Решение №03-21/38-2017 решение №03-21/38-2017 от 12 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №03-21/38-2017

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«06» июля 2017 года г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «05» июля 2017 года

Полный текст решения изготовлен: «06» июля 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии,

член Комиссии,

член Комиссии,

рассмотрев дело, возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе мониторинга наружной рекламы, распространяемой на территории городского округа «Город Волжск», 31.10.2016 обнаружена реклама следующего содержания: «Simadent стоматология открытие 22.08.2016 чистка в подарок * *при лечении от 3-х зубов скидка 50% на лечение взрослых и детей Зеленая, 3 В (за центральным Сбербанком) (883631) 6-06-00, 8-902-108-06-60», размещенная на внешней стене здания, расположенного по адресу: ул. Ленина, д. 55, г. Волжск, Республика Марий Эл, содержащая признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2016 №38-ФЗ (далее – Закон о рекламе).

Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара. Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как рекламы. Тем самым признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Спорная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как распространена при помощи наружной рекламной конструкции, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижению на рынке.

Объектом рекламирования спорной информации является стоматология Simadent и услуги, оказываемые ей: лечение, чистка, а также акции «чистка в подарок при лечении от 3-х зубов», «скидка 50% на лечение взрослых и детей».

Пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрывает содержание понятия «медицинская услуга» - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 27.12.2011 №1664н (далее - Номенклатура), согласно которой применительно к спорной ситуации входят в раздел «А» и относятся к простым медицинским услугам, оказание которых возможно только при наличии соответствующей лицензии.

Из содержания распространяемой обществом рекламы следует, что указание в ней таких слов, как лечение, чистка зубов ассоциируются у потребителя не с самим фактом осуществления медицинской деятельности, а с конкретным перечнем оказываемых медицинских услуг, и направлено на привлечение внимания к медицинским услугам, которые оказываются стоматологией «Simadent».

Кроме того, спорная реклама размещена посредством рекламной конструкции, размещенной не в месте проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а рекламируемые медицинские услуги направлены на привлечение внимания неопределенного круга лиц потребителей.

Министерство здравоохранения Республики Марий Эл указало, что к медицинским относятся такие услуги как удаление наддесных и поддесных зубных отложений (А16.07.002), профессиональная гигиена полости рта и зубов (А16.07.051), восстановление зуба пломбой (А16.07.002), пломбирование корневого канала зуба (А16.07.008), пульпотомия (ампутация коронковой пульпы) (А16.07.009), инструментальная и медикаментозная обработка корневого канала (А16.07.030), сошлифовывание твердых тканей зуба (А16.07.082), исследование кариозных полостей с использованием стоматологического зонда (А02.07.002). указанные услуги являются отдельными составными частями процедуры лечения заболеваний зуба или профилактики заболевания. Таким образом, лечение заболеваний зуба, как и профессиональная гигиена полости рта и зубов являются медицинскими услугами (письмо от 02.06.2017 исх. №3560).

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Марий Эл в письменных пояснениях от 05.06.2017 исх. №И12-542/17 пояснило, что указанные в рекламе услуги, являются услугами медицинского характера, оказываемые в рамках одной или нескольких работ (услуг), составляющих медицинскую деятельности, а именно, стоматологии, стоматологии детской, стоматологии общей практики, стоматологии профилактической, стоматологии терапевтической.

Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой медицинских услуг, к которой Закон о рекламе устанавливает специальные требования.

Статья 24 Закона о рекламе содержит требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины.

В соответствии с частью 7 указанной статьи реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой другими способами предупредительная надпись должна занимать не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Указанные требования не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Соответственно, спорная реклама является ненадлежащей, поскольку содержит признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе ввиду отсутствия предупредительной надписи.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Администрация городского округа «Город Волжск» письмом от 22.03.2017 исх. №1178 сообщило, что ИП С. выданы разрешения от 22.02.2017 №08, №09 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: ул. Ленина, д. 55 Д, г. Волжск, Республика Марий Эл.

Также администрация указала, что собственником земельного участка, расположенного под зданием, находящимся по адресу: ул. Ленина, д. 55 Д, г. Волжск, Республика Марий Эл, является С., которому было выдано разрешение на строительство от 08.09.2009 №74 (письмо от 24.03.2017 исх. №1229).

ИП С. представлена копия свидетельства о государственной регистрации права от 24.09.2012 на магазин-кафе, находящийся по адресу: ул. Ленина, д. 55 Д, г. Волжск, Республика Марий Эл.

В письменных пояснениях от 10.04.2017 исх. №б/н, 15.05.2017 исх. №б/н, пояснил, что осуществляет следующие виды деятельности: торговля оптовая неспециализированная, торговля оптовая одеждой и обувью, аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, аренда и лизинг прочих сухопутных транспортных средств и оборудования.

ООО «Компания Дентал-С» письмом от 15.05.2017 исх. №б/н указало, что заявки на размещение рассматриваемой рекламы не подавало. Общество осуществляет вид деятельности: стоматологическая практика.

ООО «Компания Дентал-С» и ИП Симонов К.Е. указывают на отсутствие каких-либо правоотношений между ними.

В письменных пояснениях от 28.06.2017 исх. №б/н ИП Симонов К.Е. указал, что рассматриваемая информация размещена по инициативе предпринимателя.

Следовательно, рекламодателем, рекламораспространителем рассматриваемой наружной рекламы является ИП С.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, учитывая отсутствие сведений устранения факта нарушения законодательства о рекламе, считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП С.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Simadent стоматология открытие 22.08.2016 чистка в подарок * *при лечении от 3-х зубов скидка 50% на лечение взрослых и детей Зеленая, 3 В (за центральным Сбербанком) (883631) 6-06-00, 8-902-108-06-60», размещенная на внешней стене здания, расположенного по адресу: ул. Ленина, д. 55 Д, г. Волжск, Республика Марий Эл, поскольку нарушает требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать индивидуальному предпринимателю С. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны