Решение №03-21/31-2017 решение 03-21/31-2017 от 12 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/31-2017

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«23» июня 2017 года г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «09» июня 2017 года

Полный текст решения изготовлен: «23» июня 2017 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии,

член Комиссии,

член Комиссии,

рассмотрев дело № 03-21/31-2017, возбужденное по пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении ИП О. по факту распространения рекламных листовок «Приволжский союз защиты страхователей. Как получить страховку по ОСАГО» по адресу ул. Вашская, д.8, каб.17/1, г. Йошкар-Ола,

в отсутствии лиц, участвующих в рассмотрении дела, надлежащим образом извещенных о дате, времени, месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступило заявление гражданина от 24.03.2017 №87-Я о распространении листовок с недостоверной информацией об осуществлении страховых выплат по ОСАГО.

Как следует из заявления, по адресу ул. Вашская, д.8, каб.17/1, г. Йошкар-Ола распространяются листовки рекламного характера «Приволжский союз защиты страхователей. Как получить страховку по ОСАГО» следующего содержания:

 

 

По факту размещения указанной рекламы Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/31-2017 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон о рекламе).

ИП О. в письменных пояснениях от 07.06.2017 №7001, и на заседании комиссии от 02.05.2017 указал, что не оказывает услуги, указанные в рассматриваемой рекламе. Помещение по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Вашская, д.8, каб. 17/1 индивидуальный предприниматель использует на основании договора аренды, фактически занимается продажей игрушек посредством сайта alatoys-market.ru.

ИП О. пояснил, что лица, распространяющие рассматриваемую рекламу, ему неизвестны.

Индивидуальный предприниматель О. на заседание комиссии 09.06.2017 не явился, своих представителей не направил. Комиссия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ИП О., надлежащим образом уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения дела.

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные в ходе рассмотрения материалы и документы, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, указанная в рассматриваемой листовке, является рекламой, так как распространена при помощи рекламных листовок, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются услуги по выплате денежных средств при наступлении страховых случаев при ДТП, а также лицо, оказывающее данные услуги под наименованием «ПРИВОЛЖСКИЙ СОЮЗ ЗАЩИТЫ СТРАХОВАТЕЛЕЙ» по адресу ул.Вашская, д.8, каб.17/1.

Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Отношения, связанные с организацией страхового дела, регулируются Законом РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее –Закон об организации страхового дела).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона об организации страхового дела страховщиками являются страховые организации и общества взаимного страхования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию и получившие лицензии на осуществление соответствующего вида страховой деятельности в установленном указанным Законом порядке. Страховые организации, осуществляющие исключительно деятельность по перестрахованию, являются перестраховочными организациями.

При этом лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера – это специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела. Лицензия выдается страховой организации на осуществление: добровольного страхования жизни; добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни; добровольного имущественного страхования; вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования; перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате).

Деятельность в области страхования ОСАГО регулируется также Федеральным законом от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее- Закон об ОСАГО). В статьях 21, 22 Закона об ОСАГО установлены требования к страховщикам, а также к организации операций по обязательному страхованию. Так, например, страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и прямом возмещении убытков, а также на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков, при получение лицензии на осуществление страхования ОСАГО обязательно наличие у этой страховой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.

В соответствии со статьей 5 Закона об ОСАГО порядок реализации прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации, которые включают в себя порядок заключения, изменения, продления, досрочного прекращения договора обязательного страхования; порядок уплаты страховой премии; перечень действий лиц при осуществлении обязательного страхования, в том числе при наступлении страхового случая; порядок определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков и осуществления страховой выплаты.

Таким образом, организации, осуществляющие страхование ОСАГО обязаны иметь лицензию на осуществление страховой деятельности и должны соблюдать требования, установленные Законом об ОСАГО.

Договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (статья 1 Закона об ОСАГО).

ИП О. не имеет лицензии на осуществление страховой деятельности, следовательно, не вправе осуществлять страховые выплаты, в том числе по ОСАГО.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку содержит недостоверные сведения относительно характеристик оказываемой услуги по выплате денежных средств по ОСАГО.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Комиссией Марийского УФАС России отклоняются доводы ИП О., о том, что индивидуальный предприниматель не занимается оказанием рассматриваемых услуг, не имеет отношения к деятельности «Приволжский союз защиты страхователей» и не распространяет рассматриваемую рекламу на основании следующего.

Так, помещение по адресу ул.Вашская, д.8, каб.17/1 передано в аренду О. на основании договора аренды от 01.08.2016, заключенного с П. ИП О. использует указанное помещение для осуществления предпринимательской деятельности.

Информационные вывески следующего содержания: «Выплаты по ОСАГО», «Приволжский союз защиты страхователей» в течение 2017 года были расположены при входе в офис ул.Вашская, д.8, каб.17/1.

Кроме того, в рекламе использованы контактные данные ИП О. (контактный номер телефона, домен адреса в сети интернет (электронной почты).

На основании выписки из реестра Российской системы и плана нумерации номер абонента, указанный в качестве контактного в рассматриваемом извещении, принадлежит номерной ёмкости ПАО «Вымпел-Коммуникации». Данный номер согласно договору оказания услуг связи от 01.09.2016 выделен индивидуальному предпринимателю О.

Кроме того, администратором доменного имени marisouz.ru, согласно ответу регистратора ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», является О.

Из обращения гражданина следует, что реклама была распространена в здании по адресу ул.Вашская, д.8.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по выплате денежных средств при наступлении страховых случаев при ДТП под наименованием «ПРИВОЛЖСКИЙ СОЮЗ ЗАЩИТЫ СТРАХОВАТЕЛЕЙ» осуществляет ИП О.

Следовательно, индивидуальный предприниматель имеет прямой коммерческий интерес к распространению и размещению рассматриваемой информации.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к итоговому выводу о том, что рекламодателем и рекламораспространителем рекламы является ИП О.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе установлена для рекламодателя.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе ИП О.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу «Приволжский союз защиты страхователей. Как получить страховку по ОСАГО» следующего содержания:

 

распространенную по адресу ул. Вашская, д.8, г. Йошкар-Ола, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать индивидуальному предпринимателю О. предписание о прекращении нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны