами подтверждает приходный кассовый ордер №449 от 12.04.2016 на сумму 3 900 рублей.

Из представленных сведений и документов следует, что рекламодателем рассматриваемого рекламного материала является ООО «Стомадент», рекламораспространителем и рекламопроизводителем – АУ Советского муниципального района «Газета «Вестник района».

В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, а также учитывая, что аналогичная реклама без указания предупредительной надписи распространялась в газете «Вестник района» от 17.03.2016 №10 (10533), 31.03.2016 №12 (10535), от 07.04.2016 №13 (10536) на странице 15, считает, необходимым выдать АУ Советского муниципального района «Газета «Вестник района», ООО «Стомадент» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 
   


РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в газете «Вестник района» №19 (9072) от 06.05.2016 на странице 15 и в газете «Вестник района» №17 (10540) от 28.04.2016 на странице 1, следующего содержания: 

поскольку нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать автономному учреждению Советского муниципального района «Газета «Вестник района», ООО «Стомадент» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                          

 

Члены Комиссии                                                                                      

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

ПО ДЕЛУ № 03-21/22-2016

 

«23» июня 2016 года                                                                                 г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии

 

 
   


член Комиссии

 

член Комиссии


на основании своего решения от «23» июня 2016 года по делу № 03-21/22-2016 о признании ненадлежащей рекламы, распространённой в газете «Вестник района» №19 (9072) от 06.05.2016 на странице 15 и в газете «Вестник района» №17 (10540) от 28.04.2016 на странице 1, следующего содержания:

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Автономному учреждению Советского муниципального района «Газета «Вестник района» в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы без указания предупредительной надписи в рекламе медицинских услуг.

2. Автономному учреждению Советского муниципального района «Газета «Вестник района» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.

 

Пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                           

 

Члены Комиссии:                                                                                      

                   

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

ПО ДЕЛУ № 03-21/22-2016

 

«23» июня 2016 года                                                                                 г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии

 

 
   


член Комиссии

 

член Комиссии


на основании своего решения от «23» июня 2016 года по делу № 03-21/22-2016 о признании ненадлежащей рекламы, распространённой в газете «Вестник района» №19 (9072) от 06.05.2016 на странице 15 и в газете «Вестник района» №17 (10540) от 28.04.2016 на странице 1, следующего содержания:

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Стомадент» в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы без указания предупредительной надписи в рекламе медицинских услуг.

2. Обществу с ограниченной ответственностью «Стомадент» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.

 

Пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                           

 

Члены Комиссии:                                                                                      

                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны