Решение б/н предписание и решение по делу №03-21/61-2016 от 16 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №03-21/61-2016

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«01» декабря 2016 года                                                                               г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «30» ноября 2016 года

Полный текст решения изготовлен: «01» декабря 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –

член Комиссии –

член Комиссии –

рассмотрев дело, возбужденное по признакам нарушения пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в присутствии ИП М., паспорт <...> ООО «П» – директора К., паспорт <...> выписка из Единого государственного реестра,

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) в ходе мониторинга средств массовой информации обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, на странице 46 рекламно-информационного журнала для женщин «Женский клуб Марий Эл» №5 (66), сентябрь 2016 г. обнаружена реклама следующего содержания: «студия красоты Golden Lady Парикмахерские услуги мужской/женский зал SPA-уход за волосами восстановление и питание Маникюр/педикюр мужской/женский наращивание ногтей, ресниц и волос услуги визажиста солярий депиляция ул. Эшпая, 139 тел. 32-37-32 vk.com/goldenladyola Волкова Татьяна стиллист-парикмахер», содержащая признаки нарушения пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

По результатам мониторинга антимонопольным органом возбуждено дело №03-21/61-2016 по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

ООО «П» письменных пояснениях и на заседании Комиссии указало, что реклама в журнале «Женский клуб Марий Эл» была размещена обществом впервые. Срок разработки и согласования макета рекламы составлял один день. При размещении рекламы была допущена ошибка, отсутствовала расшифровка услуги депиляции. ООО «П» оказывает spа-услугу – сахарная депиляция волос (spа-шугаринг). Медицинские услуги не оказываются, в штате отсутствуют сотрудники соответствующей квалификации.

При рассмотрении дела ИП М. пояснила, что образец макета рекламы был предоставлен ООО «П», макет согласован сторонами. Реклама была размещена. Предприниматель признала факт нарушения законодательства о рекламе при распространении рекламы медицинских услуг.

Рассмотрев материалы дела №03-21/61-2016 о нарушении законодательства о рекламе и выслушав позицию лиц, участвующих в деле, Комиссия Марийского УФАС России признает рассматриваемую рекламу ненадлежащей по следующим основаниям.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (статья 3 Закона о рекламе).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 №АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц»).

Рассматриваемая информация о студии красоты «Golden Lady» является рекламой, поскольку она распространена в информационном издании и направлена на привлечение внимания как к салону красоты «Golden Lady», так и к услугам, которые предлагаются потребителям: парикмахерские услуги, SPA-уход за волосами, восстановление и питание, маникюр/педикюр, наращивание ногтей, ресниц и волос, услуги визажиста, солярий, депиляция.

Таким образом, спорная реклама способствует формированию и поддержанию интереса к услугам студии красоты, продвижению их на рынке.

Одной из целей Закона о рекламе является предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Закона о рекламе).

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 части 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В спорной рекламе одним из объектов рекламирования является услуга депиляция, которая согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 27.12.2011 №1664н (далее - Номенклатура) относится к числу простых медицинских услуг (А14.01.012), оказание которых возможно только при наличии соответствующей лицензии.

Пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрывает содержание понятия «медицинская услуга» - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Антимонопольным органом установлено, что на территории г. Йошкар-Олы в рамках имеющихся лицензий на осуществление медицинской деятельности услуги по депиляции вправе оказывать: ГБУ РМЭ «Поликлиника №1 г. Йошкар-Олы», ГБУ РМЭ РКВД, ГБУ РМЭ «Медсанчасть №1 г. Йошкар-Олы, ГБУ РМЭ «Поликлиника №2 г. Йошкар-Олы», ГБУ РМЭ СПО «Йошкар-Олинский медицинский колледж», ООО «Креатив», ООО «Эстетик», ООО «Космо», ООО «Центр лазерной медицины», ООО «Медицинский центр «Сити-Мед», ООО «ЛАБ 12» (письмо Министерства здравоохранения Республики Марий Эл от 06.10.2016 исх. №6437).

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «П», которое лицензию на осуществление медицинской деятельности в установленном законом порядке не получило. 

Таким образом, спорная реклама нарушает требования пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе.

Кроме того, Законом о рекламе закреплены специальные требования к рекламе медицинских услуг.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой другими способами предупредительная надпись должна занимать не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Указанные требования не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Спорная реклама размещена в журнале «Женский клуб Марий Эл», который не относится к числу специализированных печатных изданий, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а рекламируемые медицинские услуги направлены на привлечение внимания неопределенного круга лиц потребителей, поскольку читателями указанной газеты являются жители Республики Марий Эл.

Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой медицинских услуг и должна содержать предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. 

Соответственно спорная реклама является ненадлежащей, поскольку нарушает часть 7 статьи 24 Закона о рекламе ввиду отсутствия предупредительной надписи.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Между ИП М. и ООО «П» заключен договор от 30.08.2016 на оказание рекламно-информационных услуг.

В соответствии с пунктом 1.1. указанного договора ИП М. обязуется разместить рекламно-информационные материалы ООО «П» в ежемесячном бесплатном рекламно-информационном журнале «Женский клуб Марий Эл», а общество обязуется оплатить ИП М. услуги по размещению материала. 

Во исполнение договора от 30.08.2016 на оказание рекламно-информационных услуг ООО «П» обязуется предоставить рекламно-информационные материалы для размещения их в издании с соблюдением всех требований действующего законодательства Российской Федерации. Общество гарантирует и несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в материалах (пункт 2.1. договора от 30.08.2016).

Пунктами 3.1., 3.2., 3.3. договора от 30.08.2016 на оказание рекламно-информационных услуг установлены обязанности ИП М., в соответствии с которыми предприниматель обязуется разместить рекламно-информационные материалы в сроки и объеме, согласованные с ООО «П», представить на утверждение обществу оригинал-макет рекламно-информационных материалов до начала тиражирования.

Об исполнении указанного договора свидетельствуют представленные ИП М. документы: договор от 30.08.2016 на оказание услуг, акт от 12.09.2016 №00000001, акт от 12.09.2016 №00000071, соглашение о зачете взаимных требований от 12.09.2016.

В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Рекламодателем указанной рекламы является ООО «П», рекламораспространителем – ИП М..

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, учитывая отсутствие сведений устранения факта нарушения законодательства о рекламе, считает необходимым выдать предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП М., ООО «П».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в журнале «Женский клуб Марий Эл» №5 (66), сентябрь 2016 года на странице 46 следующего содержания: «студия красоты Golden Lady Парикмахерские услуги мужской/женский зал SPA-уход за волосами восстановление и питание Маникюр/педикюр мужской/женский наращивание ногтей, ресниц и волос услуги визажиста солярий депиляция ул. Эшпая, 139 тел. 32-37-32 vk.com/goldenladyola Волкова Татьяна стиллист-парикмахер», поскольку нарушает требования пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать индивидуальному предпринимателю М., обществу с ограниченной ответственностью «П» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                          

 

Члены Комиссии                                                                                       

                         

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

ПО ДЕЛУ № 03-21/61-2016

 

«01» декабря 2016 года                                                                                г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –

член Комиссии –

член Комиссии –

на основании своего решения от «01» декабря 2016 года по делу № 03-21/61-2016 о признании ненадлежащей рекламы «Студии красоты Golden Lady», распространённой на странице 46 журнала «Женский клуб Марий Эл» №5 (66), сентябрь 2016 г., в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Индивидуальному предпринимателю М. в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы медицинской услуги без лицензии на осуществление медицинской деятельности и без указания предупреждения о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией или получения консультации специалистов.

2. Индивидуальному предпринимателю М. представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.

 

Пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                           

 

Члены Комиссии:                                                                                     

                                                                                                                    

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

ПО ДЕЛУ № 03-21/61-2016

 

«01» декабря 2016 года                                                                                г. Йошкар-Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –

член Комиссии –

член Комиссии –

на основании своего решения от «01» декабря 2016 года по делу № 03-21/61-2016 о признании ненадлежащей рекламы «Студии красоты Golden Lady», распространённой на странице 46 журнала «Женский клуб Марий Эл» №5 (66), сентябрь 2016 г., в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью «П» в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы медицинской услуги без лицензии на осуществление медицинской деятельности и без указания предупреждения о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией или получения консультации специалистов.

2. Обществу с ограниченной ответственностью «П» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.

 

Пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                           

 

Члены Комиссии:                                                                                                                      

                                                                                          

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны