Решение б/н решение по делу 03-21/35-2018 от 28 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/35-2018

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«17» августа 2018 года                                                                                    г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «14» августа 2018 года

Полный текст решения изготовлен: «17» августа 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя 

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов 

член Комиссии – специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов 

рассмотрев дело № 03-21/35-2018, возбужденное в отношении АО КБ «Хлынов» по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), выразившимся в распространении рекламы АО КБ «Хлынов» в №05 (232) от 03 февраля 2018 года газеты «PRO город Йошкар-Ола» на странице 7

в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) проведен мониторинг рекламы, размещенной в газете «PRO город Йошкар-Ола», в ходе проведения которого установлен факт размещения в №05 (232) от 03 февраля 2018 года на странице 7 рекламы АО КБ «Хлынов» о предоставлении расчетной карты, следующего содержания:

Определением Марийского УФАС России от 19.07.2018 возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/35-2018 по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

На заседание комиссии АО КБ «Хлынов» представило письменные пояснения от 10.08.2018 вх. № 8909, в которых указало, что в рекламе зафиксированы все существенные условия использования карты, и что реклама соответствует требованиям законодательства о рекламе.

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные материалы и документы, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из анализа текста рекламы следует, что объектом рекламирования является расчетная карта АО КБ «Хлынов», а также АО КБ «Хлынов».

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц»).

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи печатного издания, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 08.10.2012 № 58 разъяснил, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Федеральным законом № 38-ФЗ «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» определено, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

При этом, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

 В рассматриваемой рекламе содержится следующая информация: «Новый дизайн-новые преимущества. Активно пользуйтесь картой-не платите за обслуживание! Без платы за годовое обслуживание; доход от покупок – кэшбэк до 5%; льготный период до 61 дня; закажи онлайн на банк-хлынов.рф».

Мелким шрифтом внизу рекламы размещены существенные условия использования кредитных карт MasterCard World для физических лиц.

Однако в рассматриваемой рекламе отсутствуют иные существенные условия использования данных карт, определенные соответствующими локальными актами общества, а именно информация о тарифе на выдачу наличных средств в банкоматах и пунктах выдачи наличных самого банка или иных банков.

Так, в тарифах комиссионных вознаграждений по обслуживанию банковских карт, счетов и использованием банковских карт АО КБ «Хлынов», утвержденных решением тарифного комитета АО КБ «Хлынов» (протокол от 20.12.2017 №50) установлены условия пользования кредитными картами MasterCard World для физических лиц, а именно: получение наличных в банкоматах и пунктах выдачи наличных Банка, от суммы транзакции 3,9 %, в банкоматах и пунктах выдачи наличных иных банков, от суммы транзакции 4,9 %, минимум 400 рублей (пп. 5.1 и 5.2 протокола).

Кроме того, параметрами финансовых продуктов для физических лиц – клиентов АО КБ «Хлынов», утвержденных кредитным комитетом АО КБ «Хлынов» (протокол №3-БК от 11.01.2018), определено следующее: процентная ставка - 22 % годовых, льготная процентная ставка – 0%; для кредитной карты «По паспорту» процентная ставка – 24 % годовых; для вкладчиков Банка процентная ставка – 19 % годовых.

В рассматриваемой рекламе в части процентных ставок указано, что максимальная процентная ставка составляет 27%, что не соответствует данному протоколу, а также отсутствует информация о применении иных процентных ставок (льготная процентная ставка, проценты по кредитным картам «По паспорту», и проценты для вкладчиков Банка).

Вместе с тем, информация о процентных ставках, о тарифе на выдачу наличных средств в банкоматах и пунктах выдачи наличных самого банка иных банков является существенной и влияет на сумму расходов, которые понесут потребители, воспользовавшись расчетной картой. Таким образом, данная реклама содержит некоторые существенные условия о рекламируемом товаре, однако не содержит и умалчивает об иных существенных условиях.

Следовательно, рассматриваемая реклама нарушает часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2, часть 3 статьи 28 закона о рекламе.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно пунктам 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из представленных материалов следует, что между ИП Карелиным Н.Ю. (Исполнитель) и АО КБ «Хлынов» (Заказчик) заключен договор №5200 от 16.10.2017, согласно которому исполнитель по заказу заказчика возмездно выполняет работы и/или услуги по производству и/ или размещению рекламных и/или информационных материалов в средстве массовой информации информационно-рекламном еженедельнике «Прогород Йошкар-Ола», распространяемом на территории Республики Марий Эл.

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО КБ «Банк Хлынов», рекламораспространителем – ИП Карелин Н.Ю.

Таким образом, АО КБ «Хлынов» является рекламодателем рассматриваемой рекламы и должно соблюдать требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В материалах дела отсутствуют документальные доказательства, отражающие факт устранения АО КБ «Хлынов» нарушения законодательства о рекламе.

На основании указанного, Комиссия Марийского УФАС России, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе АО КБ «Хлынов»

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в №05 (232) от 03 февраля 2018 года газеты «PRO город Йошкар-Ола» на странице 7, следующего содержания:

поскольку она не соответствует требованиям части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать АО КБ «Хлынов» (ИНН 4346013603, ОГРН 1024300000042) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны