Решение б/н решение и предписание по делу №03-21/48-2016 от 16 января 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение по делу № 03-21/48-2016 о признании рекламы ненадлежащей
«22» сентября 2016 года г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена: «14» сентября 2016 года.
Полный текст решения изготовлен: «22» сентября 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе
в составе:
председатель Комиссии –
член Комиссии —
член Комиссии —
рассмотрев дело № 03-21/48-2016, возбужденное по признакам нарушения пунктов 3, 4, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении ООО, выразившимся в распространении рекламы услуг по установке и поверке приборов учета воды «Уведомление. Йошкар-Олинская организация по установке счетчиков воды…» следующего содержания:
Далее-Реклама,
в присутствии:
ИП Х. - паспорт,
УСТАНОВИЛА:
Дело о нарушении законодательства о рекламе возбуждено в отношении ООО по признакам нарушения пунктов 3, 4, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившимся в распространении услуг по установке и поверке приборов учета воды с нарушением требований Закона о рекламе.
Основанием для возбуждения дела явился проведенный специалистами отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) мониторинга рекламы, размещенной в почтовых ящиках многоквартирных жилых домов города Йошкар-Олы.
ООО в письменных пояснениях от 09.09.2016 вх.№11167 пояснило, что в рассматриваемой рекламе до потребителей не доведена информация о лице, которое проводит поверку приборов учета воды в связи с тем, что поверка выполнена заводом-изготовителем и установленные приборы в поверке не нуждаются. Также ООО сообщило, что установка приборов учета воды потребителям была проведена не в срок, указанный в рекламе, так как установка проводилась в удобную для клиентов дату, кроме того, установка могла быть осуществлена в более ранний или поздний срок. По мнению ООО рекламная листовка не подавалась в форме «уведомления», поскольку слово «уведомление» было использовано для информирования потребителей о предоставлении скидок различным категориям граждан, у ООО не было цели создать впечатление о плановости, обязательности проведения работ по установке приборов учета воды.
Комиссия Марийского УФАС России исследовав представленные в материалы дела документы, письменные и устные пояснения, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при размещении и распространении рассматриваемой рекламы в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, указанная в рассматриваемом уведомлении, является рекламой, так как распространена при помощи рекламных листовок, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).
Из содержания текста рекламной информации, содержащегося в рассматриваемом уведомлении следует, что объектом рекламирования являются услуги по установке счетчиков воды, а также услуги по проведению поверки приборов учета воды.
В ходе рассмотрения материалов по факту распространения указанных листовок Марийским УФАС России установлено, что установку приборов учета в городе Йошкар-Ола проводило ООО.
На основании пункта 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной является реклама, которая содержит недостоверные сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В рассматриваемой рекламе указано, что услуги по установке приборов учета воды «в Вашем доме» будут оказываться в период с 15 по 29 февраля 2016 года. Однако из сведений, представленных ООО следует, что данные услуги были оказаны потребителям в период с 11.01.2016 по 19.03.2016. Из письменных пояснений ООО от 09.09.2016 вх.№11167 также следует, что установка приборов учета проводилась по заявкам клиента в любую удобную для потребителя дату.
Также из содержания рекламы следует, что в ней имеются ссылки на нормативные правовые акты, а в целом информация до потребителей доводится в форме «уведомления».
Комиссией Марийского УФАС России отклоняются доводы ООО о том, что слово «Уведомление» в рекламной листовке относится только к возможности предоставления скидок различным категориям потребителей. Оценивая данную рекламу с позиции потребителя, в том числе месторасположение и особенности оформления указанной информации в рекламе (слово «уведомление» выполнено крупным жирным шрифтом, расположено слева, в верхнем углу), Марийское УФАС России приходит к выводу о том, что указанные листовки привлекают внимание потребителей к рекламируемым услуга, прежде всего, по причине использования слов и словосочетаний «Уведомление. Йошкар-Олинская организация по установке счетчиков воды».
Указание в рекламной листовке информации в форме «Уведомления» в сочетании с указанием на сроки проведения работ и приведением ссылок из нормативно-правовых актов может создает у потребителей впечатление о плановости проведения работ и обязательности приобретения данной услуги у определенного лица – «Йошкар-Олинской организации по установке счетчиков».
Однако действующим законодательством не установлена обязательность проведения установки приборов учета воды какими –либо организациями, счетчики воды могут быть установлены и самим потребителем.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения об условиях приобретения услуги по установке счетчиков воды, а, следовательно, не соответствует требованиям пункта 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. Также рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения относительно периода оказания услуг и нарушает требования пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В силу пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
ООО в письменных пояснениях от 30.03.2016 вх.№4038 указало, что поверку установленных приборов учета воды проводило ООО «Г-П» согласно договору на оказание услуг.
Между ООО и ООО «Г-П» заключен договор оказания услуг от 25.11.2015, согласно которому ООО «Г-П» (Заказчик) предоставляет ООО «Темапол» (Исполнителю) эксклюзивное право на выполнение функций по маркетингу и поиску заказчиков на услуги ООО «Г-П» по проведению поверки счетчиков индивидуальных приборов учета.
В ходе рассмотрения дела также установлено, что фактически услуги по проведению поверки приборов учета воды проводит ООО «ПФ Г» на основании договора об оказании услуг от 21.08.2015 №42, заключенного с ООО «Г-П». В соответствии с условиями данного договора ООО «ПФ Г» обязалось по заявке ООО «Г-П» проводить поверку приборов учета воды, принадлежащих клиентам заказчика на месте их эксплуатации.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Таким образом, потребитель фактически может начать использовать прибор учета не после его установки, а после проведения поверки установленного прибора учета воды.
В соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений проводится аккредитация в области обеспечения единства измерений. К работам и (или) услугам, для оказания которых требуется прохождение аккредитации, относятся: аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, поверка средств измерений.
ООО «ПФ Г» на момент распространения рекламы имело аттестат аккредитации в области единства обеспечения измерений серии АК №000447 (до 13.06.2016). Также согласно ответу Федеральной службы по аккредитации от 19.08.2016 вх.№10365 ООО «ПФ Г» в настоящее время аккредитовано в области обеспечения единства средств измерений №RA.RU.311731 от 28.06.2016.
В рассматриваемой рекламе указано лицо, устанавливающее приборы учета воды - ООО. Однако поскольку объектом рекламирования является не только установка, но и поверка установленных приборов учета воды, рассматриваемая реклама может создавать у потребителя впечатление, что все работы проводятся одним лицом – ООО.
Учитывая тот факт, что работы по проведению поверки установленных приборов учета являются обязательными, без проведения которых пользование прибором (счетчиками воды) становится невозможным, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что услуга по проведению поверки счетчиков является важнейшей частью ввода счетчика в эксплуатацию. Поскольку поверку установленных счетчиков могут проводить только организации, имеющие аккредитацию на проведение поверки средств измерений, для потребителей является значимой информация о том, кем оказываются услуги по проведению поверки счетчиков.
Указание в конце текста рекламы только одного лица – ООО в сочетании с предложением «Проводим поверку счетчиков воды, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления» вводит потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги по проведению поверки.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения относительно лица, оказывающего услуги по проведению поверки установленных приборов учета воды и нарушает требования пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России приходит к итоговому выводу о том, что реклама «Уведомление. Йошкар-Олинская организация по установке счетчиков воды…» нарушает требования пунктов 3, 4, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку содержит недостоверные сведения относительно сроков проведения работ по установке и поверке приборов учета воды, недостоверные сведения об условиях приобретения данных услуг, а также недостоверные сведения относительно лица, оказывающего услуги по поверке приборов учета воды, поэтому является ненадлежащей.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из материалов, представленных в антимонопольный что распространение листовок с информации об установке и проведению поверки счетчиков проводило ООО «ВНД» на основании договора об оказании услуг от 26.11.2015 №43, заключенного с ООО. ООО указало, что самостоятельно осуществило разработку и изготовление макета рассматриваемой рекламы. Печать листовок произведена ИП Х.
На основании изложенного, рекламопроизводителем и рекламодателем рассматриваемой рекламы выступает ООО, рекламораспространителем - ООО «ВНД».
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о том, что нарушение законодательства о рекламе было допущено ООО.
Поскольку в настоящий момент доказательств, свидетельствующих о прекращении обществом нарушения законодательства о рекламе, в материалы дела не представлено, Комиссия Марийского УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1 Признать ненадлежащей рекламу, распространенную в почтовых ящиках многоквартирных жилых домов следующего содержания:
поскольку в ней нарушены требования пунктов 3, 4, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены комиссии:
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
ПО ДЕЛУ № 03-21/48-2016
«22» сентября 2016 года г. Йошкар - Ола
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии –
член Комиссии –
член Комиссии –
на основании своего решения от «22» сентября 2016 года по делу № 03-21/48-2016 о признании ненадлежащей рекламы услуг по установке и поверке приборов учета воды «Уведомление. Йошкар-Олинская организация по установке счетчиков воды…», распространенную в почтовые ящики многоквартирных жилых домов, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Обществу с ограниченной ответственность в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы услуг по установке и поверке приборов учета воды с нарушением требований пунктов 3, 4, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
2. Обществу с ограниченной ответственность представить в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.
Примечание!
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы России по республике Марий Эл вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: