Решение №03-21/41-2018 решение 03-21/41-2018 от 9 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/41-2018

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«09» ноября 2018 года                                                                         г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «02» ноября 2018 года

Полный текст решения изготовлен: «09» ноября 2018 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя ,

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов ,

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов ,

рассмотрев дело № 03-21/23-2018, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения рекламы «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС» на троллейбусах города Йошкар-Олы,

в присутствии на заседании комиссии представителя ООО «МКК «Магазин денег» , действующей на основании доверенности от 16.10.2018, представителей МП «ТТ» , действующего на основании доверенности от 02.11.2018 №31, , действующей на основании доверенности от 02.11.2018 №32,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) был проведен мониторинг наружной рекламы, в результате которого установлен факт размещения рекламы «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС» на троллейбусах города Йошкар-Олы.

По факту размещения указанной рекламы Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/41-2018 по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон о рекламе).

ООО «МКК «Магазин денег» в ходе рассмотрения дела факт нарушения законодательства о рекламе не признало, указало, что при разработке макета рекламы соблюдены требования действующего законодательства, в рекламе присутствуют все условия оказания услуги, в том числе указано лицо, оказывающее финансовую услугу. Поскольку сведения о лице, оказывающем финансовую услугу, размещены в рассматриваемой рекламе, потребитель имеет возможность ознакомится с ними и получить всю необходимую информацию.

МП «ТТ» факт нарушения законодательства о рекламе также не признало, указало, что не является ни рекламодателем, ни рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, а лишь предоставило площадь поверхности троллейбусов для размещения рекламных модулей ООО «МКК «Магазин денег», которое самостоятельно проводило разработку, размещение и монтаж рекламы на троллейбусах. Кроме того, предприятие также указало, что при заключении договора на размещение рекламы ООО «МКК «Магазин денег» представило заключение юридического агентства, из которого следует, что реклама соответствует законодательству о рекламе.

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев материалы дела, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи размещения на транспортных средствах, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются услуги по выдаче денежных средств под залог автомобиля.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В рекламе указано на оказание услуги «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС».

При рассмотрении материалов установлено, что предоставление денежных средств под залог автомобиля осуществляется ООО «МКК «Магазин денег» на основании утвержденных Правил предоставления, пользования и возврата микрозаймов с обеспечением ООО «МКК «Магазин денег» от 05.02.2018, Общих условий договора микрозайма с обеспечением от 05.02.2018.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

При рассмотрении материалов установлено, что в нижней части рекламы размещается также информация об условиях предоставления займов, о лице, оказывающем услугу и иная информация. Указанная информация приведена мелким шрифтом, и содержит следующие сведения: «Общество с ограниченной ответственностью «Микрокредитная компания «Магазин Денег»; ИНН 1215209808, КПП 121501001; ОГРН 1161215054835; Рег.номер свидетельства:001603388007809, дата включения в реестр 07.06.2016, является членом Саморегулируемой организации Союза микрофинансовых организаций «Единство», действует на основании Федерального закона № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федерального закона №353 «О потребительском кредите (займе)». Займ предоставляется гражданам РФ в возрасте от 18 лет, обладающих полной дееспособностью, имеющих постоянную регистрацию на территории РФ, имеющих в собственности транспортное средство. Без справок о доходе и поручителей. Срок рассмотрения – 1 день. Срок погашения займа – от 1 до 365 дней. Сумма займа – от 1000 до 500000 руб. Процентная ставка от 60 до 84 % годовых или от 0,16 до 0,23% в день. Расчет процентов за пользование займом производится каждый день по фиксированной ставке на фактический остаток задолженности по возврату основной суммы займа. Юр. адрес: 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул.Красноармейская, д.42, помещение 1, сайт http://adaryer.ru/».

В рекламе информация о лице, оказывающем финансовые услуги, приведена мелким шрифтом.

Согласно письму ГБУ РМЭ «Республиканская офтальмологическая больница имени Г.И. Григорьева» от 09.06.2018 №321 следует, что текст рекламы «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС» является читаемым с расстояния 80-90 метров. Вместе с тем, текст, расположенный внизу рекламы, является читаемым с расстояния не более двух метров.

Комиссией отклоняются доводы ООО «МКК «Магазин Денег», МП «ТТ» о том, что информация, приведенная мелким шрифтом в рекламе, является доступной для потребителя на основании следующего.

Рассматриваемая реклама размещалась на наружной стороне поверхности задних стекол троллейбусов, осуществляющих движение в пределах города Йошкар-Олы.

Троллейбус является транспортным средством, предназначенным для перевозки пассажиров, осуществляет стоянку только для посадки и высадки пассажиров на остановках города Йошкар-Олы, в остальное время троллейбус движется.

Поскольку реклама, а именно текст «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС» воспринимается с расстояния 90 метров, а троллейбус является транспортным средством, которое движется, у потребителя отсутствует возможность восприятия текста рекламы, который расположен внизу рекламного модуля и приведен мелким шрифтом.

Кроме того, у потребителей, воспринимающих рекламу при нахождении троллейбуса на остановах общественного транспорта также отсутствует возможность восприятия текста рекламы, приведенного мелким шрифтом.

Так, согласно пояснениям МП «ТТ», данным на заседании комиссии 02.11.2018, реклама размещалась на транспортных средствах на высоте 2 метров.

Из представленных фотоматериалов следует, что в большинстве случаев реклама размещалась с правой стороны задних стекол троллейбуса. При этом троллейбус при осуществлении посадки и высадки пассажиров на остановках общественного транспорта стоит боком к потенциальным пассажирам, возможность прочитать текст рекламы, расположенной на задних стеклах троллейбуса, отсутствует.

Следовательно, для того, чтобы прочесть текст рекламы, расположенный в нижней части рекламы мелким шрифтом, потребителю необходимо выйти на проезжую часть, что создаст угрозу безопасности движения.

В соответствии с пунктом 9.10 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Согласно пояснениям МП «ТТ», данных на заседании комиссии от 02.11.2018, водители транспортных средств, движущихся за троллейбусом, обязаны соблюдать дистанцию в 3 м. При нахождении на регулируемом перекрестке расстояние (дистанция) может быть сокращено.

Таким образом, даже для пассажиров и водителей транспортных средств, движущихся за троллейбусом, с учетом длины транспортных средств и требующейся дистанции при движении, текст рекламы, приведенный мелким шрифтом, является нечитаемым.

Комиссией Марийского УФАС России также отклоняются доводы МП «ТТ», ООО «МКК «Магазин Денег» о том, что реклама соответствует действующему законодательству, поскольку получено заключение ООО «Юридическое агентство «Магнат».

Так, ООО «Юридическое агентство «Магнат» не является лицом, уполномоченным на оценку на предмет соответствия рекламы требованиям действующего законодательства.

При этом Комиссия также учитывает, что на троллейбусах города Йошкар-Олы размещалась реклама иного содержания в отличие от представленной в заключении ООО «Юридическое агентство «Магнат». Так, в рекламном модуле, оценку которому дало ООО «Юридическое агентство «Магнат», текст условий оказания финансовых услуг, в том числе информация о лице, предоставляющем услуги, приведены более крупным шрифтом по сравнению с размещенной рекламой, указанный текст занимает около ¼ рекламного модуля.

Информация, приведенная мелким шрифтом в размещенной рекламе, в том числе о лице, оказывающем финансовую услугу, является нечитаемой при движении транспортного средства. Кроме того, для лиц, воспринимающих рекламу с расстояния более 2 метров, нечитаемыми являются сведения, указанные внизу рекламного модуля, в том числе информация о лице, оказывающем финансовую услугу.

Вместе с тем, полнота восприятия рекламы потребителем, в том числе сведений, обязательных к указанию в рекламе в силу закона, не должна быть поставлена в зависимость от поведения потребителя, его местонахождения.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что, с учетом места и способа размещения рекламы «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС», сведения о лице, оказывающем финансовую услугу, расположенные нижней части и приведенные мелким шрифтом, являются недоступными для восприятия потребителей.

Таким образом, данная реклама нарушает часть 1 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствуют сведения о лице, оказывающем финансовую услугу.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения материалов установлено, что реклама размещалась на основании договора от 12.04.2018 №0178, заключенного между МП «ТТ» и ООО «Микрокредитная компания «Магазин Денег».

Таким образом, рекламодателем является ООО «Микрокредитная компания «Магазин Денег», рекламораспространителем – МП «ТТ».

Комиссией отклоняются доводы МП «ТТ» о том, что предприятие не является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Действия МП «ТТ» выразились в размещении рекламы на транспортных средствах предприятия, используемых для перевозки пассажиров, отвечают понятию рекламораспространителя, данному в статье 3 Закона о рекламе. Решение о размещении рассматриваемой информации было принято МП «ТТ», договор с рекламодателем также заключило само предприятие.

При этом у МП «ТТ» имелась возможность отказаться как от заключения договора на размещение рекламы, а также возможность его расторжения при выявления ненадлежащей рекламы. Кроме того, предприятие имело возможность самостоятельно проверить и оценить соответствие размещаемых рекламных материалов действующему законодательству.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что реклама размещалась в период с 13 апреля 2018 года по 12 июля 2018 на 20 троллейбусах МП «ТТ». В настоящее время реклама не размещается.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что необходимость в выдаче предписания в настоящее время отсутствует.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС», размещенную на троллейбусах МП «ТТ» города Йошкар-Олы в период с13 апреля 2018 года по 12 июля 2018, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                         

Члены Комиссии                                                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны