Решение б/н Решение и предписание по делу №03-21/62-2017 от 19 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

скпк

 

Заинтересованное лицо:

ИП Х

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/62-2017

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«09» февраля 2018 года                                                                                г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «02» февраля 2018 года

Полный текст решения изготовлен: «09» февраля 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Ф,

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Е,

член Комиссии – специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов В,

рассмотрев дело № 03-21/62-2017, возбужденное по признакам нарушения пунктов 1, 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившимся в распространении в газете «Ваш новый день» номер <...> (982) от 28.10.2017 на странице 5 рекламы СКПК «Р» о привлечении личных сбережений граждан под высокоэффективный действующий инвестиционный проект,

в присутствии  председателя правления, К. – представитель СКПК «Р» по доверенности от 21.12.2017,

в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Марийским УФАС России был произведен мониторинг рекламы печатных изданий, распространяемых на территории Республики Марий Эл.

Так, в номере 43 (982) от 28.10.2017 газеты «Ваш новый день» на странице 5 размещена реклама СКПК «Р» о привлечении личных сбережений граждан под высокоэффективный действующий инвестиционный проект с признаками нарушения пунктов 1, 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», следующего содержания:

 

.

На основании изложенного, Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/62-2017 по признакам нарушения пунктов 1, 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).

Определением от 01.12.2017 о возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе к участию в рассмотрении дела привлечены: СКПК «Р» (лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе), ИП Х (заинтересованное лицо).

На заседании Комиссии СКПК «Р» пояснили, что эффективность «высокоэффективного действующего инвестиционного проекта» определена доходностью проекта за прошедший сезон, и представили соответствующий бизнес-проект «Иван-чай». Информацию о вкладе, а также об эффективности проекта кооператив предоставляет потенциальным вкладчикам до заключения договора вклада.

Также кооператив указал, что срок вклада более 12 месяцев продлевается путем обращения вкладчика и пролонгации договора приема личных сбережений на условиях, которые были определены первоначальным договором. Так, размер % ставки определяется сроком вклада 3 месяца, 6 месяцев, 12 месяцев соответственно 20% годовых, 26 % годовых, 30 % годовых.

Вместе с тем, в типовой форме договора, представленной в материалах дела, установлено, что договор может быть продлен по истечении срока договора на условиях «Вклады до востребования» с процентной ставкой 5 % годовых, а в случае досрочного востребования, проценты СКПК выплачиваются по ставке «Вклады до востребования», действующей в СКПК за фактическое время, исходя из 5 % годовых.

Отдельного положения о приеме личных сбережений «под высокоэффективный действующий проект» не принималось.

Также кооператив сообщил, что в рекламе размещены все существенные условия принятия личных сбережений, и, следовательно, нарушение законодательства о рекламе отсутствует.

ИП Х на заседание комиссии не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные материалы и документы, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624).

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из анализа текста рекламы СКПК «Р» следует, что объектом рекламирования выступает указанный потребительский кооператив и услуги, оказываемые данной организацией.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи печатного издания, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. При этом в силу пункта 6 названной статьи в перечень финансовых организаций включен и кредитный потребительский кооператив.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности доходности вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

В рассматриваемой рекламе указано, что прием личных сбережений производится «под высокоэффективный действующий инвестиционный проект».

Под «высокоэффективным действующим инвестиционным проектом» понимается проект «Производство ферментированного Иван-чая широкого ассортимента», реализуемый ООО «Я».

Марийским УФАС России установлено, что между СКПК «Р» и ООО «Я» заключено соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности, в соответствии с которым стороны могут оказывать финансовое содействие в области производства чайного напитка «Иван-чай». Производителем данной продукции является ООО «Я». Данная информация доводится до членов кооператива при внесении вкладов. Кроме того, в рекламе указаны процентные ставки по вкладу в размере 20%, 26%, 30%, которые значительно выше, чем средние ставки по вкладам, предъявляемыми банками. Однако, доказательств, что они выше, либо указаний на конкретные банки и их процентные ставки, реклама не содержит.

Также эффективность «высокоэффективного действующего инвестиционного проекта» определена СКПК «Р» исходя из доходности проекта за прошедший сезон.  Из представленных пояснений следует, что рыночная стоимость проекта составляет 56 800 тысяч рублей, затраты на производство 35 800 тысяч рублей, соответственно, рентабельность проекта составила 170%.

 Однако доказательства, подтверждающие возможность определения доходности вложений на момент заключения договоров СКПК «Р» не представлено, следовательно, реклама нарушает пункт 1 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рассматриваемой рекламе содержатся условия принятия сбережений граждан 3 месяца – 20% годовых, 6 месяцев – 26% годовых, 12 месяцев – 30% годовых, также указаны условия о минимальной сумме -10 000 рублей.

СКПК «Р» указал, что срок вклада более 12 месяцев продлевается путем обращения вкладчика и пролонгации договора приема личных сбережений на условиях, которые были определены первоначальным договором. Так, размер процентной ставки определяется сроком вклада 3 месяца, 6 месяцев, 12 месяцев соответственно 20% годовых, 26 % годовых, 30 % годовых.

Вместе с тем, в типовой форме договора, представленной в материалах дела, установлено, что договор может быть продлен по истечении срока договора на условиях «Вклады до востребования» с процентной ставкой 5 % годовых, а в случае досрочного востребования, проценты СКПК выплачиваются по ставке «Вклады до востребования», действующей в СКПК за фактическое время, исходя из 5 % годовых.

Из представленных СКПК «Р» письменных пояснений от 10.11.2017 вх. №13706 и документов следует, что обязательным условием для получения услуги по участию в высокоэффективном действующем проекте является членство в кооперативе. Так, обязательными являются вступительный взнос в размере 50 рублей и паевой взнос в размере 100 рублей для физических лиц.

Однако, в рекламе отсутствуют данные сведения и информация об уплате членских взносов и их размере.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе содержится только наиболее привлекательная для потребителя информация, иная же информация, имеющая существенное значение при формировании осознанного желания воспользоваться соответствующей услугой, в рекламе СКПК «Р» отсутствует.

Таким образом, рассматриваемая реклама также нарушает пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

СКПК «Р» заключил договор №ХРП000000548 от 1 октября 2016 года с ИП Х на размещение рекламного материала в печатном издании. Данный договор выполнен согласно платежному поручению № 155 от 30.10.2017.

 Согласно материалам, представленным в деле, заявка на размещение рекламы была сделала СКПК «Р» в электронном виде. Макет рекламы был разработан «СКПК «Р».

Таким образом, рекламодателем является СКПК «Р», рекламораспространителем - ИП Х

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель, а, следовательно, СКПК «Р».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В материалах дела отсутствуют доказательства, отражающие прекращение СКПК «Р» распространения рассматриваемой рекламы в газете «Ваш Новый День» в настоящее время.

На основании изложенного, Марийское УФАС России, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи СКПК «Р» предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу СКПК «Р», распространенную в газете «Ваш новый день» номер <...> (982) от 28.10.2017 на странице 5 о привлечении личных сбережений граждан под высокоэффективный действующий инвестиционный проект, следующего содержания:

поскольку в ней нарушены требования пунктов 1, 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

 

Председатель   Комиссии                                                                            

 

Члены Комиссии                                                                                          

                                     

скпк

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

ПО ДЕЛУ № 03-21/62-2017

 

«09» февраля 2018 г.                                                                                 г. Йошкар - Ола

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Ф;

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Е;

член Комиссии – специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов В;

на основании своего решения от «09» февраля 2018 г. по делу № 03-21/62-2017 о признании ненадлежащей рекламы СКПК «Р», распространенной в газете «Ваш новый день» номер <...> (982) от 28.10.2017 на странице 5 о привлечении личных сбережений граждан под высокоэффективный действующий инвестиционный проект, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу в течение 7 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы с нарушением пунктов 1, 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

2. Сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу  представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.

 

Примечание!

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Марий Эл вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                             

 

Члены Комиссии:

                                                              

 

                                                                                                                       

 

                                                                         

                                                                                                         

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны