Решение б/н Решение и предписание по делу №03-21/29-2016 от 21 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу №03-21/29-2016

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«08» июля 2016 года                                                                                  г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «05» июля 2016 года

Полный текст решения изготовлен: «08» июля 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии

член Комиссии

член Комиссии

рассмотрев дело № 03-21/29-2016, возбужденное по факту нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)

в присутствии законного представителя МАУ «Редакция газеты «Знамя» - главного редактора В., распоряжение, паспорт <...> в отсутствии заявителя, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) поступило обращение Прокуратуры Мари-Турекского района от 20.04.2016 (вх. №5003) о размещении на странице 8 газеты «Знамя» №51 (9052) от 18.12.2015 рекламы финансовых услуг следующего содержания: «ДЕНЬГИ ВСЕМ! Выдаем займы под низкие проценты от 15 до 30 тыс. руб. Требуется только паспорт <...> Исправляем кредитную историю. Тел. +79276834375.».

Антимонопольным органом возбуждено дело №03-21/29-2016 по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

МАУ «Редакция газеты «Знамя» на заседании Комиссии признало факт нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе. Нарушение было допущено ввиду размещения рекламы такого содержания впервые, недостаточного опыта и знаний Закона о рекламе. Учреждением не были учтены специальные требования Закона о рекламе.

Рассмотрев материалы дела 03-21/29-2016 о нарушении законодательства о рекламе и выслушав позицию лица, участвующего в деле, Комиссия Марийского УФАС России признает рассматриваемую рекламу ненадлежащей по следующим основаниям.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (статья 3 Закона о рекламе).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц»).

Рассматриваемая информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц - размещена в средствах массовой информации и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования – финансовой услуги в виде займа, а также к услуге по «исправлению кредитной истории».

Одной из целей Закона о рекламе является предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Закона о рекламе).

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Согласно статье 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Особенности предоставления займа под проценты заемщику-гражданину в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливаются законами. При этом субъектный состав договора займа не ограничен, и заимодавцем может являться любое юридическое лицо или физическое лицо.

Таким образом, спорная информация является рекламой финансовых услуг и потребителю важно знать, какое лицо делает предложение о предоставлении займа. Поэтому в рекламе финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Следовательно, указание правильных реквизитов лица, предоставляющего финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Рассматриваемая реклама финансовых услуг не содержит сведений о лице, предоставляющем займ, а, значит, нарушает требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Закона о рекламе). Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Закона о рекламе).

МАУ «Редакция газеты «Знамя» пояснило, что заявка на размещение спорной рекламы была сделана в письменной форме Савельевой Л.Р. Договор о размещении рекламы в газете «Знамя» был заключен в устной форме. Сведениями о лице, предоставляющем займ, в учреждение не были представлены (письма от 06.05.2016 исх. №17, от 27.06.2016 исх. №27).

Исполнение сторонами договора подтверждается приходным кассовым ордером №1423 от 01.12.2015 на сумму 250 руб.

 Рассматриваемая реклама размещена в газете «Знамя», следовательно, рекламораспространителем выступает МАУ «Редакция газеты «Знамя», рекламодателем – Савельева Л.Р.

Спорная реклама финансовых услуг (займ), размещенная в газете «Знамя» без указания сведений о лице, оказывающем   эту услугу или осуществляющем данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество), является ненадлежащей, поскольку нарушает требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган лишен возможности установить место регистрации рекламодателя спорной рекламы финансовых услуг в газете «Знамя». Сведения о Савельевой Л.Р. (имя и отчество, дата и место регистрации и иные паспортные данные) у МАУ «Редакция газеты «Знамя» отсутствуют. Что исключает возможность выдачи предписания рекламодателю в силу пунктов 12, 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 №508.

На основании изложенного, Марийское УФАС России считает необходимым выдать МАУ «Редакция газеты «Знамя» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную на странице 8 газеты «Знамя» №51 (9052) от 18.12.2015 следующего содержания: «ДЕНЬГИ ВСЕМ! Выдаем займы под низкие проценты от 15 до 30 тыс. руб. Требуется только паспорт <...> Исправляем кредитную историю. Тел. +79276834375.», поскольку нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать муниципальному автономному учреждению «Редакция газеты «Знамя» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                           

 

Члены Комиссии      

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

ПО ДЕЛУ № 03-21/29-2016

 

«08» июля 2016 года                                                                                 г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии

член Комиссии

член Комиссии

на основании своего решения от «08» июля 2016 года по делу № 03-21/29-2016 о признании ненадлежащей рекламы, распространённой на странице 8 газеты «Знамя» №51 (9052) от 18.12.2015 следующего содержания: «ДЕНЬГИ ВСЕМ! Выдаем займы под низкие проценты от 15 до 30 тыс. руб. Требуется только паспорт <...> Исправляем кредитную историю. Тел. +79276834375», в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Муниципальному автономному учреждению «Редакция газеты «Знамя» в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы без указания наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги (займ).

2. Муниципальному автономному учреждению «Редакция газеты «Знамя» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.

 

Пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                           

Члены Комиссии:                                                                                                          

                                                                                

                                                                                                                   

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны