Решение б/н решение по делу 03-21/30-2018 от 28 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/30-2018

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«12» октября 2018 года                                                                                   г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «01» октября 2018 года

Полный текст решения изготовлен: «12» октября 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления 

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов 

член Комиссии – специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов 

рассмотрев дело № 03-21/30-2018, возбужденное по признакам нарушения пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившимся в распространения рекламных листовок на территории городского округа «Город Йошкар-Ола»,

в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) поступили заявления граждан от 16.02.2018 вх. № 29-З, от 25.01.2018 вх. № 13-Л о распространении рекламных листовок, в которых содержится информация об оказании услуг по поверке приборов учета воды, содержащих признаки нарушения статьи 5 Закона о рекламе, следующего содержания:

Определением от 19.07.2018 Марийским УФАС России возбуждено дело №03-21/30-2018 по признакам нарушения пунктов 2,3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

ООО «Гидродинамика-Поволжье» представило письменные пояснения от 12.09.2018 вх. № 6982, в которых указало, что общество не является управляющей компанией на территории городского округа «Город Йошкар-Ола». Кроме того, общество указало, что рассматриваемую рекламную листовку не распространяло.

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные материалы и документы, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, указанная в рассматриваемом извещении, является рекламой, так как распространена при помощи рекламных листовок, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания текста рекламной информации, содержащегося в рассматриваемом извещении следует, что объектом рекламирования являются услуги по проведению поверки приборов учета воды.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, недостоверные сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Использование в рассматриваемом извещении следующих слов и словосочетаний: «Уважаемый потребитель! Управляющая компания уведомляет Вас…», «провести периодическую поверку приборов учета воды в Аккредитованной организации в области обеспечения единства измерений и представить свидетельство о поверке в Управляющую копанию», «просим в обязательном порядке предоставить копии Свидетельства о поверке в Управляющую компанию», «согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также «в соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011» и информации «аттестаты аккредитации «№ РОСС RU.0001310378 от 23.04.2014, №RA.RU.311731 от 13.07.2016, №RA.RU.311659 от 27.06.2016 выданы ФС по аккредитации «РОСАККРЕДИТАЦИЯ» ИНН 2130158923 *информация носит уведомительный характер, не является публичной офертой» создает впечатление о необходимости и обязательности приобретения услуг только у аккредитованной организации, указанной в рекламе.

Согласно данным единого государственного реестра юридических лиц, ИНН 2130158923 принадлежит ООО «Гидродинамика-Поволжье» (юридический адрес: 428018, Чувашская республика, г. Чебоксары, ул. Б.С. Маркова, д. 8, корпус 1, пом. 2), генеральным директором является Кириллов Игорь Валентинович.

Основным видом деятельности является деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 82.99), дополнительными видами является ремонт электронного и оптического оборудования (ОКВЭД 33.13), деятельность в области технического регулирования стандартизации, метрологии, аккредитации, каталогизации продукции (ОКВЭД 71.12.6).

В соответствии с частью 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установка, замена, эксплуатация, поверка приборов учета воды, сточных вод осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 9 статьи 20 Закона о водоснабжении и водоотведении определено, что абоненты, организации, эксплуатирующие водопроводные, канализационные сети, обязаны обеспечить доступ представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с которой заключены указанные в части 1 статьи договоры, или по ее указанию представителям иной организации к узлам учета и приборам учета, в том числе для опломбирования приборов учета, снятия показаний приборов учета.

Согласно подпункту «а» пункта 82 Правил исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия.

В соответствии со статьей 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила) исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.

Так, согласно подпункту «а» части 9 Правил, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.

Из материалов дела следует, что ООО «Гидродинамика-Поволжье» не является управляющей компанией на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», в том числе, в домах в которых происходило распространение рассматриваемых рекламных листовок.

Согласно статье 11 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон об обеспечении единства измерений) поверка средств измерений отнесена к государственному регулированию в области обеспечения единства измерений.

Поверкой приборов учета является совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (п. 17 ст. 2 Закона об обеспечении единства измерений).

Согласно статье 13 Закона об обеспечении единства измерений средства измерений, в том числе и приборы учета воды, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. При этом применяющие указанные приборы пользователи обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Марийским УФАС России установлено, что ООО «Гидродинамика-Поволжье» не имеет аттестатов аккредитации, таким образом, указание в рекламе, что поверку приборов учетов проводит аккредитованное лицо, а также указание ИНН «Гидродинамика-Поволжье» не соответствует действующему законодательству.

Кроме того, ссылки в рекламе на нормативно-правовые акты вводят потребителей в заблуждение, создают впечатление о проведении данных работ определенной организацией и необходимости обращения в данную организацию для соблюдения требований действующего законодательства.

Таким образом, рекламные листовки нарушают пункты 2, 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку содержат недостоверные сведения относительно характеристик и условий потребления данной услуги гражданами.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пунктов 2,3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно пунктам 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В рекламе указано: «Вызов специалиста и подача заявки возможны по телефону Диспетчерской службы тел. 510-710».

На основании выписки из реестра Российской системы и плана нумерации номер абонента 510-710 (федеральный 9648610710), указанный в качестве контактного в рассматриваемом извещении, принадлежит номерной ёмкости ПАО «ВымпелКом». Данный номер согласно договору оказания услуг связи Билайн от 24.08.2015 №569011954 выделен Кириллову Игорю Валентиновичу (адрес регистрации: Республика Чувашия, г. Чебоксары, ул. Э.М. Юрьева, д. 1, кв.51). Подключение к абонентскому номеру 9648610710 совершено при замене номера через услугу «Замена номера».

Учитывая, что объектом рекламирования являются услуги по проведению поверки приборов учета воды, оказываемые ОО «Гидродинамика-Поволжье», а владелец телефонного номера 510-710 является генеральным директором данного общества, то реклама направлена в интересах именно данного общества, а, следовательно, рекламодателем и рекламораспространителем является ООО «Гидродинамика-Поволжье».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В настоящий момент доказательства, свидетельствующие о прекращении ООО «Гидродинамика-Поволжье» нарушения законодательства о рекламе, в материалах дела отсутствуют.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу услуг поверки приборов учета воды в городе Йошкар-Ола, следующего содержания:

 

поскольку в ней нарушены требования пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Гидродинамика-Поволжье» (ИНН 2130158923; ОГРНИП 1152130010603) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны