Решение б/н решение по делу №03-21/63-2016 от 16 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №03-21/63-2016

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«13» декабря 2016 года                                                                                     г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «12» декабря 2016 года

Полный текст решения изготовлен: «13» декабря 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –

член Комиссии –

член Комиссии –

рассмотрев дело № 03-21/63-2016, возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии главного врача ООО Н., в отсутствии заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Марийского УФАС России в порядке переадресации из Прокуратуры Республики Марий Эл поступило заявление гражданина Н. в отношении рекламы ООО, размещенной в публичной группе «Морки Online – Новости Моркинского района» социальной сети «ВКонтакте», следующего задержания: «ООО Поликлиника «Гармония» приглашает 6 СЕНТЯБРЯ (вторник): - УЗИ головного мозга и тазобедренного сустава детей, - детский невролог (Щеглов П.И.) ДРБ. Запись по тел. 9-77-78, 89027388080», содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе.

В своем обращении заявитель указал, что данная реклама размещена с нарушениями части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в связи с отсутствием предупредительной надписи в рекламе медицинских услуг по ультразвуковому исследованию головного мозга, приему (осмотру, консультации) врача-невролога.

По результатам рассмотрения заявления определением Марийского УФАС России от 22.11.2016 возбуждено дело № 03-21/63-2016 по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Во исполнение указанного определения обществом представлена лицензия на осуществление медицинской деятельности, правоустанавливающие документы на помещение, в котором оказываются медицинские услуги, а также документы на оборудование, которым проводится УЗИ головного мозга и тазобедренного сустава.

Из письменных и устных пояснений ООО следует, что договор на размещение рассматриваемой рекламы отсутствует, оплата не производилась, общество размещение рекламы в социальных сетях не заказывало.

Рассматриваемая реклама была размещена от лица К., которая является сотрудником общества на основании трудового договора от 11.03.2013 № 12. Согласно объяснительной записке К. лицо является пользователем социальной сети «ВКонтакте». К. по личной инициативе разместила рассматриваемую рекламу в публичной группе «Морки Online – Новости Моркинского района» в целях привлечения внимания к приему доктора Щ., а также медицинским услугам, представленным в рассматриваемой рекламе.

Общество подтвердило, что на 06 сентября 2016 года ООО был запланирован прием врача Щ., о чем было сообщено сотрудникам общества с целью информирования о возможности записи на прием лиц, которым была назначена консультация у соответствующего специалиста. К., являясь медицинской сестрой поликлиники, превысила свои полномочия, разместив данную рекламу посредствам публичной группы «Морки Online – Новости Моркинского района» социальной сети «ВКонтакте».

Вместе с тем, общество не оспаривало, что в рассматриваемой рекламе медицинских услуг предупредительная надпись необходима.

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев материалы дела, считает указанную рекламу ненадлежащей по следующим основаниям.

Так, в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объектам рекламирования (поликлинике «Гармония», медицинским услугам: УЗИ головного мозга и тазобедренного сустава детей) внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); распространена посредствам публичной группы «Морки Online – Новости Моркинского района» социальной сети «ВКонтакте», доступ к которой не ограничен кругом пользователей, подписавшихся на данную публичную группу или пользователями, зарегистрированными в социальной сети «ВКонтакте»; не содержит указания на конкретный субъект ее получения; формирует и поддерживает интерес к рекламируемой информации и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) установлено, что медицинской услугой является медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение

В номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 № 1664н, включены следующие услуги: ультразвуковое исследование головного мозга (А04.23.001.001), ультразвуковое исследование сустава (А04.04.001). В рассматриваемой рекламе указаны услуги по ультразвуковому исследованию головного мозга и тазобедренного сустава детей, которые являются медицинскими услугами согласно пункту 4 статьи 2 Закона № 323-ФЗ.

Таким образом, указанная реклама медицинских услуг не содержит предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, занимающего не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства), что является нарушением части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Вместе с тем, согласно представленным ПАО «Ростелеком» сведениям, телефонный номер <...> -77-78, указанный в рекламной информации, принадлежит ООО  на основании абонентского договора.

Кроме того, абонентский номер <...> , также указанный в рассматриваемой рекламе, принадлежит главному врачу поликлиники –Н. и используется обществом как один из рабочих телефонов ООО, что подтверждается также письменными пояснениями самой Н. (вх. № 14100 от 29.11.2016).

Таким образом, в рассматриваемой рекламе используется наименование общества – ООО, контактные данные общества.

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона о рекламе.

В связи с тем, что К. является сотрудником ООО, а реклама направлена на привлечение внимания к медицинским услугам, оказываемым данной организацией, т.е., Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что спорная реклама размещена от имени и в интересах общества, а, следовательно, действия ООО содержат нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает, необходимым выдать ООО предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу ООО, размещенную в публичной группе «Морки Online – Новости Моркинского района» социальной сети «ВКонтакте», следующего задержания: «ООО Поликлиника «Гармония» приглашает 6 СЕНТЯБРЯ (вторник): - УЗИ головного мозга и тазобедренного сустава детей, - детский невролог (Щеглов П.И.) ДРБ. Запись по тел. 9-77-78, 89027388080», поскольку нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                       

 

Члены Комиссии                                                                                                

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны