Решение №03-21/45-2017 решение № 03-21/45-2017 от 12 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 03-21/45-2017

О ПРИЗНАНИИ РЕКЛАМЫ НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ

 

«22» сентября 2017 года г. Йошкар – Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: 20 сентября 2017 года

Полный текст решения изготовлен: 22 сентября 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии,

член Комиссии,

член Комиссии,

рассмотрев дело № 03-21/45-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденного по факту распространения рекламы «Займы. Сумма от 1000 до 30000 на срок от 5 до 30 дней от 0,5 % в день», размещенной в номере 27 от 07.07.2017 общественно – политической газеты Килемарского района Республики Марий Эл «Восход» на странице 7, с признаками нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

с участием представителей:

от МАУ «Редакция Килемарской районной газеты «Восход» - С.,главный редактор, выписка из ЕГРЮЛ, паспорт,

от ООО МКК «Капитал- К» - не явились, ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей

 

УСТАНОВИЛА:

 

Марийским УФАС России в рамках мониторинга средств массовой информации в номере 27 от 07.07.2017 общественно – политической газеты Килемарского района Республики Марий Эл «Восход» на странице 7 выявлена реклама следующего содержания:

 

По результатам мониторинга Марийским УФАС России возбуждено дело № 03-21/45-2017 по признакам нарушения законодательства о рекламе.

При рассмотрении дела муниципальное автономное учреждение «Редакция Килемарской районной газеты «Восход» признало нарушение законодательства о рекламе, пояснило, что рекламный модуль ООО МКК «Капитал – К» на размещение в газете «Восход» поступил в виде готового макета. Текс поясняющей информации под знаком «*» в оригинал – макете, на экране компьютера выглядит четко. Некоторая расплывчатость получилась после печати издания по техническим причинам. В следующих выпусках газеты данный текст читается, что подтверждается представленными в материалы дела экземпляром газеты от 28.07.2017 № 30 (7322).

Заинтересованное лицо, ООО МКК «Капитал-К», при рассмотрении дела сообщило, что заявку на размещение рекламы направило по электронной почте. К заявке был прикреплен рекламный макет, соответствующий законодательству о рекламе и хорошо читаемым шрифтом. Опубликование рекламы с нечитаемыми условиями предоставления займов носит единичный характер.

 

Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, изучив позиции лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о нарушении законодательства о рекламе при размещении рассматриваемой рекламы по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Информация «Займы. Сумма от 1000 до 30000 на срок от 5 до 30 дней от 0,5 % в день», расположенная в общественно – политической газете Килемарского района Республики Марий Эл «Восход», является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); не содержит указания на конкретный субъект ее получения; формирует и поддерживает интерес к рекламируемой информации и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования является услуга по предоставлению займов.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о лице, оказывающем услуги по выдаче займов. Однако рекламируемые услуги по выдаче займов оказывает ООО МКК «Капитал-К», которое является микрофинансовой организацией и осуществляет свою деятельность на основании свидетельства МФО № 651403034005582 от 25.08.2014.

Таким образом, информация о наименовании организации, оказывающей финансовые услуги, не доведена до потребителей, а, следовательно, рассматриваемая реклама нарушает часть 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Также в соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, на основании части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Статьей 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлены условия договора потребительского кредите (займа).

К ним относятся, в частности, требования к заемщику, которые установлены кредитором и выполнение которых является обязательным для предоставления потребительского кредита (займа), суммы потребительского кредита (займа) и сроки его возврата, процентные ставки в процентах годовых, диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа) и иные условия (часть 4 статьи 5 Закона о потребительском кредите (займе).

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость потребительского займа, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке займа, платежах и комиссиях по операциям.

При этом если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, представлены в рекламе мелким либо нераспознаваемым шрифтом, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Из правил предоставления микрозайма ООО МКК «Капитал-К», утвержденных приказом директора общества № 9 от 23.06.2017, следует, что потребительский займ выдается дееспособному лицу при отсутствии инвалидности I группы в возрасте от 18 до 75 лет при наличии паспорта гражданина РФ с пропиской в том населенном пункте, где лицо обратилось за предоставлением займа, не имеющий задолженности перед обществом.

Общими условиями договора микрозайма ООО МКК «Капитал-К» (приложение № 3 к Информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа в редакции от 01.07.2017) установлено, что кредитор предоставляет нецелевые потребительские займы в сумме от 1 000 до 100 000 рублей на срок от 5 до 180. Максимальная сумма микрозайма для пенсионеров при отсутствии дополнительного дохода не должна превышать 50% от размера ежемесячной пенсии (п. 3.1 Условий). Процентная ставка устанавливается в размере от 219% до 732% годовых в зависимости от выбора кредитного продукта. При добросовестном исполнении договора микрозайма к заемщику применяется льготная процентная ставка (п. 3.2 Условий).

В соответствии с льготной программой по предоставлению микрозайма, утвержденной приказом директора № 114 от 12.08.2016, установлены следующие виды льготных программ:

- «Выгодный 0,5/1». Условия предоставления: процентная ставка 0,5% в день (182,5% годовых), срок пользования от 5 до 30 дней, сумма займа от 1 000 до 30 000 рублей. Льготная процентная ставка не применяется при досрочном погашении займа сроком пользования менее 5 дней. Кроме того, льготная процентная ставка не применяется при частичном досрочном погашении на любом сроке пользования (действует первоначальная процентная ставка 2% (730% годовых). Пролонгация договора возможна по процентной ставке 1% в день.

- «Успешный 1/1,1,5». Условия предоставления: 1% в день (365% годовых), срок пользования от 5 до 30 дней, сумма займа от 1 000 до 30 000 рублей. Льготная процентная ставка не применяется при досрочном погашении займа сроком пользования менее 5 дней. Кроме того, льготная процентная ставка не применяется при частичном досрочном погашении на любом сроке пользования (действует первоначальная процентная ставка 2% (730% годовых). Пролонгация договора возможна по процентной ставке 1,5 % в день.

- «Народный 1,5». Условия предоставления: 1,5 % в день (547,5 % годовых), срок пользования от 5 до 30 дней, сумма займа от 1 000 до 30 000 рублей. Льготная процентная ставка не применяется при досрочном погашении займа сроком пользования менее 5 дней. Кроме того, льготная процентная ставка не применяется при частичном досрочном погашении на любом сроке пользования (действует первоначальная процентная ставка 2% (730% годовых). Пролонгация договора возможна по процентной ставке 1,5 % в день.

- «Дружеский 1». Условия предоставления: 1% в день (365% годовых), срок пользования от 5 до 30 дней, сумма займа от 1 000 до 30 000 рублей. Льготная процентная ставка не применяется при досрочном погашении займа сроком пользования менее 5 дней. Кроме того, льготная процентная ставка не применяется при частичном досрочном погашении на любом сроке пользования (действует первоначальная процентная ставка 2% (730% годовых). Пролонгация договора возможна по процентной ставке 1% в день.

- «Доверительный 2». Условия предоставления: 2% в день (730% годовых), срок пользования от 5 до 30 дней, сумма займа от 1 000 до 30 000 рублей. Льготная процентная ставка применяется при досрочном погашении займа на любом сроке пользования, а также при частичном досрочном погашении на любом сроке пользования. Пролонгация договора возможна только по процентной ставке 2% в день.

- «Репутация 0,5». Процентная ставка 0,5% в день (182,5% годовых), срок пользования от 5 до 30 дней, сумма займа от 20 000 до 30 000 рублей. Льготная процентная ставка не применяется при досрочном погашении займа сроком пользования менее 5 дней. Кроме того, льготная процентная ставка не применяется при частичном досрочном погашении на любом сроке пользования (действует первоначальная процентная ставка 2% (730% годовых). Пролонгация договора возможна по процентной ставке 0,5 % в день.

В рассматриваемой рекламе крупным шрифтом доводится информация о минимальной и максимальной сумме займа «от 1 000 до 30000», сроке выдачи займа «от 5 до 30 дней» и минимальная процентная ставка «от 0,5 % в день», которая более привлекательна для потребителей рекламы - потенциальных заемщиков микрофинансовой организации.

Сведения об условиях предоставления минимальной процентной ставки, установленных, в информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа в редакции от 01.07.2017, а также в льготной программе по предоставлению микрозайма, утвержденной приказом директора № 114 от 12.08.2016, не приведена в рекламной информации. Информация под знаком «*» приведена мелким расплывчатым шрифтом.

Отсутствие в рекламе указанных существенных сведений искажает смысл информации, не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения финансовой услуги, и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, поскольку не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствуют существенные условия предоставления займа, влияющих на стоимость пользования микрозаймом, при указании привлекательных условий, что нарушает часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2, часть 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рассматриваемая реклама была размещена на основании заявки ООО МКК «Капитал-К» на размещение рекламы с приложением ее макета (поступившие по адресу электронной почты редакции газеты «Восход»). Исполнение соглашения о размещении рекламы подтверждается счетом № АУ000063 от 15.06.2017 и платежным поручением от 16.06.2017.

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «Капитал-К», рекламораспространителем и рекламопроизводителем - МАУ «Редакция Килемарской районной газеты «Восход».

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель. Также в силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

При этом частью 8 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 данной статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Из материалов дела и письменных пояснений МАУ «Редакция Килемарской районной газеты «Восход» следует, что текст поясняющей информации под знаком «звездочка» был размыт при печати издания по техническим причинам.

На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России приходит к итоговому выводу о том, что при размещении рассматриваемой рекламы муниципальным автономным учреждением «Редакция Килемарской районной газеты «Восход» нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункт 2 части 2, часть 3 статьи 28 Закона о рекламе, а, следовательно, рассматриваемая реклама является ненадлежащей.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает, что основания для выдачи предписания отсутствуют, поскольку впоследствии рекламная информация размещена рекламопроизводителем в печатном издании в читаемом формате, в том числе с указанием наименования лица, оказывающем финансовые услуги.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:

 

поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункт 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе»

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны