Решение б/н решение по делу №03-21/56-2016 от 16 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/56-2016

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«21» ноября 2016 года                                                                            г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «16» ноября 2016 года

Полный текст решения изготовлен: «21» ноября 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –

член Комиссии –

член Комиссии –

рассмотрев дело № 03-21/56-2016, возбужденное по признакам нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившимся в размещении ненадлежащей рекламы займов ООО МФО «Займ пенсионный» в газете «Известия Марий Эл» в номере №21 (1101) от 01 июня 2016 года без указания всех полных существенных условий предоставления займов, с указанием неверного предельного возраста заемщика,

 в присутствии представителя ООО МФО П., действующего на основании доверенности,

 в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) проведен мониторинг рекламы, размещенной в печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории Республики Марий Эл, в результате которого установлен факт распространения рекламы ООО МФО в газете «Известия Марий Эл» в номере №21 (1101) от 01 июня 2016 года следующего содержания:

Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/56-2016 по признакам нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее- Закон о рекламе).

Определением от 26.10.2016 о возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе к участию в рассмотрении дела привлечены: ИП С. - в качестве заинтересованного лица, ООО МФО - в качестве лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе.

Письмом от 10.10.2016 №АК/69378/16 ФАС России передала Марийскому УФАС России полномочия на возбуждение и рассмотрение дела в отношении ООО МФО по факту распространения рекламы «Займ пенсионный», размещенной в газете «Известия Марий Эл».

На заседании комиссии по рассмотрению дела представитель ООО МФО признал нарушение законодательства о рекламе, а также пояснил, что фактически на момент размещения рекламы действовали условия предоставления займа «Пенсионный» под 8,5-10% в месяц. В рекламе возможность получения займа с процентной ставкой от 0,28% в день была указана ошибочно, поскольку обособленным подразделением ООО МФО в городе Йошкар-Оле не были учтены изменения, внесенные в программы выдачи займов ООО МФО. Ограничение по возрасту заемщика в 70 лет также было указано ошибочно, фактически займы предоставлялись лицам в возрасте до 75 лет.

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные в ходе рассмотрения материалы и документы, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи средства массовой информации, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования является ООО МФО, а также программа займа «Пенсионный», предоставляемая данной организацией.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу пункта 6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» к финансовым организациям относятся в том числе микрофинансовые организации.

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон №151-ФЗ) микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности, микрофинансовая организация - юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций.

ООО МФО является микрофинансовой организацией, осуществляет свою деятельность на основании свидетельства МФО №001503045006807 от 14.09.2015.

На основании пункта 2 статьи 8 Закона №151-ФЗ порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются микрофинансовой организацией в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых органом управления микрофинансовой организации.

Также в силу части 2.1 статьи 3 Закона №151-ФЗ микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 №353-Ф «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон №353).

В соответствии со статьей 3 Закона №353 потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования. Заемщиком выступает физическое лицо, обратившееся к кредитору с намерением получить, получающее или получившее потребительский кредит (заем).

Из положений статьи 3 Закона №353 следует, что потребитель (потенциальный заёмщик) имеет право на получение в местах оказания услуг (местах приема заявлений о предоставлении потребительского кредита (займа), а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений и информации об организации, предоставляющей займ, а также о требованиях к заемщику, видах и условиях потребительских займов и другая информация.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Требования к рекламе финансовых услуг содержаться в статье 28 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, в силу части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В силу пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рассматриваемой рекламе содержаться следующие сведения относительно условий предоставления займа «пенсионный» ООО МФО: «Микрозайм предоставляется пенсионерам РФ до 70 лет. Необходимые документы: паспорт <...> ИНН, пенсионное удостоверение. На срок до 6 месяцев. Сумма от 5 000 до 20 000 рублей. Процентная ставка от 0,28% в день (102% годовых). Пени – 0,05% (20% годовых) в день от суммы просроченной задолженности. ООО «МФО «АКЦИЯ-ЗАЙМ» ОГРН 1157746647552, ИНН 9705044236. Номер записи в государственном реестре МФО №0001503045006807 от 14.09.2015г. Условия на дату публикации».

ООО МФО на территории Республики Марий Эл имеет обособленные подразделения (пункты выдачи займов) по следующим адресам: г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д.110, п. Сернур, ул. Коммунистическая, д.93а, п. Параньга, ул. Гагарина, д.20, п. Звенигово, ул. Ленина, участок 32/1, г. Волжск, ул. Матюшенко, д.1.

Условия предоставления микрозаймов ООО МФО утверждены в Общих условиях договора потребительского займа, утвержденных приказом генерального директора ООО МФО от 11.01.2016 №02-од, Правилах предоставления микрозаймов ООО МФО. Из реестра продуктов микрозайма, определенных в приложении №2 к Правилам предоставления микрозаймов следует, что займ «пенсионный» предоставляется лицам в возрасте до 75 лет, пенсионерам по любому основанию. При этом срок займа составляет 6 месяцев, процентная ставка составляет от 8,5% в месяц (102% годовых) до 10% в месяц (120% годовых). Займы предоставляются в сумме от 5 000 до 20 000 рублей.

Марийским УФАС России установлено, что в рассматриваемой рекламе имеются сведения о минимальной процентной ставке, по которой может быть предоставлен займ по программе «пенсионный», однако отсутствуют сведения о максимальной процентной ставке 10% в месяц (120% годовых).

Таким образом, в рассматриваемой рекламе указаны неполные сведения о размере процентной ставки, по которой предоставляется займ «Пенсионный».

Условие о процентной ставке является для потребителей наиболее значимым, определяющим выбор потребителя среди микрофинансовых организаций и программ выдачи займов.

Поскольку в рассматриваемой рекламе имеются иные условия выдачи займа такие как срок, сумма, категория заемщиков, она должна содержать полные сведения о размере процентной ставки.

В рассматриваемой рекламе не указаны все условия, влияющие на сумму доходов и расходов лица, воспользовавшихся услугами ООО МФО по выдаче займов, реклама содержит наиболее привлекательную для потребителя информацию, иная же информация, имеющая существенное значение при формировании осознанного желания воспользоваться соответствующей услугой, в рекламе «Займ пенсионный» отсутствует.

Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России на основе собранных доказательств приходит к итоговому выводу о том, что рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях предоставления займов ООО МФО, реклама не содержит информации о всех условиях, влияющих на сумму расходов и доходов заемщика.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, содержащая недостоверные сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В рассматриваемой рекламе указано, что микрозайм предоставляется заемщикам-пенсионерам в возрасте до 70 лет. Однако фактически, согласно условиям предоставления займов ООО МФО займ пенсионный должен предоставляться заемщикам в возрасте до 75 лет.

Следовательно, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку содержит недостоверные сведения относительно условий предоставления займа в части ограничения возраста заемщика.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;  рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 3, 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Из представленных в материалы дела документов следует, что газета «Известия Марий Эл» зарегистрирована в качестве средства массовой информации в соответствии со свидетельством ПИ №ТУ 12-0001 от 16.07.2008. Газета распространяется на территории Республики Марий Эл с периодичностью один раз в неделю.

В ходе рассмотрения дела установлено, что рассматриваемая реклама размещалась на основании договора от 15.02.2016 №10/16, заключенного между ООО МФО и ИП С., заявки на производство и размещение рекламы от 15.02.2016. Исполнение договора подтверждается оплатой оказанных услуг (чек от 15.02.2016, квитанция к приходному кассовому ордеру №144 от 15.02.2016).

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламной информации является ООО МФО, что обществом не оспаривается.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО МФО .

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу, займов ООО МФО «Займ пенсионный», размещенную в газете «Известия Марий Эл» в номере №21 (1101) от 01 июня 2016 следующего содержания:

поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

  1. Выдать обществу с ограниченной ответственностью МФО предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                         

Члены Комиссии 

                                                                                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны