Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 03-21/50-2017 от 12 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Ф

 

ООО «Мит»

Ф

 

 

 

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

 

ООО «СП БИЗНЕС КАР»

Балаклавский пр-т, 26, г. Москва, 117452

 

Заинтересованное лицо:

 

АО «Тойота Банк»

набережная Серебряническая, д. 29,

г. Москва, 109028

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/50-2017

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«18» октября 2017 года                                                                           г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «11» октября 2017 года

Полный текст решения изготовлен: «18» октября 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя

член Комиссии

член Комиссии

рассмотрев дело № 03-21/50-2017, возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившимся в распространении ненадлежащей рекламы ООО «СП БИЗНЕС КАР» «До 29 июля – даем МАКСИМУМ ВЫГОДЫ на все а/м в наличии! Специальный кредит. Больше условий на покупку TOYOTA: +7 (495) 181-41-45»,

 в присутствии представителя ООО «СП БИЗНЕС КАР» -  действующего на основании доверенности №126-2017 от 9.10.2017,

 в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Федеральная антимонопольная служба направила в Марийское УФАС России заявление Ф (вх. №835-фас от 12.07.2017) с претензией к смс-сообщению от 12.07.2017 «До 29 июля – даем МАКСИМУМ ВЫГОДЫ на все а/м в наличии! Специальный кредит. Больше условий на покупку TOYOTA: +7 (495) 181-41-45» для рассмотрения в рамках компетенции.

Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/50-2017 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).

Определением от 12.09.2017 о возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе к участию в рассмотрении дела привлечены: заявитель: Фадеев А.Ю., лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО «СП БИЗНЕС КАР», заинтересованное лицо: АО «Тойота Банк».

На заседании комиссии ООО «СП БИЗНЕС КАР» поддержало доводы, изложенные в письменных пояснениях, и сообщило, что общество осуществляет деятельность по продаже автомобилей Toyota в городе Москве и Московской области. Текст смс-сообщения содержал информацию о наличии выгодных условий для приобретения автомобилей Toyota. Употребленное в смс-сообщении словосочетание «Специальный кредит» не является объектом рекламирования, словосочетание «МАКСИМУМ ВЫГОДЫ» позиционируется как скидка на автомобиль.

ООО «СП БИЗНЕС КАР» состоит в договорных отношениях с АО «Тойота банк» и ООО «Сетелем Банк», в рамках которых общество информирует клиентов о наличии действующих кредитных продуктов, указанных банком по специальным тарифным планам, прямо обозначенным в договорах с обществом.

Также общество указало, что смс-рассылка была осуществлена с помощью услуги «МТС коммуникатор», предоставляемой ПАО «МТС» и направлена только клиентам ООО «СП БИЗНЕС КАР», которые предварительно выразили согласие на рассылку. В числе клиентов рассылку получил Фадеев А.Ю. на принадлежащий ему номер <...> , от которого также было получено согласие на предоставление рекламной информации.

После обращения Фадеева А.Ю. в ООО «СП БИЗНЕС КАР» абонент был исключен из Базы абонентов для рассылки смс-сообщений.

Фадеев А.Ю. на заседание комиссии не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные материалы и документы, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания текста информации следует, что объектом рекламирования является «Специальный кредит», автомобили Toyota.

Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена по сетям электросвязи, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования.

Одной из целей Закона о рекламе является предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Закона о рекламе).

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.

Согласно пункту 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

На основании статьи 822 ГК РФ сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).

Как определено в статье 823 ГК РФ договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.

В спорном рекламном сообщении, распространенном ООО «СП БИЗНЕС КАР», отсутствуют сведения, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.

В случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит, подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в том числе, в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит (пункт 2 письма Федеральной антимонопольной службы от 16.12.2011 № АК/47126 «Об актуальных вопросах применения Федерального закона «О рекламе» арбитражными судами»).

Поскольку в направленной обществом рекламе содержится указание приобретение автомобилей по специальному кредиту, следовательно, спорная реклама должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Комиссией Марийского УФАС России установлено, что ООО «СП БИЗНЕС КАР» состоит в договорных отношениях с АО «Тойота Банк» (договор о сотрудничестве от 1.01.2014) и ООО «Сетелем Банк» (договор об оказании услуг №2864/77/РА от 1.10.2013), согласно которым предоставляется целевое кредитование только на покупку автомобилей.

При этом по условиям договора с АО «Тойота Банк» ООО «СП БИЗНЕС КАР» обязалось оказывать комплекс услуг АО «Тойота Банк» по привлечению в пользу Банка потенциальных клиентов в целях заключения между Банком и клиентами кредитных договоров, а Банк обязуется оплатить оказанные услуги.

Однако в рекламе отсутствуют сведения о наименовании или имени лица, которое оказывает финансовые услуги.

Отсутствие в тексте указанных существенных сведений искажает смысл информации, а включение в нее словосочетания «специальный кредит» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара; отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных клиентов общества в заблуждение.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России на основе собранных доказательств приходит к итоговому выводу о том, что рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в данной рекламе отсутствует информация о лице, оказывающем финансовую услугу по приобретению автомобилей в кредит.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

По смыслу частей 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Из материалов дела следует, что между ООО «СМС Трафик» (Исполнитель) и ООО «Мобайл Парк» (Заказчик) заключен договор №486/13 от 25.11.2013, по условиям которого Исполнитель оказывает услуги доступа к системе, обеспечивающей обработку, отправку сообщений и организацию их взаимодействия между заказчиком и абонентом.

Согласно письменным пояснениям ООО «Мобайл Парк» общество является разработчиком технологической платформы услуги «МТС коммуникатор» и оказывает ПАО «МТС» услуги технологической поддержки на основании договора №D0810232 от 12.03.2008.

ООО «СП БИЗНЕС КАР» заключило дополнительное соглашение №8 от 26.03.2014 на добавление услуги «МТС коммуникатор», в соответствии с которой ему выделили буквенный идентификатор «BusinessCar». Согласно соглашению, клиент самостоятельно определяет и формирует содержание смс-сообщений, и круг абонентов, которым направляет данные сообщения, т.е. ПАО «МТС» лишь обеспечивает подключение корпоративного клиента к сети электросвязи.

Комиссия Марийского УФАС России на основе собранных по делу документов и доказательств приходит к выводу о том, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «СП БИЗНЕС КАР».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссия Марийского УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «СП БИЗНЕС КАР».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу «До 29 июля – даем МАКСИМУМ ВЫГОДЫ на все а/м в наличии! Специальный кредит. Больше условий на покупку TOYOTA: +7 (495) 181-41-45», направленную 12.07.2017 смс – сообщением Фадееву А.Ю., поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «СП БИЗНЕС КАР» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                        

 

Члены Комиссии                                                                                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны