Решение б/н решение и предписание по делу 03-21-41-2016 от 30 октября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Газета …»
ГАУ РМЭ «Санаторий..»
Марийское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз..»
РЕШЕНИЕ
по делу №03-21/41-2016
о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
«09» августа 2016 года г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена: «01» августа 2016 года
Полный текст решения изготовлен: «09» августа 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии –;
член Комиссии –;
член Комиссии –,
рассмотрев дело № 03-21/41-2016, возбужденное по факту нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)
в присутствии представителя ООО «Газета…»; законного представителя ГАУ РМЭ «Санаторий ...», в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе,
УСТАНОВИЛА:
В ходе мониторинга печатных средств массовой информации сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) обнаружена реклама с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, на странице 9 газеты «Марий Эл» №23 (24751) №2016 от 02.04.2016 размещена реклама «Пиалан ен-влак тыште илат!» с признаками нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Антимонопольным органом возбуждено дело №03-21/41-2016 по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
ООО «Газета…» на заседании Комиссии пояснило, что спорная статья была направлена по электронной почте МРО. Предупредительная надпись в макете отсутствовала. Текст рекламной статьи был переведен обществом на марийский язык. ООО «Газета» признало факт нарушения требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
ГАУ РМЭ «Санаторий…» на заседании Комиссии пояснило, что не является рекламодателем рассматриваемой рекламной статьи. Макет спорной рекламы был согласован двум изданиям. Спорная информация была представлена учреждением в ходе интервью. ГАУ РМЭ «Санаторий…» является санаторно-лечебным учреждением, имеет лицензию на оказание медицинских услуг. Учреждением проводятся различные акции на основании издаваемых приказов. Лицензию на оказание медицинских услуг ГАУ РМЭ «Санаторий…» МРО не представляло.
Рассмотрев материалы дела №03-21/41-2016 о нарушении законодательства о рекламе и выслушав позицию лица, участвующего в деле, Комиссия Марийского УФАС России признает рассматриваемую рекламу ненадлежащей по следующим основаниям.
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (статья 3 Закона о рекламе).
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц»).
Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку она распространена в информационном издании и направлена на привлечение внимания как к ГАУ РМЭ «Санаторий…», так и к услугам, которые оно оказывает: грязелечение, лечебные водные процедуры, услуги физиотерапевтического отделения, лимфодренаж, клинические и биохимические исследования крови и мочи и т.д., а также привлекает внимание потребителей к акции, действующей до 15 мая «Все включено» (стоимость одного дня пребывания - 1300 рублей: проживание, 5-разовое питание и 8 лечебных процедур).
Таким образом, спорная реклама способствует формированию и поддержанию интереса к деятельности ГАУ РМЭ «Санаторий …», оказываемым учреждением медицинским услугам и продвигает их на рынке.
Одной из целей Закона о рекламе является предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Закона о рекламе).
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Закон о рекламе устанавливает специальные требованиям к отдельным видам товаров (услуг).
Так, статья 24 Закона о рекламе содержит требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины.
В соответствии с частью 7 указанной статьи реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой другими способами предупредительная надпись должна занимать не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Указанные требования не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
В спорной рекламе рекламируются такие услуги как грязелечение: грязевые аппликации или гальваногрязи, водные процедуры: подводный душ-массаж, жемчужные, гидромассажные ванны, ванны с лекарственными экстрактами – хвойно-морским, таежным, а также скипидарные и йодобромные ванны, циркулярный, восходящий, каскадный душ и душ шарко, услуги физиотерапевтического отделения: токи Бернара, синусоидальные модульные токи, магнитотерапия, ультрозвуковая терапия, токи Дарсонваля, светотерапия, ингаляции с различными травами и лекарственными средствами, применение небулайзера – ультразвукового ингалятора, лимфодренаж и гирудотерапия, вакуум-градиентная терапия, клинические и биохимические исследования крови и мочи.
Пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрывает содержание понятия «медицинская услуга», под которой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 27.12.2011 №1664н (далее - Номенклатура), согласно которой применительно к спорной ситуации грязелечение при заболеваниях почек и мочевыделительного тракта (A20.28.001), грязелечение заболеваний периферической нервной системы (A20.24.001), жемчужные ванны (воздушно-пузырьковые) (A20.30.030), токи Бернара (при заболеваниях периферической нервной системы) (A17.24.003), воздействие синусоидальными модулированными токами (СМТ-терапия) (A17.10.001.001), электронный лимфодренаж при заболеваниях кожи и подкожной клетчатки (A17.01.009), постановка пиявок (A14.05.001), ингаляторное введение лекарственных препаратов через небулайзер (A11.09.007.001) входят в раздел «А» и относятся к простым медицинским услугам, оказание которых возможно только при наличии соответствующей лицензии.
Из содержания распространенной рекламы следует, что указание в ней таких слов, как грязелечение, токи Бернара, лимфодренаж и т.д. ассоциируются у потребителя не с самим фактом осуществления деятельности санатория, а с конкретным перечнем оказываемых медицинских услуг, и направлено на привлечение внимания к медицинским услугам, которые оказываются ГАУ РМЭ «Санаторий …».
Кроме того, спорная реклама размещена в газете «Марий Эл», которая не относится к числу специализированных печатных изданий, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а рекламируемые медицинские услуги направлены на привлечение внимания неопределенного круга лиц потребителей, поскольку читателями указанной газеты являются жители Республики Марий Эл.
Согласно свидетельству от 26.07.1999 №М0043 о регистрации средства массовой информации газета «Марий Эл» специализируется на освещении деятельности органов государственной власти, общественно-политической жизни республики, проблем марийской диаспоры.
Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой медицинских услуг и должна содержать предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Однако в рассматриваемой рекламной статье предупредительная надпись отсутствует.
Соответственно спорная реклама является ненадлежащей, поскольку нарушает требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктами 6, 7, 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 указанной статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.
Спорная реклама размещена в газете «Марий Эл» на основании договора от 10.03.2016 о взаимном сотрудничестве, заключенного с Марийским региональным отделением «Союз..». В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 указанного договора МРО СЖР поручает, а ООО «Газета …» обязуется выполнять работу по публикации статьи в газете «Марий Эл» а общество – опубликовать статью до начала срока проведения седьмого Фестиваля журналистов. Пунктом 2.2. договора от 10.03.2016 о взаимном сотрудничестве установлено, что ответственность за достоверность информации, содержащейся в тексте, несет МРО.
МРО направило по электронной почте ООО «Газета…» заявку на опубликование рассматриваемой статьи и готовый текст материала с указаниями по оформлению.
Согласно пунктам 5.1, 5.2 указанного договора ООО «Газета…» несет полную ответственность за своевременное опубликование статьи, а МРО – за предоставление мест для сотрудников редакции на участие в фестивале.
МРО рассматриваемая статья «Пиалан ен-влак тыште илат!» предоставлена на основании договора о взаимном сотрудничестве, заключенном между МРО и ГАУ РМЭ «Санаторий». Согласно пункту 1.1, последний поручает, а МРО обязуется выполнять работу по рекламе услуг, оказываемых ГАУ РМЭ «Санаторий…» в средствах массовой информации в соответствии с приложением №1 к договору, в том числе в газете «Марий Эл». Пункт 1.2, указанного договора устанавливает обязанность ГАУ РМЭ «Санаторий…» предоставить МРО номерной фонд учреждения для проведения фестиваля журналистов.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 договора от 24.03.2016 о взаимном сотрудничестве ГАУ РМЭ «Санаторий ….» обязуется предоставить МРО рекламную информацию в выбранных СМИ, за достоверность которой несет ответственность. МРО обязуется опубликовать рекламу ГАУ РМЭ «Санаторий…» и провести на ГАУ РМЭ «Санаторий …» фестиваль журналистов (пункты 2.2, 2.3 договора о взаимном сотрудничестве).
Пунктами раздела 3 договора о взаимном сотрудничестве определен порядок расчета между ГАУ РМЭ «Санаторий ….» и МРО. Полный расчет наступает с момента подписания сторонами акта выполненных работ. Оплата производится по фактическому количеству участников.
Также МРО представлен акт №1 от 29.05.2016, подтверждающий выполнение МРО работ по проведению фестиваля журналистов Марий Эл в 2016 году.
Согласно письму МРО текст статьи был написан корреспондентом на основании сведений, полученных от заместителя директора по лечебной части ГАУ РМЭ «Санаторий…» Окончательный текстовый файл, согласовывался с ГАУ РМЭ «Санаторий…» по электронной почте.
ГАУ РМЭ «Санаторий …» сообщило, что не подавало заявку на распространение спорной рекламной статьи под заголовком «Пиалан ен-влак тыште илат!». Также учреждение не проводило фестиваль прессы, а предоставило номерной фонд в соответствии с договором о взаимном сотрудничестве. Учреждение не является рекламодателем рассматриваемой рекламной статьи, поскольку не формировало объект рекламирования, какой-либо закрытой информации МРО специально не представлялось, вся информация о деятельности лечебного учреждения находится в открытом доступе.
Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ГАУ РМЭ «Санаторий», поскольку учреждение самостоятельно выступает в качестве объекта рекламирования и заинтересовано в привлечении потенциальных потребителей воспользоваться предлагаемыми медицинскими услугами, рекламораспространителем – ООО «Газета…», рекламопроизводителем – Марийское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз».
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает необходимым выдать ООО «Газета», ГАУ РМЭ «Санаторий…» предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу «Пиалан ен-влак тыште илат!», размещенную на странице 9 газеты «Марий Эл» №23 (24751) №2016 от 02.04.2016, поскольку нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Газета», государственному автономному учреждению Республики Марий Эл «Санаторий…» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
ГАУ РМЭ «Санаторий …»
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
ПО ДЕЛУ № 03-21/41-2016
«09» августа 2016 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии –;
член Комиссии –;
член Комиссии –,
на основании своего решения от «09» августа 2016 года по делу № 03-21/41-2016 о признании ненадлежащей рекламы «Пиалан ен-влак тыште илат!», распространённой на странице 9 газеты «Марий Эл» №23 (24751) №2016 от 02.04.2016, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Государственному автономному учреждению «Санаторий …» в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы без указания предупредительной надписи в рекламе медицинских услуг.
2. Государственному автономному учреждению «Санаторий …» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.
Пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
ООО «Газета…»
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
ПО ДЕЛУ № 03-21/41-2016
«09» августа 2016 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии –;
член Комиссии –;
член Комиссии –,
на основании своего решения от «09» августа 2016 года по делу № 03-21/41-2016 о признании ненадлежащей рекламы «Пиалан ен-влак тыште илат!», распространённой на странице 9 газеты «Марий Эл» №23 (24751) №2016 от 02.04.2016, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Обществу с ограниченной ответственностью «Газета…» в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы без указания предупредительной надписи в рекламе медицинских услуг.
2. Обществу с ограниченной ответственностью «Газета…» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.
Пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: