Решение б/н Решение по делу 03-21/64-2017 от 19 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

ООО

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/64-2017

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

 

«21» февраля 2018 года                                                                                г. Йошкар-Ола

 

Резолютивная часть решения объявлена: «21» февраля 2018 года

Полный текст решения изготовлен: «21» февраля 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Ф,

член Комиссии – начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Е,

член Комиссии – специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов В,

рассмотрев дело № 03-21/64-2017 по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.20106 № 38 – ФЗ «О рекламе», выразившимся в распространении ООО  рекламы на объекте, расположенном по адресу: г. Звенигово, ул. Ленина, д.9, в присутствии представителя ООО  С по доверенности от 01.01.2018, в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Марийским УФАС России был произведен мониторинг рекламы, распространяющейся в муниципальном образовании «Городское поселение Звенигово».

В ходе мониторинга была обнаружена реклама по предоставлению займов ООО , размещенная по адресу: г. Звенигово, ул. Ленина, д.9, содержащая признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, следующего содержания:

20171108_092523 (1)

На основании изложенного, Марийским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе №03-21/64-2017 по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).

Определением от 21.12.2017 о возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе к участию в рассмотрении дела привлечено ООО .

На заседании Комиссии ООО  указало, что в рассматриваемой рекламе содержатся все существенные условия акции «0! Первый займ под 0% на 7 дней».

Кроме того, ООО  пояснило, что существенные условия акции указаны четким, хорошо читаемым шрифтом, информация расположена на уровне глаз человека, и может быть прочтена без использования устройств для слабовидящих людей (очков, лупы).

Вместе с тем общество отметило, что в настоящий момент реклама по адресу г. Звенигово, ул. Ленина, д. 9 не размещается.

 

Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев полученные материалы и документы, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).

Информация о финансовых услугах ООО  по предоставлению займов «0! Первый займ под 0% на 7 дней» является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); не содержит указания на конкретный субъект ее получения; формирует и поддерживает интерес к рекламируемой информации и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Частью 3 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно Правилам предоставления потребительских микрозаймов ООО , утвержденных генеральным директором общества, установлено, что по договору займа общество передает в собственность заемщику денежные средства (заем) на условиях возвратности, платности и срочности, заемщик обязуется вернуть заем и выплатить проценты за пользование займом в порядке, установленном общими условиями и индивидуальными условиями договора займа.

В силу Приказа от 15.09.2017 № 101.1/3-о/д обществом установлены следующие условия предоставления, использования и возврата потребительского микрозайма:

- минимальная сумма займа составляет 1 000 (одна тысяча) рублей, максимальная – 20 000 (двадцать тысяч) рублей;

- микрозайм предоставляется заемщику обществом единовременно в полной сумме кратной 1000 (одной тысяче) рублей на основании заявления одним из следующих способов: 1) наличными денежными средствами в офисе по выдаче займов; 2) путем перечисления суммы микрозайма на электронное средство платежа;

- микрозайм предоставляется на срок 16 (шестнадцать) календарных дней(включительно);

- льготный период пользования займом, впервые заключающих договор займа с ООО  - 7 дней;

- микрозайм предоставляется в рублях; процентные ставки по истечении льготного периода составляют: 1 % в день (от 365 % до 366 % годовых) – пенсионерам при предъявлении пенсионного удостоверения (пенсионной справки), 1,5 % день (от 547,5 % до 549 % годовых) – лицам, имеющим три и более закрытых займа в ООО  на общую сумму не менее 10 000 рублей, 2 % в день (от 730 % до 732 % годовых) – всем остальным категориям заемщиков.

На рассматриваемом макете по центру крупным шрифтом размещена информация: «0! Первый займ под 0 %на 7 дней». Маленьким шрифтом белого цвета по краю окружности размещена следующая информация:

«Без залога, поручителей, штрафов и комиссий. Акция является бессрочной. Информация об организаторе акции, правилах и условиях ее проведения уточняйте в офисах ООО  или по телефону горячей линии 8-800-333-55-66. Организатор оставляет за собой право прекратить проведение акции досрочно, о чем размещает информацию на своем официальном сайте dengimigom.ru. Данная акция проводится в качестве рекламной кампании в целях привлечения потенциальных клиентов. ООО  . Условия акции: сумма займа от 1000 руб. до 20 000 рублей (кратно 1000 руб.), срок – 16 дней, предоставляется по паспорту гражданам РФ, зарегистрированным и/или работающим в РФ, в возрасте от 21 до 70 лет включительно. Льготный период пользования займом для клиентов впервые заключающих договор займа с ООО  - 7 дней под 0%, по окончании льготного периода-1% в день (от 365% до 366% годовых) - пенсионерам при предъявлении пенсионного удостоверения (пенсионной справки); 1,5% в день (от 547,5% до 549% годовых) - лицам, имеющим три и более закрытых займа в ООО  на общую сумму более 10 000 руб.; 2% в день (от 730% до 732% годовых) – всем остальным категориям заемщиков)».

Таким образом, в рассматриваемой рекламе выделена наиболее привлекательная для потребителя информация – «0! Первый займ под 0% на 7 дней», вследствие чего потребитель может решить, что займ могут приобрести все граждане вне зависимости от возраста и на любую сумму.

Однако, существенная информация (о размере займа, возрасте потенциального заемщика, процентная ставка по истечении льготного периода) напечатаны мелким шрифтом в положении «вверх ногами» и вертикально, которое не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и тем более уяснить указанные условия не представляется возможным.

Поскольку распространенная ООО  реклама направлена на формирование у потребителей желания его приобрести, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие каких-либо сведений об условиях может привести к искажению смысла рекламы.

Использование ООО такого визуального приема в рекламе, как неодинаковый размер шрифта размещенной информации, когда размер цифр и букв крупного шрифта во много раз превышает размер букв и цифр мелкого шрифта, а также размещении информации мелким шрифтом по кругу вводит в заблуждение потребителей относительно рекламируемого товара и услуги.

То обстоятельство, что в Законе о рекламе не определен размер шрифта и форма расположения всех существенных условий о предоставлении займа, не свидетельствует о том, что размер шрифта и его расположение может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В целях анализа фактической возможности изучения потребителями всех существенных условий макет рекламы был направлен в ГБУ РМЭ «Р, которое в письме от 15.02.2018 вх. №1477 указало, что текст, расположенный по кругу, воспринимается для чтения в нижней части, в верхней части-текст расположен «вверх ногами» и плохо доступен для чтения потребителя.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что совокупность обстоятельств, связанных с характером рекламы (наружная), манерой расположения текста и соотношением размера шрифта, использованного при описании привлекательных для потребителя условий и иных существенных условий, не позволяло потребителям понять и уяснить с равной степенью всю совокупность условий приобретения финансовых услуг, изложенных в рекламе.

В силу изложенных обстоятельств, формальное присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие.

Таким образом, рассматриваемая реклама финансовых услуг ООО  нарушает часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2, часть 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Марийским УФАС России установлено, что между ООО  и ООО «З» (арендодатель) заключен договор аренды нежилого помещения от 01.08.2015г. №51/ю 21/144, предметом договора является право владения и пользования торговым павильоном, расположенным по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, город Звенигово, ул. Ленина, в 30 метрах по направлению на юго-восток от дома 40. Учитывая, что рассматриваемая реклама размещена на торговом павильоне, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО .

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель, а, следовательно, ООО .

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В материалах дела представлены доказательства, отражающие прекращение ООО  распространения рассматриваемой рекламы по адресу г. Звенигово, ул. Ленина, д. 9 в настоящее время.

На основании изложенного, Марийское УФАС России, считает, что в данном случае отсутствуют основания для выдачи ООО  предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу по предоставлению займов ООО , размещенную по адресу: г. Звенигово, ул. Ленина, д.9, следующего содержания:

20171108_092523 (1)

поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

 

 

Председатель   Комиссии                                                                            

 

Члены Комиссии                                                                                          

                                                                                                             

                                                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны